Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс. На тему: Употребление отрицательной частицы НЕ

Технологическая карта урока по русскому языку Учитель: Лысова Т.С. Класс: 3 Предметная область: филология (русский язык) Тема урока:  Употребление отрицательной частицы НЕ Тип урока: урок  изучения и первичного закрепления знаний Цели: ·        углубление представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию; ·         знакомство со способами выражения: 1)           утверждение или отрицания с помощью слов – предложений да. нет. 2)       ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель: Лысова Т.С.

Класс: 3

Предметная область: филология (русский язык)

Тема урока: Употребление отрицательной частицы НЕ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели:

  • углубление представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию;

  • знакомство со способами выражения:

  1. утверждение или отрицания с помощью слов - предложений да. нет.

  2. отрицания с помощью частицы не (отсюда отрицательная частица) и её раздельным написанием с частями речи, особенно глаголами.

  • наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, половицах, её смысловой нагрузкой, написанием.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- осознавать речевую культуру как общей культуры личности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать своё мнение.

Познавательные:

- уметь решать орфографические задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, участвовать в учебном диалоге, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами.

- грамотно записывать глаголы отрицательной частицей НЕ

-иметь представление об употреблении частицы НЕ с разными частями речи.

Планируемые результаты:

- осознавать речевую культуру как общей культуры личности.

- отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать своё мнение.

- корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами.

- грамотно записывать глаголы отрицательной частицей НЕ

-иметь представление об употреблении частицы НЕ с разными частями речи.

Основные понятия:

- части речи;

- глагол;

- частица.

Межпредметные связи:

литературное чтение

Ресурсы:

иллюстрации, учебник, тетрадь, карточки.

Организация учебного пространства:

индивидуальная, парная, групповая, коллективная работы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1. Орг. момент.

Приветствует уч-ся, определяет готовность к уроку, читает стихотворение:

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Регулятивные.

2. Постановка цели урока.

В позиции консультанта побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, помогает детям в формулировки цели урока.

Определяют тему и формулируют цель урока. Вступают в диалог с учителем.

- Как вы думаете. что станет темой нашего урока?

(употребление отрицательной частицы НЕ)

- Какую цель можно поставить перед собой?

(развить умение употреблять частицу НЕ)

Регулятивные, познавательные

коммуникативные.

3.Актуализация знаний

- Какую последовательность действий определяем для себя?

Вступают в диалог с учителем.

Употребление частицы НЕ:

  1. Что такое не?

  2. К какой части речи относится?

  3. Как пишется не с различными частями речи, в особенности с глаголами?

Регулятивные,

личностные,

познавательные.

4. Словарная работа



Предлагает отгадать загадки, ответы на которые будут новые словарные слова:

1.НЕ царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

2.Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

Не пекарь, а печёт.

(Солнце)

отгадывают загадки, комментируют написание словарных слов.


Записывают число, классная работа. Отгадывание загадок, комментированное письмо (Словарь: петух, солнце)


Познавательные,

регулятивные.

5.Формирование проблемы, планирование деятельности.




.

- Теперь каждый из вас устно составьте предложение со словарным словом «солнце»


-Вот мы с вами записали предложение, летом светило солнце ярко и обогревало землю. А сейчас?

-Верно, сейчас солнце светит, но не греет.

-посмотрите на первое наше предложение и второе, казалось похожи, но кто нашел различия?

- Мы выяснили, что тут есть частица НЕ, но кто может нам сказать, что же такое частица?

- Молодцы ребята, мы с вами узнали, чем же является НЕ у нас в предложении.

-Ребята посмотрите снова на наше предложение и скажите с какой частью речи употребленная частица НЕ? Докажите.

-А только ли с глаголами может употребляться частица НЕ?

-вы верно сказали, частица НЕ может писаться с различными частями речи, а её написание не с разными частями речи зависит от того, является ли не частью слова (приставкой) или отдельным словом - отрицательной частицей.

Сочиняют предложения, один ученик записывает.


-солнце только светит, но не греет.


Пытаются дать определение «частица» с помощью учителя

Вступают в диалог с учителем, аргументируют ответы.

Дети внимательно слушают.

Предложение:

Солнце светит летом. (разбор предложения по одному человеку, начиная со второго ряда)




На доске появляется предложение: Солнце светит, но не греет.

(различия: появился союз но, глагол греет и не).

-Как вы думаете чем тут является НЕ? И какую функцию оно несет?

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений.

Частица НЕ употреблена с глаголом ( Разбор предложения, нахождение грамматической основы)

Частица НЕ употребляется с именем существительным, прилагательным, местоимением.


Регулятивные,

личностные,

познавательные.

6.Развитие умений, применение знаний












-Об этом мы узнаете в старших классах, а сегодня мы поговорим более подробно о том, как частица не пишется с глаголом. И чтоб нам с вами было проще сформулировать правило, я придумала сказку для вас сказку. Сейчас я вам её прочту, а ваше задача будет на основе ее понять , какое правило показывает нам эта сказка.




-какое правило мы с вами можем вывести? Частица НЕ с глаголом как пишется?

- Давайте проверим по учебнику, а правильно ли мы вывели правило? Откройте учебник с. 66, посмотрите там есть правило, нам его прочтет …..

-Но есть и слова исключения, и их нужно запомнить, а слова которые нужно запомнить, как мы их называем?

-как вы думаете почему они так пишутся слитно.


-Посмотрите за окно, там прохладная погода, и уже не так часто мы выходим гулять и тем более уж выходить на прогулку в лес, а так бы хотелось подышать этим свежим лесным воздухом. Но находясь в лесу, так же как и в другом любом месте, мы должны соблюдать правила, вот какие вы например знаете правила поведения в лесу?

-Сейчас вы разделитель на пары. Перед вами лежать карточки с правилами поведения в лесу , ваша задача поставить там где необходимо частицу не, но обратите внимания там пропущены два последних пункта, вам необходимо дополнить своими правилами. Приступайте к работе.

Слушают.






Делают вывод.

Читают правило


Работа со словарем.

Нет слов годую и навижу, не входит в корень.

Рассказывают правила поведения в лесу.


Делятся на пары, выполняют работу.

Сказка:

«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.

Работа с учебником: с. 66 правило, с.67 вывод.

Произносят хором: НЕ С ГЛАГОЛОМ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО!!!

(вывешивается таблица)

Работа со словарными словами:

Негодую, Ненавижу!

Пишем с красной строки, слово «словарь» с прописной буквы, двоеточие и словарные слова.





Работа с карточками:

БЕРЕГИ ЛЕС:

  1. __ засоряй лес мусором.

  2. __ разводи костер в лесу.

  3. На красивой полянке ___ сорви редкий цветок.

  4. ___ трогай диких животных.

  5. …(играет мелодичная музыка)

Регулятивные, познавательные

коммуникативные.

Физминутка





Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять - быстро глазки закрывать.
Шесть, семь - их открыть и на руки поглядеть.
Головою не верти, только глазками води:
Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.
Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись на право к другу. Правую дай руку другу!






7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Откройте учебник на странице 67. Взгляните на упр. 87. Записываем его в тетрадь, комментируем написание по одному. Начиная с третьего ряда.

- Перед вами лежат листочки, на них написаны глаголы с частицей НЕ, сейчас каждый самостоятельно выполняет задание. И потом мы вместе проверяем.

-Обменялись с соседом и проверили по доске правильность написания. Оценили работу.

Работаю с учебником в тетради.


Выполняют задание.


Производят проверку и оценки работы.

Учебник стр. 67, № 87. Комментированное письмо.

Карточки в виде листочков:

  1. не работаю

  2. негодую

  3. не люблю

  4. не верю

  5. ненавижу

Регулятивные, личностные,

познавательные.

6. Рефлексия деятельности.



Создаёт условия для заключительной рефлексии. Организует обсуждение проделанной работы.

Работа с сигнальными карточками.


Осуществляют рефлексию своих знаний.



- с какой частью речи мы познакомились сегодня?

(частица).

- с какой именно частицей мы знакомились? (частица НЕ)

- какое новое правило, вы, узнали? (употребление частицы не с глаголом)

Сигнальные карточки:

Работал в полную силу - красный кружок;

Работал хорошо - синий кружок;

Мог работать лучше - зелёный кружок.

Регулятивные,

личностные.




© 2010-2022