Методические рекомендации к интегрированному уроку русского языка и искусства в 6 классе

  Интегрированный урок русского языка  и искусства в 6 классе   на тему "Хохлома- это часть культуры родной земли"   (н, нн в суффиксах прилагательных)   Цели урока:   •   познакомить с орфограммой: н, нн в суффиксах прилагательных,   •   повторить  основные сведения об  имени прилагательном ,   •   совершенствовать  умение выполнять синтаксический разбор предложения.   •   развивать у учащихся познава­тельный интерес, творческие способности,         познавательные способности: речь, память,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка и искусства в 6 классе

на тему "Хохлома- это часть культуры родной земли"

(н, нн в суффиксах прилагательных)

Цели урока:

познакомить с орфограммой: н, нн в суффиксах прилагательных,

• повторить основные сведения об имени прилагательном ,

• совершенствовать умение выполнять синтаксический разбор предложения.

развивать у учащихся познава­тельный интерес, творческие способности,

познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.

воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям.

. знакомство с хохломой, особенности ее изображения

Оборудование:

- ( выставка изделий хохломской росписи), музыкальное оформление

-Текст легенды, пригласительные билеты с заданием, индивидуальные карточки, конверты с дифференцированным заданием;

- Словарики, сигналики, рисунки учащихся, краски, нарисованная чаша.

Оформление доски: эпиграф к уроку, словосочетания для задания на закрепление.

Ход урока

1. Орг. момент.

  1. Знакомство с темой , целями урока.

- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные.

Сегодня на уроке мы побываем на заочной экскурсии в мастерской художника, полюбуемся хохломской росписью. Эпиграфом к нашему уроку будут слова из энциклопедического словаря: «Хохлома- это часть культуры родной земли».

Почему предметы, о которых пойдет речь, называются "хохломой", как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства - обо всем этом вы сможете узнать. Во время нашего урока мы с вами повторим основные сведения об имени прилагательном, познакомимся с орфограммой: н, нн в суффиксах прилагательных.

3. Синтаксическая пятиминутка // Дифференцированная работа по карточкам ( на повторение)

У вас на партах- пригласительный билет в музей.

Прочитаем его содержание:

Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.

Приглашаем вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

1) Выполним синтаксический разбор первого предложения.

2) А у некоторых ребят будет индивидуальное задание.

4. Знакомствой с новой темой.

- Ребята, образуйте прилагательное от существительных: глина. Назовите разряд прилагательного по значению . Докажите.

- Составим словообразовательную цепочку: глина- глиняный. При помощи чего образовалось прилагательное? Суффикса -ян-)

Имена прилагательные, обозначающие, для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов -ян-, -ан-, в которых пишется одна буква н.

- Работа с опорной схемой.


Н

НН

1. В суффиксе -ин-;

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н;

2. В суффиксе -ан- ( -ян-) прилагательных, образованных от существительных.

2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

Исключение: ветреный



- Прочитаем правило по учебнику ( про себя).

- Ребята, скажите, что не вошло в таблицу, с которой мы работали? Приведите примеры.

5. Закрепление темы.

- Итак, мы с вами справились со всеми заданиями, предложенными нам в пригласительном билете. И можем отправляться на экскурсию в мастерскую художника.

На уроках изобразительного искусства вы, ребята знакомились с народными промыслами. Назовите известные вам ( Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Матрешка, Павло- Посадские платки). И конечно, же - хохлома.

- Запишем прилагательные, при помощи которых можно рассказать о народном промысле. Графически выделим орфограммы, объясним их написание.

- «Запись с объяснением» (работа у доски)

Оловянный порошок, травяной покров, глиняная кружка, тетеревиное крыло, льняное масло, деревянная чаша, серебряный лист , пламенные краски, чаша необыкновенна, огненные краски, журавлиное перо, искусственное золото, обыкновенный цветок.

- Итак, мы готовы к тому, чтобы продолжить знакомство с хохломой.

Посмотрите на хохломскую посуду. Чем отличается эта чаша от обыкновенной посуды? (Она яркая, словно золотая, украшена цветами, травами.)

- Правильно, она как золотая. Цветы, завитки необычные, причудливые. Как перья жар-птицы, золотом загораются они на красном фоне. А кто знает, где изготовляли посуду? ( Нижегородская область).

Где, сегодня производят эту сказочно красивую посуду? (современный традиционный художественный промысел - г. Семенов)

- Откуда пришла к нам эта несравненная красота ?
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды Троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом.

Работа с текстом

- Сегодня мы с вами вспомним легенды, связанные с возникновением хохломской росписи. ( у каждого на парте- текст легенды)

1. Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый мужик- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пше_ую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар- птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар- птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.

2. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Знал мастер, как из простой деревя_ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя_ым порошком, покрывал льня_ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огне_ыми красками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

- Какая легенда понравилась больше, почему?

- Какова тема данного текста?

- Почему не исчезло мастерство художника?

- Выпишите выделенные слова. Графически объясните их написание.

- Работа со словарем

- Работа над смыслом слов: ветреный человек ( легкомысленный), ветряной двигатель ( действующий силой ветра).

- Обратите внимание на слова, заключенные в рамочки , на страницах учебника. Прочитаем их. Какие слова, на ваш взгляд, подойдут для описания хохломских изделий? Образуйте словосочетания.

- Подготовимся к творческому диктанту.

Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды: ( вставить слова на изученную орфограмму

(Деревянную) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (водяным). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины , чтобы древесина не впитывала в себя (льняное) масло. Посуда становилась похожей на (глиняную). Затем ее покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (огненным).

- Посмотрите, насколько разнообразна хохломская посуда. ( слайды)

- Обратим внимание на изобретательность мастеров хохломского промысла. Назовем мотивы, встречающиеся в хохломской росписи, выявим тип орнамента. Вспомним, что такое орнамент ( узор) С этим материалом вы знакомились на уроках изо, поэтому, не думаю, что возникнут трудности в ответе.

(В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик).

"Травный орнамент" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент также называется "травка", или именем ягодки или цветка.

- Игра

Предлагаю вам, ребята «Расписать чашу». (1 ученик идет к доске, рисует на заранее приготовленной чаше травный орнамент)

Все остальные отложили ручки в стороны и нарисовали чашу в воздухе, а затем повторили все элементы, которые нарисует ученик у доски).

- Посмотрите, какая красивая чаша у нас получилась. И в ней преобладает травный орнамент.Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла. Посмотрите на выставку работ, которые вы подготовили совместно с учителем изо. В работах также преобладает травный орнамент.

- Внимательно посмотрите на изделия.Какие цвета преобладают в хохломской росписи? (золотой (цвет солнца), черный (торжественность), красный (огонь, любовь, жизнь).

5. Подготовка к домашнему сочинению .

- Дома вы будете работать над сочинением « В мастерской художника.» Задание: использовать слова на изученную орфограмму. Для сочинения вы можете использовать слова из предыдущего упражнения, словосочетания, записанные в начале урока и слова

6. Подведение итогов урока.

-С какой темой познакомились на уроке?

- Когда в прилагательных пишется одна буква н? две буквы н?

- О каком народном промысле мы сегодня с вами говорили?

(О хохломе, о том, как народные художники превращают обычные предметы быта в произведения искусства, которые приносят нам радость. И мы с вами должны знать народные промыслы и гордиться мастерами- умельцами).

7. Домашнее задание: выучить п. 56 по учебнику, написать сочинение,

А закончим урок словами В. Бокова:

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

-И вам, ребята, спасибо за урок, можете быть свободны.

Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды Троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом.

Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды: ( вставить слова на изученную орфограмму)

(Деревянную) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (водяным). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины , чтобы древесина не впитывала в себя (льняное) масло. Посуда становилась похожей на (глиняную). Затем ее покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как (серебряная). После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (огненным).


Н

НН

1. В суффиксе -ин-;

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н;

2. В суффиксе -ан- ( -ян-) прилагательных, образованных от существительных.

2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

Исключение: ветреный

1. Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый мужик- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пше_ую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар- птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар- птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.

2. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Знал мастер, как из простой деревя_ой посуды сделать праздничную,

чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя_ым порошком, покрывал льня_ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огне_ыми красками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали

люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем

горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Методические рекомендации к интегрированному уроку русского языка и искусства в 6 классеМетодические рекомендации к интегрированному уроку русского языка и искусства в 6 классе

© 2010-2022