Сценарий учебного занятия Русский язык в 5 классе (по ФГОС) по теме: «Имя существительное» (лингвистическая экспедиция)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий учебного занятия

Русский язык в 5 классе

(по ФГОС)

по теме:

«Имя существительное»

(лингвистическая экспедиция)










Автор: Ушакова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы


Место выполнения работы:

МБОУ Свердловская СОШ им. М.П. Марченко

Щёлковского муниципального района

Московской области

2015 г.

1 Тема: Имя существительное

2 Тема: Роль и позиция.

Цели:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

  • совершенствовать навыки морфологического разбора;

  • повторить правила, связанные с правописанием существительных;

развивающие:

  • развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);

  • развитие умения аргументировать свои высказывания;

  • развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;

  • развитие умения работать в заданном темпе;

воспитывающие:

  • воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);

  • воспитание положительного отношения к знаниям;

  • воспитание патриотизма, уважения к родному языку.

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

Форма урока: на диалоговой основе с элементами игровой технологии.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

-Прочитайте слова, записанные на доске.

Экспедиция, цель, скучный, позиция, роль.

- Какое слово лишнее? Почему? (скучный - прилагательное, а все остальные существительные)

-Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас скучать не придётся.

- Сформулируйте тему урока. (Имя существительное)

- Я предлагаю вам отправиться в лингвистическую экспедицию. Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут путеводители, в которых вы будете работать.

- Что такое экспедиция? (поездка, поход группы лиц с каким-либо заданием)

Слово экспедиция словарное. Написание каких гласных корня вызывает затруднение? Подчеркните их. В этом слове есть ещё одна орфограмма. Какая? Почему здесь пишется и? В словах на -ция после ц пишется и.

- Каждая экспедиция имеет цель. Какова цель нашей экспедиции? (повторить морфологические признаки имен существительных и закрепить орфографические навыки)

- Какова будет ваша роль в экспедиции?

Итак, вы сегодня будете исследователями, а я - вашим руководителем. Ребята, не забывайте, путь у нас будет нелёгкий. Вы должны проявить свои лучшие способности, находчивость, творчество, сплоченность. Это и будет ваша роль. Во время экспедиции вы не должны бояться высказываться, выражать свою точку зрения, делиться своими знаниями. Это будет ваша позиция.

Выберем девиз экспедиции. Девизом будет то предложение, в котором больше существительных. (слайд)

  • Друзья познаются в беде.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Верный друг лучше сотни слуг.

Выучим девиз.

- Отправляясь в лингвистическую экспедицию, вспомним морфологические признаки существительного. Выберите те, которые не относятся к существительному. (слайд) (спряжение, время, лицо)

Открываю компас

- Эти знания будут компасом нашего пути.

- Ну что ж, я вижу, вы готовы. Итак, в путь. Много опасностей подстерегает нас на пути. Надо быть очень внимательными и осторожными.

Не успели мы вздохнуть -
Ворота преградили путь.

Ждёт нас первое задание,

Нам помогут наши знания.

Чтобы их открыть, мы должны выполнить задание: распределить слова

1 вар.) существительные, которые употребляются только в единственном числе,

2 вар.) существительные, которые употребляются только во множественном числе

МОЛОДЁЖЬ, ГРАБЛИ, ЧЕРНИЛА, КОФЕ, ДЕТСТВО, ВОРОТА, человек, МОЛОКО, ОЧКИ.

Задание для эрудитов: дополнить каждый столбик своими существительными (дополнительно получают бонус эрудита)

Проверить по образцу (по 1 чел. - каждый столбик). Какое существительное не выписали, почему? Оцените свою работу на этом этапе: если нет ошибок, наклейте красную полоску, есть ошибки - зелёную.

- Итак, какой морфологический признак повторили? Число

Мы открыли ворота и продолжаем путь дальше.

Наша экспедиция проходит через исторический город. Этот год объявлен нашим президентом годом истории. Мы с вами должны знать и уважать свою историю. Его жители задают нам вопрос:

- Что было бы, если бы у существительных не было склонения? (не смогли бы правильно написать падежное окончание существительного)

Горожане приглашают нас к себе в гости в старинную избу. По картине составьте 5 словосочетаний прил.+сущ., определите склонение существительных.

Какие словосочетания составили?

Найдите ошибки в определении склонения существительного (по слайду) 1ч - 1 скл., 2ч - 2 скл., 3ч - 3 скл.

Кто правильно выполнил задание - красные полоска, есть ошибки - зеленая.

Роль склонения мы определили.

Нам нужно двигаться дальше. Смотрите, наш товарищ попал в ловушку, ему предстоит выбраться оттуда и выполнить задание (задание на карточке у доски). А мы с вами поможем ему. Работа с перфокартой. Я называю слово, а вы в таблицу записываете только окончания.

на площадИ

о МариИ

в изложениИ

у дедушкИ

о добротЕ

по УкраинЕ

в армиИ

с крышИ

в экспедициИ

о песнЕ

по КамЕ

у землИ

по дорогЕ

о другЕ

О взаимопомощИ

о заметкЕ

о работЕ

возле акациИ

на станциИ

у рекИ

О пониманиИ

Обменяйтесь с соседом по парте путеводителями и проверьте друг у друга перфокарту. Буквы И соедини,
И на картинку ты взгляни,
Если линии приличны,
То получишь ты "отлично"!

Оцените работу своего соседа (образец на слайде)

Если нет ошибок и получилась «5» - красная полоска,

Есть ошибки и «5» не получилась - зеленая.

Итак, мы показали горожанам, что мы знаем, как правильно писать окончания существительных. Знаем склонение и падеж.

Двигаемся дальше, и перед нами - ПОЛЯНА ВЕСЁЛЫХ ЗАТЕЙ.

Физкультминутка

Отправляясь дальше в путь

Ты речовку не забудь.

Чтобы время не терять,

Будем дружно повторять

правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Если в окончании существительного пишется о, то мальчики повторяют и поднимают руки вверх, а если е - девочки.

Быть храбрецом

Гордецом

Удальцом

Ленивцем

Упрямцем

Стать молодцом

Умельцем

Продавцом

Земледельцем

Вдох глубокий, руки шире,

Нет дружней нас в целом мире.

Все вы молодцы, быстро вспомнили это правило. Садитесь.

- Какова ваша позиция: быть храбрецом, гордецом, ленивцем, упрямцем - это хорошо или плохо?

- Скажите, какие люди помогают в пути? (храбрецы, удальцы, молодцы)

- А какие мешают? (ленивцы, гордецы)

Среди нас таких нет.

Лес дремучий на пути,

Надо нам его пройти.
На заданье посмотрите,
Этот текст сейчас прочтите.

1 ученик выразительно читает текст.

Доро_ка п_тляла среди леса, ныряла в овраги, проп_дала в густой тр_ве. Мы знали, что по кр_ям леса тянутся болота, но другого пути не было.

В л_су уже ничего нельзя было ра_см_треть. Непонятные ш_рохи дон_сились из кустов, неясные тени м_лькали впер_ди.

Я спр_сил своего друга: «Коля, как нам быть?»

- Ребята, вы бы испугались в таком лесу?

- Вставьте пропущенные буквы, подчеркните существительные как члены предложения в первых двух предложениях. Проверим. Как проверить безударную гласную в корне?

Кто не допустил ошибки, наклейте красную полоску, есть ошибки-зеленую.

- Как вы думаете, как поступили мальчики? Напишите.

Задание для эрудитов: подобрать к этому тексту пословицу и в 3-4 предложениях объяснить её смысл. (Друг познаётся в беде)

Итак, у каждого свое мнение, своя позиция, но объединяет их то, что друзья всегда познаются в беде.

Впереди у нас река,

Широка и глубока.

Чтобы реку перейти,

Мостик быстро собери.

Дети по одному прикрепляют таблички - восстановить последовательность морфологического разбора существительного.

Общее значение

Начальная форма

Собственное - нарицательное

Одушевлённое - неодушевлённое

Род

Склонение

Падеж

Число

Синтаксическая роль

- Мы составили Алгоритм морфологического разбора существительного. В заключение нашей экспедиции надо составить отчет. Выпишите из текста 1 существительное и разберите морфологически.

Подведение итогов.

Ну вот, ребята, мы и дома!
Здесь всё родное, всё знакомо!
Потрудились сегодня на славу,
Оценками все порадуем маму.
Мы сделаем вывод, ребята, сейчас:
Где трудно одному - поможет весь класс!
И правил, конечно, не знать - это грех.
Когда знаешь всё - точно будет успех!

Домашнее задание (на выбор):

1. Написать грамматическую сказку об имени существительном.

2. Составить викторину из 10 вопросов по теме: «Имя существительное»

3. Написать письмо имени существительному.

Итак, как вы думаете, мы достигли цели нашей экспедиции?

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

Сегодня на уроке

Интересным было….

Трудным было……

Мы не смогли бы преодолеть все препятствия, которые встретились в экспедиции, если бы не держались рука об руку. Выразите своё отношение к уроку с помощью ладошек. Оранжевая - мне очень понравился урок.

Желтая - мне понравился урок.

Красная - мне не понравился урок.

Ладошки прикрепляют по рядам.

Что у нас получилось? Солнышко. Весь мир освещается солнцем, а человек - знанием. Солнце у нас разноцветное. Ведь у каждого из вас своя позиция.

Спасибо за хорошую работу!




© 2010-2022