- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка на тему Нравственное содержание произведений Р. Рождественского
Методическая разработка на тему Нравственное содержание произведений Р. Рождественского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никитина К.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка на тему «Нравственное содержание произведений Р. Рождественского»
В каждом произведении художественной литературы есть своя проблематика. Проблематика - это личный взгляд автора на определенную тему, в которой проявляется личный взгляд автора на понимание окружающего мира и человечества. Человек в процессе осознания себя частью мира - важнейшие понятия в области нравственной проблематики литературных произведений. Конкретно в лирике мы имеем дело с исканиями героя, которые отражают судьба самого автора (Есин, 2000).
Лирические произведения Роберта Ивановича Рождественского наполнены нравственным смыслом. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство, когда между нею и совершенным добром устанавливается совершенствующаяся связь. По самому понятию совершенного добра всякая жизнь и всякое бытие с ним связаны и в этой связи имеют свой смысл (Соловьев, 2010).
Автор прошел тяжелый жизненный путь. В раннем возрасте он пережил смерть отца и уход матери на фронт. Так маленький Роберт остался на попечении своей любимой бабушки, которая в скором времени умерла. После таких тяжелых переживаний будущий писатель попал в детский дом. Великая Отечественная Война отняла у Роберта все самое дорогое, поэтому она достаточно полно отражена в его стихах.
Следует также отметить, что воспитание бабушки, сильная любовь к матери и разлука с ней отразились в любовной лирике Роберта Рождественского. Это не просто стихи о взаимоотношениях мужчины и женщины, а философские мысли на тему любви.
Любовь можно определить как чувство привязанности к объекту любви, потребность в единении и частых контактах с ним (Попов, 1998).
Нравственные основы такой привязанности различаются в зависимости от объекта, на который она направлена. Можно рассматривать любовь как:
-
любовь ко всему миру, всем людям, способность к милосердию (гуманизму);
-
любовь к Богу;
-
любовь к отечеству, народу лежит в основе мировоззрения и проявляется как глубокое патриотическое чувство;
-
любовь к родителям, детям, внукам - одно из проявлений этого чувства, которое часто становится смыслом жизни человека;
-
любовь к своему делу, увлеченность своей профессией как всепоглощающая страсть (Голубева, 2005).
Конечно, чаще всего люди воспринимают любовь, как чувство соединяющее мужчину и женщину. В рамках этого определения любовь является бескорыстным стремлением к своему объекту, и выражается в потребности и готовности к самоотдаче (Попов, 1998).
Любовь это чувство, которое характерно всему человечеству. Она является одним из самых возвышенных чувств, так как может оказывать максимальное влияние на жизнь и поступки человека. В связи с такой важностью можно наблюдать, что данное чувство во все времена и у всех народах воспевалось в литературе, музыке и искусстве, его обожествляли в мифологии, героизировали в эпосе, драматизировали в трагедии. А также тема любви рассматривалась философами каждой эпохи (Попов, 1998).
Философия и этика любви начала складываться в глубокой древности. Любовь принадлежит самым сложным и многогранным человеческим отношениям (Попов, 1998).
У каждого человека должна быть любовь. В стихах, относящихся к любовной лирике, отражена тема «человеческого родства». Автор говорит о том, что человек не может и не должен существовать один. Лирический герой обладает такими качествами, как: верность и преданность. При этом Рождественский выносит образ матери на первый план, как что-то священное и высшее над всем остальным. В строчках из стихотворения «Человеку мало надо»:
«Чтоб жила на свете мама
Сколько нужно ей жила»
Автор не случайно пишет о таком временном безграничии. Мама имеет право на большее. Бесспорно, что такая тематика актуальна в современном мире, в котором не редко можно наблюдать равноправные отношения между мамой и детьми. Что не является нормой. Ведь если говорить о нравственном воспитании, тогда это, несомненно, почтение и уважение родителей и близких. Пройдя ВОВ, разлуку и нахождение в детском доме лирика Роберта Рождественского приобрела еще больший нравственный смысл.
Еще в древности в сознании людей зародились вопросы, направленные на понимание смысла своей жизни, определением места человека в окружающем мире. Кто я? Зачем я? Кто мы? Зачем я живу? Чего я хочу от жизни? Каждый человек задумывается об этом, у каждого имеются свои представления о ценностях, поэтому часто становится невозможным дать совет кому-либо, ведь все эти вопросы имеют личностный характер, поэтому человеку необходимо самостоятельно искать свой вариант решения. А для того, что бы принятое решение о выборе поступка носило нравственный характер необходимо еще в младшем возрасте заложить в человека нравственные представления о смысле жизни.
Во всякой этической системе всегда имеется представление о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - «искусства жить», у Платона понятие смысла жизни связано с идеей высшего блага. Смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля. В соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа (Голубева, 2005).
Наиболее обобщенным подходом к толкованию смысла жизни являются взгляды, согласно которым смысл жизни человеческого существования заключается в любви: к людям, миру, Родине, природе и т.д.
Люди считают смыслом жизни любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Полагают, что эту точку зрения впервые наиболее полно сформулировал Л. Фейербах. Он считал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Конечно, трудно переоценить значение любви в жизни человека. Тем не менее, философия и этика XIX века приходит к выводу, что любовь не может быть единственным смыслом жизни - при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни человека. Современная философия, прежде всего психоанализ, позволяет прояснить некоторые социальнопсихические механизмы формирования у индивида представления о смысле жизни. Философы считают, что стремление человека к поиску и реализации смысла жизни есть выражение особого рода ориентировочной потребности. Это врожденная тенденция. Она присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Потребность к поиску и реализации смысла жизни формируется под влиянием: (Голубева, 2005).
а) тех условий, в которых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим действиям, но и тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые;
б) ожиданий самого индивида в отношении результатов своей деятельности, практического опыта;
в) требований и ожиданий окружения, группы;
г) личного стремления быть полезным другим;
д) требований личности к себе.
Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки, а смысл требует своей реализации.
Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей. Это ценности: трансцендентные, социально - культурные и ценности личной жизни (Голубева, 2005).
Одна из важнейших по количеству затронутых тем работа это стихотворение «Человеку надо мало». В казалось бы, небольшом произведении отражается вся сущность и нравственный смысл человеческой жизни. Отношения человека и общества. Так же следует отметить, что в стихотворении поэт применяеьт такой прием, как противопоставление «хорошее и плохое» или «добро и зло». Но автор не призывает любить хорошее, он говорит, что в жизни всегда должен быть контраст. Плохое должно сменяться хорошим, а хорошее вновь плохим. Пример такого контраста можно наблюдать в следующих строках:
«Чтоб имелись для начала
Друг - один
И враг - один…»
«Жизнь - одну.
И смерть - одну»
Так Рождественский подчеркивает, что не может быть врагов без друзей, а смерти без жизни. Любое событие в жизни имеет свое начало, источник зарождения.
Друг нужен для того, что бы поддержать в трудную минуту и стать рядом, когда необходимо дать отпор недоброжелателям. А враг, по мнению поэта, заставляет человека развивать свои умственные и физические способности, двигаться вперед и достигать намеченных целей.
По мнению поэта человек должен быть настолько неприхотлив, что ему достаточно лишь услышать «после грома - тишину» и увидеть «голубой клочок тумана». Что обозначает простое человеческое спокойствие, умиротворение.
В перечень ценностей, которые имеют значение лично для автора, входят общество и семья. Человек не может существовать отдельно от них, это выражено в следующих строках:
«Утром свежую газету -
С человечеством - родство»
«Человеку надо мало.
Лишь бы дома кто-то ждал»
Пытаясь найти ответы на все эти вопросы, автор приходит к выводу, что, на самом деле, человеку нужно очень мало для того, что бы чувствовать себя счастливым. Речь идет не о признании, славе, материальном благополучии и удовлетворении собственных амбиций, а о простых человеческих ценностях, которые рано или поздно перевешивают чашу весов. Одна жизнь и одна смерть - это то, чем довольствуется каждый из нас и при этом все равно не теряет надежды стать счастливым.
Как уже было сказано, одной из высших ценностей Рождественский называет любовь. Он посвящает этому чувству стихотворение, которое в очередной раз отражает в себе жизнь человека, а в целом идеал человечества. Это стихотворение «Все начинается с любви». Любовь главная ценность в жизни. Поэт хотел показать, что любовь - это, что-то чистое и необыкновенное, то что является «началом всех начал». Когда человек любит, он будет жить, он будет счастлив. Представим несколько строк, выражающих смысл любви:
«Все начинается с любви:
Мечта и страх,
Вино и порох.
Трагедия,
Таска
И подвиг
Все начинается с любви»
Этими строками Роберт Рождественский говорит о том, что ради любви люди готовы идти на подвиги. Это любовь к работе, к делу, к человеку.
В своих произведениях Рождественский также умело говорит о «маленьком», являющимся необычайно важным в столь большом мире. Например, в «Балладе о маленьком человеке поэт в каждой строчке использует эпитет «маленький»:
«На Земле безжалостно маленькой
Жил да был человек маленький»
«Получал он зарплату маленькую…»
«Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие»
«…А когда он упал - некрасиво, неправильно,
В атакующем крике вывернув рот,
То на всей земле не хватило мрамора,
Чтобы вырубить парня в полный рост!»
Используя тему Великой Отечественной Войны, автор показывает, насколько важен каждый человек для огромного окружающего мира. Часто можно слышать фразу: «Что толку, если я один это сделаю?». Рождественский показывает читателю, что один маленький человек может сделать для целой страны. Ведь все начинается с малого, все начинается с любви к родине, к народу, к близким и родным, к труду, к искусству, к природе и ко всему тому, что окружает нас и заполняет нашу жизнь.
В одном интервью у Роберта Рождественского спросили: «Роберт Иванович, что вам еще хотелось бы сделать в этой жизни?». И он ответил: «Мне бы очень хотелось увидеть, как Россия пойдет спокойно, нормально, как она без истерик будет жить. Это, безусловно, будет. Прошу прощения за громкие слова, но это правда. И это мое очень большое желание. Дай-то Бог прийти к гармонии и порядку». Эти слова и сейчас можно определить как главная и всеобщая цель страны (Смородинская, 2014).
Таким образом, проблематика произведений Роберта Ивановича Рождественского раскрывает в себе нравственное содержание, а именно через следующие представления:
-
любовь к родине, что характеризует патриотизм и гражданственность;
-
любовь к человечеству является основой социальной солидарности;
-
любовь к родным и близким людям образует ценность семьи;
-
трудолюбие, целеустремленность, настойчивость - эти личностные качества повышают ценность труда и науки;
Данные представления соответствуют базовым национальным ценностям, представленным в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России».