Разработка урока по детской литературе и практикуму по выразительному чтению по теме «Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по детской литературе

и практикуму по выразительному чтению по теме

«Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

Развивающая: расширить словарный запас учащихся, развивать умение выразительно читать, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратность.

Форма обучения: групповая

Тип урока: усвоение нового материала

Оборудование: слайды по теме, мультфильм, карточки с заданиями, выставка книг, синквейны, карта знаний, иллюстрации.

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос

-Назовите настоящую фамилию поэта.

-Назовите годы жизни.

-Расскажите о детских годах поэта.

-Расскажите о творческой деятельности поэта.

-Перечислите его произведения для детей, написанные в прозе и стихах.

-Расскажите о наградах поэта.

2. Викторина по произведениям К. И. Чуковского. «Откуда эти строки?»

- Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

Стыд и срам! ( «Мойдодыр»)

-Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

- И со слезами просил:

-Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея

Словно муху

Проглотил. («Бармалей»)

А в Большой Реке

Крокодил лежит

И в зубах его

Не огонь горит -

Солнце красное… («Краденое солнце»)

Жил да был Крокодил

Он по улицам ходил…

А за ним - то народ

И поёт и орёт:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?» («Крокодил»)

3. Составление кластера «К. И. Чуковский»

-Кем был К. И. Чуковский ?

III Изучение нового материала

1.Просмотр мультфильма по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»

2.Работа по содержанию мультфильма

- Ребята, смотрели ли вы раньше этот мультфильм? Знакомо вам содержание этого

произведения, чем закончился этот мультфильм?

-Как он называется?

-Кто автор этого произведения?

-Сегодня на уроке мы будем работать по содержанию данного произведения, будем

отрабатывать навыки выразительного чтения и составлять синквейны, карту знаний.

В поселке Переделкино, что под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем - теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день здесь звенят детские голоса. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Это детская библиотека, а построил ее на свои деньги К.И. Чуковский.

- Как К.И.Чуковский стал детским поэтом и сказочником? (рассказ о детях).

Все детские произведения написаны им в виде игры с назидательной целью, они веселые, поучительные, интересные, добрые, смешные, познавательные и мудрые.

3. Выставка книг.

IV Работа по закреплению новой темы

1. Чтение сказки учащимися по «цепочке»

2. Словарная работа

Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.

Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

Ушат - небольшая кадка с ушами.

3.Работа по группам

1 группа - анализ 1 и 2 части сказки

- О чем же говорится в 1 части?

- Чего испугалась коза? Чему она удивилась? Какие слова передают ее испуг?

Перечитайте еще раз часть и постарайтесь передать голосом удивление, страх козы.

- С чем сравнивается кочерга во 2 части? Почему она не идет, не бежит, а скачет?

- Найдите и прочитайте строки о ножах.

- Сколько раз автор употребил слово «держи»? Как вы думаете, почему?

-Как бежит кастрюля?

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?

А теперь прочитайте, как это передано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают?

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся?

- Как нужно прочитать «дзинь-ля-ля»? Весело или грустно?

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от

неряхи?

Теперь перечитайте эту часть и передайте голосом сутолоку, быстроту, стремительность движения.

2 группа- чтение 3,4,5 частей по ролям

3группа - инсценирование 6-7 части

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое же горе случилось с Федорой? Почему?

- Как заканчивается сказка?

- Почему история закончилась для Федоры благополучно?

4. Составление синквейнов к словам Федора ,таз из меди ,метла, самовар, корыто

(стихотворение, состоящее из 5 строк, 1-заголовок, 2- два прилагательных, 3- 3глагола,

4- фраза, несущая определенный смысл, 5- вывод, одно слово, существительное )

5. «Кто есть кто?» составление облака слов

Главная героиня сказки - Федора. Какая она была до «побега» посуды, какая после

6.Анализ стихотворения и составление карты знаний по трем вопросам: тема сказки, герои сказки и подбор пословиц и поговорок о труде, лени, чистоте, бережливости и аккуратности, подходящих к сказке.

Жанр: __________________________________

Тема: __________________________________

Идея: __________________________________

Персонажи: ______________________________

Композиция:

завязка ___, развитие действия -_____________, развязка - ____

Сюжет: _________________________________________________

7.Краткое изложение основной схемы сюжета стихотворения «Федорино горе» по

иллюстрациям.

VI Систематизация полученных знаний

Синтез. Слово учителя:

- Ребята, а давайте представим, что было бы, если Федора не пошла вслед за своей посудой?

1.Составление своего варианта сказки.

-Почему К.И.Чуковский дал такое название своему произведению?

-Какой вывод можно сделать? Чему учит эта сказка?

2.Вывод.

VII Итог урока. Рефлексия.

Учащимся предлагается закончить фразы:

Сегодня на уроке я…

Я узнал, что…

Я не совсем понял…

Я постараюсь…

VIII Домашнее задание: выучить отрывок из произведения и нарисовать

иллюстрации к сказке.

IX Выставление и комментирование оценок.



© 2010-2022