Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ по теме: «Региональный компонент в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Зилаирский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сабырово»










Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ

по теме:

« Региональный компонент в повести А.С.

Пушкина «Капитанская дочка». Образ

башкира в произведении.

«Капитанская дочка»- историческая

повесть».



Провела: Атангулова Ляля Идрисовна учитель русского языка и литературы

Сабырово - 2015год


Цель урока:

Проверить знания и умения учащихся по содержанию текста

Подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству

Обобщить образ Е. Пугачева.

Анализировать об­раз башкира в повести не столь главного, а столь знаменательного для нас,

Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

Воспитание чувства любви и уважения к поэту,

Оборудование:

. 1. Портрет А. С. Пушкина

  1. Стенд «Пушкин и Башкортостан»

  2. Картина А. Тюлькина « А. С.Пушкин среди башкир»

  3. Карточки.

  4. Тесты.

  5. Компьютерные презентации.

План урока.

I. Организационный момент. Сообщение цели урока.

11 Проверка знаний учащихся по содержанию текста. Форма проверки - тест.

III. Сообщение темы урока. Региональный компонент в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1.«Пушкин и Башкортостан». Сообщение учителя.

2. Пушкин и живопись. Работа по картине А. Тюлькина «А.С. Пушкин среди башкир».

IV. «Капитанская дочка»- историческая повесть. Образ Е. Пугачева-

руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.

(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.

У. Образ изувеченного безъязыкого башкира.

VI. Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает.

Беседа с учениками «Башкортостан сегодня».

VII. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент:

Здравствуйте. У нас сегодня урок литературы по произведению А.С Пушкина «Капитанская дочка». Цель нашего урока проверить знания по содержанию текста, еще раз обратиться и обобщить образ Пугачева, анализировать образ башкира в повести, не столь главного, а столь знаменательного для нас.

П. Проверка знаний учащихся по содержанию произведения

«Капитанская дочка»

Форма проверки - тест.

  1. От чьего имени ведется повествование?

а). Е.Пугачева 6). П.Гринева в). М Мироновой

  1. Куда направил отец П. Гринева на службу?

а). в Москву 6). в Петербург в). в Оренбург

  1. Кому принадлежат эти слова?

«Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье - снову, а честь - смолоду».

а). А.П.Гриневу б). Е.Пугачеву в). И.К Миронову

  1. Сколько верст от Оренбурга до Белогорской крепости?

а). 50 б). 30 в). 40

  1. Чей это портрет:

Он был лет сорока, росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали, Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок

а). Е. Пугачева б). П. Гринева в). А. Швабрина

  1. Кому принадлежат эти слова?

«Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо, казнишь - бог тебе судья. А я сказал тебе правду».

а). И.К Миронову б). П.А Гриневу.

  1. В какой главе дается столь выразительное описание бурана?

а). «Вожатый» б). «Крепость» в). «Пугачевщина»

  1. Чей это портрет? Тут вошла девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши».

Ответ: а). М Мироновой



  1. Кому рассказывает Пугачев калмыцкую сказку об орле и вороне?

А) П Гриневу

  1. Как наказали Пугачева - бунтовщика?

Применение ИКТ. Самооценка. Критерии оценивания: 5-6б.---«3», 7-8б---«4», 9- 10б.---«5».

Сообщение учителем темы урока.

Региональный компонент в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка». Образ башкира в произведении.

Мысль о судьбе народа, о путях развития всегда волновали поэта. Еще в 1824 годы Пушкин задумывается о роли народа в истории России, а уже в 30-е годы в творчестве Пушкина историческая тема заняла особое место. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» обращается проблеме Крестьянского восстания 1773- 1775 годов под руководством Е.Пугачева. Созданию повести «Капитанская дочка» предшествовала большая работа. При создании «Капитанской дочки» Пушкин соединил в себе великого художника и добросовестного исследователя.

О поездки Пушкина в Оренбургский край для сбора материала о Пугачевском восстании написал картину известный русский художник А. Тюлькин.

(Картина«А.С.Пушкин среди башкир»).

Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ по теме: « Региональный компонент в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Сообщение ученицы «Поездка А.С.Пушкина в Оренбургский край» (Компьютерные презентации)

Задумав новое произведение из эпохи Крестьянской войны 70-х годах 18 в. Пушкин едет на места, где происходили изображаемые им события - в Оренбургские

Степи (Компьютерные презентации)

Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ по теме: « Региональный компонент в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Знакомится с природой и бытом края, осматривает поля сражений, собирает изустные рассказы и предания о Пугачеве. На основе этих изучений Пушкин создает исторический труд «История Пугачева» и историческую повесть «Капитанская дочка». Вот что сам А С Пушкин говорит о своей работе.

«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческую критикою. Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения.»

Биограф. А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки. (Компьютерные презентации)

«Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону».

4. Капитанская дочка»- историческая повесть. Образ Е. Пугачева-

Руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.

(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.

Слово учителя

Капитанская дочка- это историческая повесть. Исторические факты переведены на язык искусства. Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.

Учитель. Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике».

Значит, сделаем ВЫВОД и ответим на вопросы:

, 1.С какой целью приехал А.С. Пушкин в Оренбург?

2О каком историческом событии идет речь в повести?

3.Кто руководитель восстания? (Е.Пугачев)

Ответы учащихся.

Слово учителя:

Из истории вы знаете, что Пугачев - историческая личность, руководитель Крестьянского восстания 1773- 1775 годов, был беглым донским казаком, объявил себя Государем Петром- 3.

Это Пугачев в истории, а каким же показан Пугачев­-руководитель Крестьянского восстания на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Учитель. А каким изобразил Пугачева А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? (комментированное чтение отрывков учащимися.).

Учитель. У Пушкина Пугачев свой. У него есть достоинства и недостатки. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь.

Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ по теме: « Региональный компонент в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

А теперь сделаем вывод:

Каков Пугачев у Пушкина: (Ответы учащихся.)

Учитель. Пушкин в своей повести изображает Пугаче­ва не только как талантливого сме­лого руководителя Крестьянского восстания, но и подчеркивает его ум : сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом, он под­линный представитель народа.

И вот поэтому под знамя Пугачева шли не только казаки, но и народы других национальностей: татары, мишари, башкиры. Пугачев со вниманием, с уважением относился ко всему народу, не различая их нации.

Учитель. Замечателен образ башкира, найдите эпизод, где

Характеризуется образ башкира и прочитайте. Глава «Пугачевщина»

« Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. «Эхе!- сказал комендант, узнав по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. - Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах. Ты знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди- ка поближе; говори, кто тебя подослал?»

Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия. «Что же ты молчишь?- продолжал Иван Кузьмич, -али бельмес по-русски не разумеешь? Юлай, спроси-ка у него по- вашему, кто его подослал в нашу крепость?»

Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузьмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.

-Якши,- сказал комендант, - ты у меня заговоришь. Ребята! Сымите-ка с него дурацкий полосатый халат, да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!

Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

Вопросы для беседы:

1. Опишите башкира- повстанца своими словами.

2. Какие чувства вызывает у вас образ изувеченного башкира.

3. А почему он стал таким?

4. Что хотел сказать Пушкин, показав образ 70- летнего старика- инвалида.

Учитель. Образ башкира не главный, а скорее эпизодический, он даже лишен возможности говорить, потому что у него отрезан язык за участие в предыдущих восстаниях, против царизма, но, тем не менее, этот образ показан смелым и вольнолюбивым.

Образ безъязыкого, изувеченного «башкира» имеет широкое обобщающее значение: в нем отразилось свободолюбие угнетенного народа, народа лишенного прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую ЖИЗНЬ. Образом безымянного башкира - пугачевца Пушкин как бы утверждает мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью. .

"Пушкин дорог нам и по тому, ЧТО он был одним ИЗ первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа.

Образу изувеченного башкира вновь и вновь обращались и обращаются башкирские поэты, писатели, литературоведы, критики. Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.

Ученик читает стихи С. Кудаша «Башкир» перевод К. Заболоцкого.

И вот победила отчизна

Нам Пушкина светится имя

он вестник грядущего мира,

Писал, что за вольное слово

Был вырван язык у башкира­

Повстанца времен Пугачева.

Мы правнуки этого деда,

Погибшего в тяжких увечьях

Читаем и славим поэта

На всех языках и наречьях.

Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает. Содружеству братских народов, Свободные песни слагает.

Учитель:

С каждым днем Республика Башкортостан процветает. Башкирский язык объявлен. Государственным языком.

Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.

Хочу закончить урок словами башкирского писателя Б.Бикбая: «Наша любовь к великому ПОЭТУ продолжается веками..., Пушкин дорог башкирскому народу, как его свобода, счастье, ЖИЗНь… »

Подведение итогов. Домашнее задание: написать сочинение

1. «Образ Е.Пугачева- руководителя Крестьянского восстания.»

2. «Образ башкира в повести»






© 2010-2022