Конспект по русскому языку на темПовторение изученного об имени прилагательном

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение изученного об имени прилагательном.

Цели:

а) обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном;

б) развитие устной и письменной связной речи;

в) привитие интереса к изучению русского языка.

Тип урока: повторение изученного.

Оборудование: таблица « Имя прилагательное как часть речи », карточки, тестовые задания, раздаточные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, перекличка, мобилизация внимания).

II. Введение в тему (сообщение темы и целей урока).

Учитель сообщает тему и цели урока.

Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в город, который называется Прилагательное.

На доске записаны число, тема урока (Учитель: «Давайте запишем в тетрадях число и тему урока!»)

III. Проверка домашнего задания (Дома вы должны были повторить всё, что знаете об имени прилагательном. Эта работа будет проводиться в течение всего урока. Сейчас несколько человек поработает по карточкам.)

а) Работа по карточкам ( у доски) .

Карточка №1

Раскрыть скобки, обозначить окончания прилагательных, указать их род, число.

Музыкальный (школа).

Художественный (образ).

Театральный (искусство).

Детский (игры).

Карточка №2

Подобрать к существительным однокоренные прилагательные.

Вода, водный; земля, …; солнце, … ; воздух, … ; небо, … ; цвет, … .

Карточка №3

Записать различные признаки зимнего и летнего дня.

б) Пока учащиеся работают по карточкам, один ученик по таблице «Имя прилагательное как часть речи» рассказывает, что называется именем прилагательным.

в) Игра «Да - нет». ( Играет весь класс. Нужно ответить одним словом).

1.Имя прилагательное - служебная часть речи (нет).

2) Имя прилагательное - самостоятельная часть речи (да).

3) Прилагательное обозначает предмет (нет).

4) Прилагательное обозначает признак предмета (да).

5) Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?(нет).

6) Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?(да).

7) Прилагательное не зависит от существительного (нет).

8) Прилагательное ставится в том же падеже, числе, роде, что и существительное, к которому оно относится (да).

9) В предложении прилагательное является обстоятельством (нет).

10) В предложении прилагательное является определением или сказуемым (да).

11) Имя прилагательное изменяется по лицам и наклонениям (нет).

12) Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).

г) Проверка работ по карточкам:

Карточка №1

музыкальная школа (ед.ч., ж.р.)

художественный образ (ед.ч., м.р.)

театральное искусство (ед.ч., ср.р.)

детские игры (мн.ч.)

Карточка №2

Вода, водный; земля, земляной; солнце, солнечный; воздух, воздушный; небо, небесный: цвет, цветной.

Карточка №3

Зимний день - короткий, морозный, снежный.

Летний день - длинный, жаркий, солнечный, душный.

(после проверки работ по карточкам остальные учащиеся задают вопросы с места: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает прилагательное? Как согласуется прилагательное с существительным, к которому оно относится? Какими членами предложения может быть имя прилагательное? Для чего нужны имена прилагательные?).

Дети оценивают работу по карточкам , учитель ставит окончательную оценку за работу по карточкам.

IY. Основная часть урока

а) Игра «Четвёртое лишнее» ( Найти лишнее слово).

Круглый, треугольный, красный, квадратный (Прилагательное красный обозначает цвет, остальные - форму).

Низкий, сухой, высокий, средний (Прилагательное сухой обозначает качество, остальные - размер).

Жёлтый, синий, железный, зелёный (Прилагательное железный указывает на материал, из которого изготовлен предмет, остальные прилагательные обозначают цвет).

б) Продолжим наше путешествие по городу Прилагательное.

Упр.6, стр.139.Списать словосочетания, вставить окончания прилагательных. Указать род и падеж, у прилагательных множественного числа - только падеж. (задание дать по рядам: первый ряд записывает 3 словосочетания, второй ряд - три словосочетания, третий ряд - 3 словосочетания). После того как учащиеся записывают словосочетания, нужно их прочитать вслух: сначала читают ученики первого ряда, потом - второго ряда, затем - третьего ряда.

I ряд

Петь русские народные песни (мн.ч., В.п.), любить казахские народные мелодии (мн.ч., В.п.), слушать классическую музыку (ед.ч., ж.р., В.п.).

II ряд

Увлекаться современными песнями (мн.ч., Т.п.), исполнять различные романсы (мн.ч., В.п.), играть на всех музыкальных инструментах (мн.ч., П.п.)

III ряд

Выступать перед разными зрителями ( мн.ч., Т.п.), пользоваться большим успехом (ед.ч., м.р., Т.п.), завоевать огромную известность (ед.ч., ж.р., В.п.)

в) Игра «Снежный ком». Ребята, давайте вспомним загадки о снеге, метели, морозе, инее (устно). Слова - отгадки запишем на доске.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдаль села пробегаю -

Сугробы наметаю.

(метель)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(иней)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

(мороз)

в) Игра «Ассоциации» (что вы сразу представляете, когда слышите какое - то слово). Используем слова отгадки, записанные на доске.

Ученикам раздаются чистые листы и маркеры (каждому ряду по одному листу). В течение нескольких минут они должны подобрать прилагательные, которые приходят на память при произношении слов снег, мороз, лёд.

Снег (серебристый, пушистый, колючий, блестящий).

Мороз (трескучий, сильный, злющий, беспощадный).

Лёд (упругий, прочный, прозрачный, холодный).

г) Пятистишия

(Каждому ряду даётся тема, чистый лист.)

Со словами снег, мороз, каникулы составим стихотворения из пяти строк. В первой строчке должно быть одно существительное, обозначающее тему стихотворения. Во второй строчке должны быть два глагола, указывающие на действия существительного из первой строки. Третья строчка должна состоять из трёх прилагательных, называющих признаки существительного из первой строки. Четвёртая строчка должна состоять из четырёх слов, выражающих наше отношение к теме стихотворения. В пятой строке должно быть существительное -синоним к теме стихотворения.

Снег

блестит, сверкает

серебристый, пушистый, колючий

предупреждает о приходе зимы

холод.

Мороз

щиплет, кусается

трескучий, сильный, злющий

пробирает холодом до костей

испытание.

Каникулы

наступают, проходят

осенние, зимние, весенние

радуют всех без исключения

отдых.

д) Ребята, дома вы должны были на альбомных листочках сделать рисунки на тему «Зима» (Учитель показывает лучшие рисунки). Используя образные, меткие выражения, которые мы употребили на данном уроке, попробуем написать сочинение - миниатюру «Зимушка - зима».

Например: Наступила холодная зима. Земля покрылась пушистым снегом. Беспощадный мороз сковал всё вокруг. Вода в реке превратилась в прочный лёд.

Учащиеся пишут мини - сочинения в черновиках. Несколько учеников могут прочитать сочинения вслух(1 - 2 человека).

к) Домашнее задание: Доработать сочинения - миниатюры «Зимушка - зима», записать чистовые варианты.

Y. Подведение итогов урока

Ребята, о чём мы с вами говорили на уроке, чему научились?

Ученик: «Сегодня на уроке мы повторили тему «Имя прилагательное», начали работу над мини - сочинением, научились использовать имена прилагательные в устной и письменной речи.

Учитель: «На уроке весь класс работал очень хорошо. Учащиеся …. получили следующие оценки … … . Молодцы! Урок закончен. До свидания!»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Гимназия «Арман»



Открытый урок

Тема «Повторение изученного об имени прилагательном»

5 «Б» класс



Учитель:Кистаубаев Н.К.

2012 - 2013 учебный год

Конспект по русскому языку на темПовторение изученного об имени прилагательном

© 2010-2022