Внеклассная работа по русскому языку и литературе в ОУ I вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассная работа

по русскому языку и литературе

в школе I вида.


Русский язык, литература, развитие речи занимают особое положение среди учебных предметов, изучаемых детьми с нарушением слуха и речи. Эти предметы помогают глухим детям в овладении пятью видами речевой коммуникации:

  • понимать обращение и выполнять приказание, выражать просьбу, желание, побуждение;

  • обращаться к товарищам или другим лицам по заданию учителя, воспитателя, а также по собственному побуждению;

  • отвечать на вопросы и задавать их;

  • участвовать в диалоге.

Итак, через эти предметы глухие дети учатся излагать свои мысли, чувства, желания в форме нескольких логически связанных предложений, монолога о своих переживаниях и впечатлениях - обо всем, что происходит в их жизни.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе позволяет расширить речевую практику глухих учащихся, и через совершенствование речевых навыков оказать коррекционно-развивающее влияние на процесс преодоления последствий глухоты.

Внеурочная работа по русскому языку и литературе в школе I вида - это целостная, основанная на достижениях передового педагогического опыта система взаимосвязанных видов работ, направленных на повышение и развитие речевых навыков каждого ученика, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности и разностороннего развития школьника.

Главное во внеурочной работе - оказание реальной, действенной помощи учащимся в овладении знаниями, умениями и навыками по языку и литературе и творческое применение их на практике.

Сегодня проблема организации внеклассной работы по гуманитарным предметам для детей с нарушением слуха звучит весьма актуально.

Особое место в организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе для детей с нарушением слуха занимает планирование мероприятий и их содержание.

План внеурочной работы по русскому языку и литературе должениудовлетворять определенным требованиям:

  • исходить из общей цели и задачи школы для детей с нарушением слуха;

  • отражать связь с современной жизнью;

  • учитывать интересы детей, их возрастные особенности;

  • предусматривать разнообразие методов и форм внеурочной работы по русскому языку и литературе, обеспечивать системность и последовательность в воспитании и образовании глухих детей.

В основу всех видов внеурочной работы по русскому языку и литературе берется годовой цикл школы, разделенный на учебные четверти, недели..

В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:

  • расширение и углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у глухих школьников и имеющих большое образовательно - воспитательное значение;

  • формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации по языку и литературе, при использовании перфокарт, дидактического и раздаточного материала.

Во внеурочной работе по русскому языку и литературе с детьми с нарушением слуха важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • морально - нравственную направленность;

  • общественно-полезную направленность;

  • профессиональную направленность;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • реализацию принципа коммуникации и коррекции.

Соблюдение всех указанных требований к организации и проведению внеурочной работы способствует созданию системы внеурочной работы, которая характеризуется следующими уровнями:

Первый уровень: использования внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся по русскому языку и литературе. На этом уровне внеурочные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне.

Второй уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программной. На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий обеспечивается сочетание коллективной работы с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.

Третий уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем: Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельностью.

Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, к привлечению большего их числа к внеурочной работе.

Формы внеурочной работы по русскому языку и литенратуре с глухими детьми разного возраста можно представить следующим образом.


I

Систематические


Кружки

5-10 классы

Научные общества

10-12 классы

Литературный клуб

10 - 12 классы

Факультативы

7-12 классы


II

Эпизодические

(разовые)

Экскурсии в музеи,

библиотеки

Конкурсы

5 -12 классы

Олимпиады

7-12 классы

Утренники -5-8 классы

Вечера -9-12 классы


Методическая неделя

Предметная декада

5-12 классы


Между систематической и эпизодической формами внеурочной работы нет большой грани.

Систематические формы внеурочной работы расчитаны на расширенную /углубленную/ длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся.

Эпизодическая внеурочная работа расчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий.

Вышеуказанные формы внеурочной работы по русскому языку и литературе включают в себя массовую, групповую и индивидуальную виды работы.

Массовые формы работы - предметная неделя, олимпиада, КВН, тематические вечера, научно - практические конференции.

Групповые формы внеурочной работы - факультативы, кружки, экскурсии, охватывающие от трех до шести и более учащихся.

Индивидуальная внеурочная форма работы предполагает:

  • работу исполнительского характера: подготовка сообщения по плану, предложенному учителем, изготовления пособия к уроку, составление альбома;

  • исследовательский характер: составление реферата, написание доклада и т.д.

в конце учебного года школа подводит результаты учебно - воспитательного процесса. Особое место в этом процессе занимает внеклассная работа по русскому языку и литературе. При помощи этих предметов учащиеся получают целостное представление об окружающем их мире. И поэтому главная задача учителей - предметников заключается в том, чтобы помочь глухим детям ощутить значимость сделанного за пройденный год, почувствовать сопричастность к проведенным внеклассным мероприятиям: литературным вечерам, утренникам, конкурсам, неделям, декадам, экскурсиям.

Все эти формы работы тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие логического мышления учащихся, совершенствование речевых навыков, преодоления последствия тугоухости и глухоты.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы познакомить начинающих учителей с накопленным опытом в теории и практике по внеклассной работе с глухими детьми.








© 2010-2022