- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассная работа по русскому языку и литературе в ОУ I вида
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в ОУ I вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бжигакова Ф.Х. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассная работа
по русскому языку и литературе
в школе I вида.
Русский язык, литература, развитие речи занимают особое положение среди учебных предметов, изучаемых детьми с нарушением слуха и речи. Эти предметы помогают глухим детям в овладении пятью видами речевой коммуникации:
-
понимать обращение и выполнять приказание, выражать просьбу, желание, побуждение;
-
обращаться к товарищам или другим лицам по заданию учителя, воспитателя, а также по собственному побуждению;
-
отвечать на вопросы и задавать их;
-
участвовать в диалоге.
Итак, через эти предметы глухие дети учатся излагать свои мысли, чувства, желания в форме нескольких логически связанных предложений, монолога о своих переживаниях и впечатлениях - обо всем, что происходит в их жизни.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе позволяет расширить речевую практику глухих учащихся, и через совершенствование речевых навыков оказать коррекционно-развивающее влияние на процесс преодоления последствий глухоты.
Внеурочная работа по русскому языку и литературе в школе I вида - это целостная, основанная на достижениях передового педагогического опыта система взаимосвязанных видов работ, направленных на повышение и развитие речевых навыков каждого ученика, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности и разностороннего развития школьника.
Главное во внеурочной работе - оказание реальной, действенной помощи учащимся в овладении знаниями, умениями и навыками по языку и литературе и творческое применение их на практике.
Сегодня проблема организации внеклассной работы по гуманитарным предметам для детей с нарушением слуха звучит весьма актуально.
Особое место в организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе для детей с нарушением слуха занимает планирование мероприятий и их содержание.
План внеурочной работы по русскому языку и литературе должениудовлетворять определенным требованиям:
-
исходить из общей цели и задачи школы для детей с нарушением слуха;
-
отражать связь с современной жизнью;
-
учитывать интересы детей, их возрастные особенности;
-
предусматривать разнообразие методов и форм внеурочной работы по русскому языку и литературе, обеспечивать системность и последовательность в воспитании и образовании глухих детей.
В основу всех видов внеурочной работы по русскому языку и литературе берется годовой цикл школы, разделенный на учебные четверти, недели..
В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:
-
расширение и углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у глухих школьников и имеющих большое образовательно - воспитательное значение;
-
формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации по языку и литературе, при использовании перфокарт, дидактического и раздаточного материала.
Во внеурочной работе по русскому языку и литературе с детьми с нарушением слуха важно соблюдать следующие педагогические требования:
-
морально - нравственную направленность;
-
общественно-полезную направленность;
-
профессиональную направленность;
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
-
реализацию принципа коммуникации и коррекции.
Соблюдение всех указанных требований к организации и проведению внеурочной работы способствует созданию системы внеурочной работы, которая характеризуется следующими уровнями:
Первый уровень: использования внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся по русскому языку и литературе. На этом уровне внеурочные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне.
Второй уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программной. На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий обеспечивается сочетание коллективной работы с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
Третий уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем: Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельностью.
Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, к привлечению большего их числа к внеурочной работе.
Формы внеурочной работы по русскому языку и литенратуре с глухими детьми разного возраста можно представить следующим образом.
I
Систематические
Кружки
5-10 классы
Научные общества
10-12 классы
Литературный клуб
10 - 12 классы
Факультативы
7-12 классы
II
Эпизодические
(разовые)
Экскурсии в музеи,
библиотеки
Конкурсы
5 -12 классы
Олимпиады
7-12 классы
Утренники -5-8 классы
Вечера -9-12 классы
Методическая неделя
Предметная декада
5-12 классы
Между систематической и эпизодической формами внеурочной работы нет большой грани.
Систематические формы внеурочной работы расчитаны на расширенную /углубленную/ длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся.
Эпизодическая внеурочная работа расчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий.
Вышеуказанные формы внеурочной работы по русскому языку и литературе включают в себя массовую, групповую и индивидуальную виды работы.
Массовые формы работы - предметная неделя, олимпиада, КВН, тематические вечера, научно - практические конференции.
Групповые формы внеурочной работы - факультативы, кружки, экскурсии, охватывающие от трех до шести и более учащихся.
Индивидуальная внеурочная форма работы предполагает:
-
работу исполнительского характера: подготовка сообщения по плану, предложенному учителем, изготовления пособия к уроку, составление альбома;
-
исследовательский характер: составление реферата, написание доклада и т.д.
в конце учебного года школа подводит результаты учебно - воспитательного процесса. Особое место в этом процессе занимает внеклассная работа по русскому языку и литературе. При помощи этих предметов учащиеся получают целостное представление об окружающем их мире. И поэтому главная задача учителей - предметников заключается в том, чтобы помочь глухим детям ощутить значимость сделанного за пройденный год, почувствовать сопричастность к проведенным внеклассным мероприятиям: литературным вечерам, утренникам, конкурсам, неделям, декадам, экскурсиям.
Все эти формы работы тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие логического мышления учащихся, совершенствование речевых навыков, преодоления последствия тугоухости и глухоты.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы познакомить начинающих учителей с накопленным опытом в теории и практике по внеклассной работе с глухими детьми.