Урок. «Виды СПП. СПП с придаточным изъяснительным» 9 класс

Первый урок по теме СПП. Учащиеся знакомятся с видами СПП, их общей характеристикой, а затем остнавливаются на СПП с придаточными изъяснительными. необходимо показать учащимся отличие простого предложения от сложного. Это делается через сравнение простых и незаконченных предложений, которые ученики сами заканчивают и делают вывод. для более глубокого понимания СПП с придаточными изъяснительными предлагается задание по замене предложений с прямой речью на сложноподчинённые предложения с придаточн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9-х классах

Дата проведения урока: 25.11 № урока22

Тема: Виды СПП с одной придаточной частью. СПП с придаточными изъяснительными, их значение.

Цели: 1. Познакомить уч-ся с видами придаточных предложений. Изучить придаточные изъяснительные. Умение находить их в тексте,задавать к ним вопросы и выделять на письме, составлять их схемы.

2. Развивать наблюдательность, внимание к языку

3. Воспитывать интерес к синтаксису сложного предложения.

Методы: наблюдение, словесный, практический, наглядный

Этап урока

Методы, приёмы, формы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

контроль

Проверяет готовность уч-ся к уроку

2. контроль Д/З

контроль

На прошлом уроке мы познакомились со СПП и союзами и союзными словами.

- Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

- Что вы знаете о расстановке знаков препинания в СПП?

- Где может находиться прид.пр-е по отношению к главному?

Проверка Д/З

3. Подготовка к восприятию нового материала

Все СПП делятся на три группы:

1 с придат. определительными

2. с придат.изъяснительными

3. с придат.обстоятельственными

- Вспомните второстепенные члены предложения. На какие вопросы отвечает определение?

-На какие вопросы отвечает дополнение?

- На какие вопросы отвечает обстоятельство?

4. Изучение нового материала

Доска:

Юннаты отдыхают

Юннаты видели…

Они дружны

Они думали…

Им весело

Им хотелось…

Они рады отдыху

Они рады…

- Какие из этих пр-ий можно считать законченными? А какие нет?

- Какие вопросы мы можем задать от каждого сказуемого в незаконченных пр-ях? (что? О чём? Чего? Чему?) что это за вопросы (косвен.падежей)

- Закончите эти предложения, добавив придаточную часть.

-Сделайте выводы о придаточном изъяснительном

- Где может находиться придаточное изъяснительное по отношению к главному пр-ю?

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову, которое требует пояснения или изъяснения(как говорили в старину)

Придаточные изъяснительные относятся к словам, имеющим значение:

1.речи (сказать, говорить, отвечать, спросить)

2.мысли (думать, забыть, вспомнить)

3.чув-ва (почувствовал, страдал, радовался)

Может быть выражено:

1.сущ-м(слух, мысль, заявление, известие, сообщение,сознание)

Она плакала от сознания, что их жизнь так печально сложилась.

2.прилагат-м (рад, доволен, счастлив, убеждён, уверен)

Я убеждён в том, что вы правы.

3. наречием (видно, ясно, понятно, известно)

Известно, что слоны в диковинку у нас

Присоединяются:

1 союзами: что, чтобы, как, как будто, словно

2.союзными словами(что, кто, какой, где, куда, как)

3.частицей ЛИ





Задаёт вопросы, направляет мыслительную деятельность уч-ся







Объясняет новый материал, приводит примеры, вовлекает детей в работу

Записывают пр-я, наблюдают, сравнивают, задают вопросы, делают выводы.





Делают выводы



Слушают объяснение, работают в тетрадях для правил

5. Закрепление материала

Наблюдение над упр.

Закончить пр-я:

Невозможно рассказать, какое…

Им очень хотелось, чтобы..

Было удивительно, как…

Нехорошо, если…

Нам пока не известно, кто…

Мне было безразлично, кто…

Хорошо слышно, откуда…

Неизвестно, будет ли…

Невозможно понять, какой…

Заменить пр-я с прямой речью СПП

«Сколько времени осталось до прихода поезда?»-спросили мы дежурного.

Учитель спросил: «Ребята, вы были на выставке керамики?»

Контролирует, оказывает консультации слабоуспевающим уч-ся

Выполняют задание





Переделывают пр-я

6. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие пр-я наз-сяСПП с прид.изъяснительными?

- Их место в пр-и

-Чем присоединяются?

- На какие вопросы отвечают?

Обобщает

Отвечают на вопросы по новому материалу

7 Д/З

Параграф:

Упр-е:

Объясняет выполнение

Записывают в дневники



© 2010-2022