Текст как речевое произведение и результат речевой деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»




Методическая копилка

«Текст как речевое произведение и результат речевой деятельности»



Учитель русского языка и литературы

Яшина В. В.





с. Ферсманово, 2015

1

Развитие связной речи учащихся - одна из главных задач уроков

русского языка в школе-интернате для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Это тем более важно, что русская речь учащихся обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка, литературы и развития речи.

Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка и развития речи. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.

Что такое связный текст?

Есть два понимания текста: широкое и узкое. В широком понимании текст - это любое связное высказывание любой длины, продолжительности, любого жанра (рассказ, роман).

Текст в узком толковании - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и при помощи языковых средств.

Виды работы с текстом

В идеале каждый урок русского языка и развития речи должен включать в

себя работу с текстом. Она является хорошим дополнением к традиционному уроку.

Каждая новая тема, каждое явление языка (многозначность слова, вид глагола, словообразование) изучается на материале художественных текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи .

Один и тот же текст можно использовать неоднократно, каждый раз отыскивая в нем что-то новое, сравнивая или при изучении одной темы можно использовать разные тексты.

При работе с текстом важно не много читать, а качественно обрабатывать прочитанную информацию.

2

Работать с текстом начинаем с 5 класса. В 5 классе дети нарабатывают

навыки работы, определяют тему, основную мысль, тип и стиль речи, признаки художественного стиля.

В 6,7,8 классах расширяем представление о типах речи, стилях, жанрах литературных и публицистических, о средствах и способах связи предложений в тексте. Пробуем создавать более серьезные тексты как прозаически, так и поэтические разных жанров и типов.

В 9, 10 классах делаем упор на отработке навыков сжатия текста, умения создавать свой текст, отвечающий определенным требованиям, уместно использовать тип, стиль и жанр речи. В этих классах совершенствуем навыки и умения работы с текстом, пишем сочинения-рассуждения по поставленной проблеме.

На уроках русского языка, литературы и развития речи я использовала следующие приемы работы с текстом:

1. Выборочное чтение, целью которого является поиск ответов на вопросы, поставленные учителем.

2. Прием «Придумай вопрос». Во время работы над текстом учащиеся получают задание составить вопросы. Ведь удачно составленный вопрос - это половина ответа.

3. Работа с деформированным текстом.

4. Составление простого и сложного плана. 5. Пересказ текста учебника.

Применение приемов работы с текстом на уроках русского

языка, литературы и развития речи

1. Выборочное чтение с целью поиска ответов на поставленные

учителем вопросы.


3

Этот прием использовался в 6-х и 7-х классах на уроках литературы. При

чтении вступительной статьи к творчеству определенного автора ученики не только пересказывали прочитанное, а и искали ответы на вопросы.

Такой метод поможет учащимся выбирать в тексте главное, воспринимая только ту информацию, которая является самой необходимой при изучении материала. Такая работа помогает учащимся осмыслить художественный текст, оценить его достоинства, понять, как и почему выбраны лексические средства. И, конечно, такая кропотливая, вдумчивая работа с текстом пробуждает интерес к русскому языку, появляется желание самостоятельно искать и находить что-то интересное.

2. Прием «Придумай вопрос».

Этот прием был использован в 7-х, 9-х, 10-х классах. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы.

К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д. Число вопросов и время на их составление лучше ограничить.

Учащимся ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

3. Работа с деформированным текстом.

Она необходима для развития письменной речи на основе

конструирования предложений, развития умения составлять логическую связь между словами в предложении, развития умения составлять грамотные логические высказывания, а также расширения словарного запаса учащихся.

4

Работа с деформированным текстом проводилась в разных классах, как на

уроках русского языка, так и на уроках развития речи.

Задания были представлены разными вариантами: Вариант I. Составить предложения из данных слов.

1.На, светит, ярко, небе, солнце. 2.Смолистые, надулись, на почках, деревья. 3.Воробьи, у, галдят, крикливые, домов. 4.С, синички, ветки, на, весело, перелетали, ветку. 5.На, насыпали, палубу, хлебных, моряки, крошек.

Вариант II. Поставить предложения в правильном порядке.

Учащимся дается деформированный текст на карточках.

Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

- "Кто этот почтенный господин?" Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос

одного из покупателей:

На работу дается несколько минут. После того как ребята справились с заданием идет проверка с эталоном (устно или выводя правильно выполненный текст на слайд).

"Мастер чемоданных дел"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

- "Кто этот почтенный господин?"

5

- "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. -

Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Работа проводилась со всеми обучающимися школы-интерната. С ней

легко справились почти все учащиеся.

Вариант 3. Прием «Реставрация текста».

Пользуясь справочными материалами дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, обозначающими действия в данном процессе труда.

Как свить шнур

Необходимо взять 6-8 одинаковых нитей (хлопчатобумажных, льняных, шерстяных или других). Эти нити нужно ___________- вместе. Потом один из концов _______________к гвоздю, крючку или просто к ручке двери. Туго______________ жгут в одну сторону, не забывая все время ______________ его. _______________ нити все время в одном направлении. ____________ жгут точно за серединку, __________________ оба конца вместе и отпустите ____________________ . На ваших глазах жгут сам _____________ в тугой шнурок. Будьте осторожны. Почти готовый шнур легко может _________________ из рук и запутаться. Чтобы он ре раскрутился, _______________ его концы ниткой.

Слова для справок: привяжите, растягивать, сведите, вырваться, перевяжите, сложить, закрутите, скручивайте, возьмите, отпустите, совьется.

Такой вид задания давался учащимся сложнее, чем предыдущие два.

Это прием, который предполагает восстановление деформированного

текста. Ученики знакомятся в устной и письменной форме с небольшим по

объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам под диктовку или для переписывания, содержит пропуски выражений или слов, требующий восстановления в процессе записи. Работа будет более

6

эффективной, если характер пропусков заранее известен ученикам: это могут

быть прилагательные причастия, использованные в описании природы или с целью характеристики героя текста; наречия, характеризующие время, место и особенности действия персонажей и т. д. Обучающий эффект такого задания усиливается в том случае, если после восстановления осуществляется коллективный анализ получившихся вариантов с целью выявления среди них наиболее удачных.

5. Продолжить текст-рассуждение, учитывая его структуру. То есть,

при выполнении этого задания необходимо подобрать аргументы и вывод к

тезису, который дается учителем.

Например, объяснить, почему фламинго при жизни в неволе меняют свою

окраску. Ученикам предлагается высказать свое мнение оп этому поводу.

6. Составить текст по картинкам. Такой прием чаще используется в 5-

6-х классах. Такой тип заданий формирует умение строить текст в определенной композиционной форме (определять, с чего начать высказывание и чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной части к другой). Позволяет путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, воспитывать творческую активность.

После составления составленных текстов и активного их устного обсуждения и анализа учащимся может быть предложено написать сочинение по картинкам.

5. Прием «Выбираем».

Вместо пропусков слов вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова, при необходимости уточнить значение слов по толковому словарю.

7

Например, выберите нужное слово из предложенного в скобках списка,

при возникновении затруднений используйте справочную литературу.

На картине не было ничего, кроме зеленых листьев смородины, на

которых блестели (дождевые или дождливые?) капли воды. - Осень стояла промозглая, холодная и ождевая или дождливая?).

6. Прием «Замена».

В основе лежит прием перефразировки, который позволяет отработать отдельные моменты сжатия текста за счет использования слов вместо развернутых толкований. Возможно и расширение текста за счет замены толкований понятий их краткими эквивалентами.

Пример задания: сократите текст, заменив каждое выделенное в тексте развернутое толкование одним словом или словосочетанием. Ответы даны в скобках.

Лечением зубов занимаются люди, имеющие необходимое образование и получившие соответствующую подготовку (специалисты) - стоматологи (от греческого «стома» - рот)…

Используются на уроках и другие методы работы с текстом: составление сложного и простого плана, выделение темы и основной мысли, типа и стиля текста, создание текстов разных типов.

Текст можно использовать на любых этапах изучения грамматической темы: при объяснении, при контроле. Такая работа может быть использована как форма зачётов или как форма устного экзамена по русскому языку.

Используя на уроках художественные тексты, мы облегчаем овладение

русским языком обучающимися школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, способствуем расширению их словаря, развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях.

8

Виды заданий к художественным текстам разнообразны, что дает возможность их дифференцирования в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников. Учащиеся могут сами придумать и сформировать различные вопросы к текстам, что можно использовать в работе парами. Наиболее интересные задания, придуманные учащимися, можно поощрить и использовать в дальнейшей работе.












9

Литература:

1. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения / авт.-сост. О. А. Уварова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель. - 167 с.

2. Никитина Е. И. Русская речь. М.: просвещение, 1993. - 192 с.

3. Улищенко В. В. Русский язык: Сборник диктантов. Х.: Мир детства, 2003. - 256 с.

4. Говердовская И. Б. Русская речь. 7 класс: Комплекс по развитию речи. - Х: Веста, 2005. - 56 с.

5. Васильева Е. М. Русский язык. Развитие речи. 5 класс. Учеб. Пособие. - Х., 2005, - 88 с.

6. Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка, написание, редактирование. Методические рекомендации / сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 119 с.








10

© 2010-2022