Литературно – художественный монтаж к уроку – обзору «Русская литература 20-30-х годов». Расстрелянное слово

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно - художественный монтаж к уроку - обзору «Русская литература 20-30-х годов».



Расстрелянное слово

Цель:

  1. расширение и углубление знаний учащихся по теме: «Творчество поэтов Серебряного века, пострадавших в застенках «архипелаг Гулаг»»;

  2. воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Ход урока



  1. Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло, и что, стало быть, вспоминать об этом неособенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были действительно поросла быльем, но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что, кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью».

2.

Я помню тот Ванинский торт

И вид парохода угрюмый,

Как шли мы по трапу на борт

В холодные мрачные трюмы.

На берег ложился туман,

Ревела стихия морская,

Пред нами стоял Магадан,

Столица Колымского края.

А в трюмах сидели зэки,

Обнявшись как родные братья,

И только порой с языка

Срывались глухие проклятья.

Будь проклята ты, Колыма,

Что прозвана чудной планетой!

Сойдешь поневоле с ума,

Отсюда возврата уж нету…

Я знаю: меня ты не ждешь

И писем моих не читаешь,

Встречать ты меня не придешь,

А если придёшь - не узнаешь…

3) Память: мы множество раз повторяли: «никто не забыт ничто не забыто,» - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали «Бухенвальский набат», но не слышала набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат, Быковнянского леса… А ведь жертвы сталинского геноцида не имеет даже братских могил…

4.

Ну что, генералиссимус прекрасный,

Потомки, говоришь, к тебе пристрастны!

Их не угомонить, не упростить…

Одни тебе мордуют и поносят,

Другие все малюют и возносят,

И молятся, и жаждут воскресить!

Лежишь в земле на площади на Красной…

Уж не от крови ль красная она,

Которую ты пригоршнями полил,

Москву обозревая из окна?

Ну что, генералиссимус прекрасный?

Твои клешни сегодня безопасны -

Опасен силуэт твой с низким лбом.

Я отчета не веду по былым потерям,

Но, пусть в своем возмездье и умерен,

Я не прощая, помня о былом.

5. Совесть.

Но неужели в то время все молчали, не замечая абсолютно ничего?

6. История

Нет, нет и нет! Вот перед нами человек, которого тоже реабилитировали только в наши дни. Еще десять лет назад за чтение его письма к Сталину исключали из партии . Федор Федорович Раскольников - герой гражданской, журналист, дипломат. Последний его революционный подвиг - открытое письмо Сталину от 17 августа 1939г.

7. чтец читает строки письма Раскольникова Сталину:

Вы оболгали и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева и Зиновьева , Бухарина, Рыкова и других, невиновность которых Вам была хорошо известна… Где старая гвардия? Её нет в живых, вы расстреляли её, Сталин. Вы растлили и загадили души лучших ваших соратников. Вы заставили идущих за Вами с мукой и отвращением шагать по лужам крови вчерашних товарищей и друзей. Лицемерство провозглашая интеллигенцию «солью земли», Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Все задыхается и вымирает… Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично Вам неугодных писателей. Где Борис Тильняк? Где Михаил Кольцев? Где Галина Серебрякова, виновная только в том, что она была женой Сокольникова?

Вы арестовали их, Сталин!

8. Память.

Только в 30-е гг. в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Около пятисот из них - украинские писатели.

9. Совесть.

На войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. И почти потеряли себя. Ведь рабская психология, заложенная в наши души еще тогда, при «Вожде и Учителе», и поныне пробивается в каждом из нас. Выдавливать из себя раба можно по-разному, можно так; как это делает Дмитрий Юрасов, которые в свои 25 лет является наверное, одним из наиболее крупных знатоков имен безвинно пострадавших в те страшные годы. В его картотеке почти 140 тысяч имен погибших и репрессированных.

10. история.

Что главное в твоей работе Дима? Какова её основная цель?

11. Дмитрий Юрасов.

Вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских «психушек», в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было.

Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировалось в наших душах.

12. Память.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую вероятность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

13. В страшные годы есовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо(там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по ому, что некогда было ее лицом.

Ученица читает строки из стихотворения «Просвещение»:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река.

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, но повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли.

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда поет все вдали.

Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет…Шатается…Одна.

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатенелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

14. Совесть. В этих очередях, покрывавшей тогда своей печальной тенью всю огромную страну, проводили дни, месяцы, и годы матери, жены, сестры многих писателей, произведения которых мы теперь, опомнившись, причисляем к золотому фонду нашей литературы.

15. Поднимается один из «зеков» и говорит:

Я, Николай Клюев, ради моей судьбы как художника и чудовищного горя, пучина несчастия в которую я повержен, выслушайте меня без борьбы самолюбия. Я сгорел на своей погрельщине, как некогда сгорел мой прадед на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озаренную смолистыми кострами и запахом самосожжений эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную, и потому многого не знающую. Я сослан В Нарым, в поселок Колпашев на на верную и мучительную смерть. Она, дырявая и свирепая, стоит уже за моими плечами. Четыре месяца тюрьма и этапов, только по отрывному календарю скоро проходящих и легких, обглодали меня до костей. Поселок Колпашев - это бугор глины , усеянный почерневшей от бед и непогодиц избами, дотуга набитыми ссыльными. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги.

Помогите! Помогите услышьте хоть раз в жизни живими ушами кровавый крик о помощи, отложив на полчаса самолюбование и борьбу самолюбий ! Это не сделает вас безобразными, а напротив украсит всеми зорями небесными.

16. Ученик рассказывает стихотворение « Песня про синюю птицу» А.Балича:

Был я глупый тогда и сильный,

Все мечтал я о Птице Синей!

А нашел ее синий след -

Заработал пятнадцать лет!

Не солдатами - номерами

Помирали мы, помирали!

От Караганды по Нарым -

Вся земля, как один нарыв!

Варкута, Инта, Магадан -

Кто вам жребий такой нагадал?!

То вас шмон трясет, то цинга,

И чуть не треть зека из Цека!

Было время - за красный цвет

Добавляли по десять лет!

А когда пошли миром грозы,

Мужики - на фронт, бабы - в слезы!

В желтом лагере горизонт,

А нас из лагеря да на фронт !

Севастополь, Курск, город Брест,

Нам слепил глаза желтый блеск!

А как желтый цвет стал белеть,

Стали глазоньки столбенеть !

Ох, сгубил ты нас, желтый цвет!

Мы на свет глядим, а света нет!

Покалечены наши жизни,

А может, дело все в дальтонизме?!

Может, цвету цвет не чета

А мы не смыслим в том ни черта !

Разберемся на склоне лет -

За какой мы погибли цвет?!

16. Под звуки голоса, читающего стихотворение, из рядов выходит ученик играющий Мандельштама. После чтения стихотворения появляется собеседник.

Мандельштамм:

Куда как страшно нам с тобой,

Товарищ большеротый мой !

Ох, как крошится наш табак,

Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,

Заесть ореховым пирогом…

Да видно нельзя никак.

17. Собеседник (от имени Б.Пастернака)

Мандельштам прочитал мне стихотворение о Сталине, о том, что он настаивал между людьми непроницаемые перегородки, отец не доверяет сыну , муж - жене, и все заключены в стены одиночества и страха, как в первобытные времена, что это - уничтожение цивилизации, сближающей людей.

Я его спросил:

- кто-нибудь, кроме меня знает эти стихи?

18. Мандельштам. Я их читал одной женщине.

19.Пастернак. Но больше никому?

20. Мандельштам. Нет.

21.Пастернак. Тогда уничтожь их немедленно. Не будь дураком, они ничего не изменят, но ты погибнешь. Обещай, что ты это сделаешь.

Он обещал.

А через некоторое время стало известно, что Мандельштам арестован.

22.История. Ночью с 13 на 14 мая 1934 г. Поэт был арестован. Поводом для ареста послужила эпиграмма на Сталина, историю которой мы только слышали.

23. Стихотворение Осипа Мандельштама:

За гремучую грядущих веков,

За высокое племя людей -

Я лишился и чаши на пире отцов

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Царской шубы шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни трупа, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе, -

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

потому что не волк я по крови своей

и меня только равный убьет.

17-28 марта 1931

24. Ученик, играющий Мандельштама, читает письмо, адресованное брату и жене:

« Дорогой Шура!

Я нахожусь - Владивосток, СВИТА(управление Северо-Восточных исправительно-тудовых лагерей), 11-й барак.

Получил 5 лет за к.р.д.(контрреволюционная деятельность) по решению ОСО (особое совещание). Из Москвы из Бутырок этап выехал 9 сентября, приехал 12 октября. Здоровье очень слабое.

Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги - не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей.

Родная Наденька, не знаю, жива ли ты, голубка моя. Ты, Шура, напиши о Наде мне сейчас же. Здесь транзитный пункт. В Колыму меня не взяли. Возможна зимовка.

Родные мои целую вас…»

25. Ведущий. Получив письмо, жена поэта, Надежда Яковлева, тут же выслала посылку, но Осип Эмильевич ничего получить не успел . Деньги и посылка вернулись с пометкой: «За смертью адресата».

26.Учитель. Надежда Яковлевна не дождалась своего мужа, как и многие другие жены и матери не дождались своих близких из лагерей.

Звучит песня «осенний ветер».

27.Память.Арест, допросы, высылка в Чердынь, а затем в Воронеж подорвали его физическое и психическое здоровье. Но он продолжал писать стихи, оставаясь человеком на грани сумасшествия, до которого его довели пытки в сталинских застенках.

28. Рассказывают, что во время врангелевской оккупации Крыма Мандельштама по ошибке схватили и посадили тюрьму. Как бы только он остался в одиночестве камеры, тут же забарабанил что было сил по ее двери. Охраннику, пришедшему на шум, пожт заявил: «выпустите меня отсюда». Когда же у него спросили что он обосновывает это столь категоричное требование, Мандельштам ответил: «я не создан для тюрьмы».

29.История. Произведения Осипа Мандельштама не публиковались в нашей стране не публиковались в нашей стране более 40 лет. Лишь в 1973 г. В серии «Библиотека поэта» вышел политический сборник с очень осторожным отбором стихотворений и фальсифицированной биографией.

И только теперь забывчивые потомки возвращают долги памяти великим поэтам нашего времени, в том числе и Осипу Эмильевичу Мандельштаму.

30.Совесть.У них - Мандельштама , Клюева, и миллонов других заключенных в застенках «архипелаг ГУЛАГ» - нет могил, на которых можно было бы прочесть дату их смерти. Какой же день избрать для памяти? Любой … Кровавый конвейер не знал выходных…

31.память. Но это не главный вопрос. Как нам почтить память погибших не за идею, а укор ей: обманутых, веривших до последнего вздоха борцов, философов и бессловесных случайных жертв? Остановимся на минуту и подумаем

32. Ребята, стоящие на сцене, снимают ватники на «зеков» и объединяются с ведущим. У каждого на прострелянная звезда. Участники стоят опустив головы, держа в руках свечи.

Песня И.Талькова «Россия». Ученик читает

Стихотворение Слуцкого:

Прячет история в воду концы

Спрячет, укроет и тихо ликуют.

Но то, что спрятали в воду отцы,

Дети выуживают и публикуют

Опыт истории ей показал:

Прячешь - не прячешь,

Топишь - не топишь.

Годы проходят, быстрые годы,

Медленные проплывают года -

Тайны выводят на чистую воду,

Мутная их не укрыла вода.

И не в законы уже ,

А в декреты,

Криком кричащие с каждой стены,

Тайны отложенные

И секреты

Открытые

Превратиться должны.

33. Продолжает звучать песня И. Талькова. Участники поднимают головы и тушат свечи.

История(читает стихотворение С.Виленского):

Пусть зло во все века сильней,

Но доброта неистребима,

Идет безвестным пилигримом

Она дорогою своей.

Давно уж слуха нет о нец…

И вдруг такой же, как с икон Рублева,

Она глядит - сама основа

И оправданье жизни все.

© 2010-2022