- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся Хрустальный мир русского слова»
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся Хрустальный мир русского слова»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тасенко Л.В. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся "Хрустальный мир русского слова»
(3 - 4 классы)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Тасенко Людмила Витальевна
Пояснительная записка.
«Русский язык» - один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться с взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на учащихся 3 -4 классов.
Актуальность программы внеурочной деятельности опирается на анализ работы учителей начальных классов. Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Программа «Хрустальный мир русского слова» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
-
формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
-
развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
-
развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь младшего школьника - это отражение его общей культуры. Программа «Хрустальный мир русского слова» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
-
Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
-
Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
-
Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
-
Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
-
Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
-
Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Упражнения и задания, используемые в программе «Хрустальный мир русского слова», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 3-4 классов).
Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 45 минут.
Таблица 1
Объём и сроки изучения программы
Класс
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
Продолжительность занятий
3
1
34
45 мин
4
1
34
45 мин
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-
Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.
-
Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.
-
Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
-
Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.
-
Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
-
Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.
-
Воспитывать языковое чутье.
В структуре изучаемой программы в каждом классе выделяют следующие основные разделы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Разделы программы «Хрустальный мир русского слова» по классам
Класс
Название раздела
3
-
Введение.
-
Изучаем кроссворд.
-
Поговорим о загадках.
-
Шаги в науку.
4
-
Введение.
-
Встречи с фразеологизмами.
-
Русский народ-носитель языка.
-
Юные исследователи.
Показателями эффективности занятий являются критерии:
-
самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
-
активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
-
результаты выполнения итоговых форм контроля.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
-
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
-
развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
-
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
-
развитие личности первоклассников.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
-
участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
-
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
-
приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
-
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
-
стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса»), «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса
-
текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
-
итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Этапы педагогического контроля
Класс
Название раздела
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма подведения итогов
3
«Изучаем кроссворд»
Составление кроссворда с установленными правилами.
Презентация кроссвордов
«Поговорим о загадках»
Составление загадок с учетом полученных знаний.
Презентация альбома загадок
«Шаги в науку»
Сообщение устное и письменное. Письмо и оформление доклада.
Занятие-отчет «Наши выступления»
4
Встречи с фразеологизмами
Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности.
Презентация «Словаря фразеологизмов»
Русский народ - носитель языка
Ориентирование в мире слов, их отличительные особенности.
Презентация «Справочника слов»
Юные исследователи
Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям.
Исследовательская конференция
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Хрустальный мир русского слова ». Результаты проверки фиксируются в оценочных листах учителя, в создании портфолио младших школьников.
Содержание программы
3 класс
Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 3 классе.
Изучаем кроссворд (11 часов)
Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда.
Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».
Презентация кроссвордов.
Поговорим о загадках (11 часов)
Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?».
Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».
Презентация альбома.
Шаги в науку (11 часов)
Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста.
Практическая работа «Пишем доклад».
Занятие-отчет «Наши выступления».
Учебно-тематический план для 3 класса
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 3 класса»
0
1
1
Итого:
0
1
1
2
Изучаем кроссворд
2.1
Что называют кроссвордом?
0
1
1
2.2
Разновидности кроссворда.
1
0
1
2.3
Правила составления кроссворда.
0
1
1
2.4
Шифровка слов (начало).
1
0
1
2.5
Шифровка слов (окончание).
1
0
1
2.6
Составление сетки кроссворда (начало).
1
0
1
2.7
Составление сетки кроссворда (окончание).
1
0
1
2.8
Оформление кроссворда (начало).
1
0
1
2.9
Оформление кроссворда (окончание).
1
0
1
2.10
Итоговая работа в парах «Составляем кроссворд».
1
0
1
2.11
Презентация кроссвордов.
0
1
1
Итого:
8
3
11
3
Поговорим о загадках
3.1
Знакомство с загадкой.
0
1
1
3.2
Наши любимые загадки.
1
0
1
3.3
Составляем загадку. Модель 1.
1
0
1
3.4
Загадки об объектах неживой природы (работа в группах).
1
0
1
3.5
Составляем загадку. Модель 2.
1
0
1
3.6
Загадки о животных (работа в группах).
1
0
1
3.7
Составляем загадку. Модель 3.
1
0
1
3.8.
Загадки о растениях (работа в группах).
1
0
1
3.9
Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (начало).
1
0
1
3.10
Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (окончание).
1
0
1
3.11
Презентация альбома загадок.
0
1
1
Итого:
9
2
11
4
Шаги в науку
4.1
Понятие о сообщении, выступлении, докладе.
0
1
1
4.2
Как подготовиться к сообщению.
1
0
1
4.3
Работа с литературными источниками.
1
0
1
4.4
Оформление сообщения.
1
0
1
4.5
Выбор темы доклада и источников работы.
1
0
1
4.6
Отбор содержания доклада.
1
0
1
4.7
Написание доклада.
1
0
1
4.8
Редактирование доклада.
1
0
1
4.9
Оформление доклада (начало).
1
0
1
4.10
Оформление доклада (окончание).
1
0
1
4.11
Занятие-отчет «Наши выступления».
0
1
1
Итого:
9
2
11
К концу третьего года обучения младший школьник будет иметь представления:
-
о видах кроссворда;
-
о моделях составления загадок;
-
о сообщении, выступлении, докладе;
-
о редактировании текста;
знать о:
-
правилах составления и оформления кроссворда;
-
о сходстве и различии между сообщением, докладом;
-
о выборе литературных источников по заданной теме;
уметь:
-
составлять кроссворд, загадки;
-
работать с литературными источниками;
-
готовить сообщение и доклад;
-
презентовать свою работу.
Планируемые результаты освоения курса
к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
-
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
-
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
-
нести ответственность за свои поступки;
-
быть способным к саморазвитию;
-
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
-
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
-
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
-
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
-
работать по плану, планировать свои действия;
-
высказывать и доказывать свою точку зрения;
-
анализировать свою работу;
-
удерживать учебную задачу;
-
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
-
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
-
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
-
сличать способ действия и его результат;
-
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
-
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
-
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
-
использовать общие приемы решения задачи;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-
выделять необходимую информацию из литературных источников;
-
строить рассуждения;
-
осуществлять смысловое чтение;
-
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
-
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
-
уметь слушать и слышать речь собеседника;
-
уметь договариваться при совместной работе;
-
ставить вопросы, обращаться за помощью;
-
формулировать собственное мнение;
-
строить монологичное высказывание;
-
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-
составлять кроссворд;
-
придумывать загадки согласно изученным моделям;
-
готовить сообщения;
-
различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
определять тему сообщения и доклада;
-
работать с литературными источниками;
-
оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;
-
владеть нормами грамотной, правильной речи.
Содержание программы
4 класс
Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 4 классе.
Встречи с фразеологизмами (9 часов)
Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами.
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов».
Презентация словаря.
Русский народ - носитель языка (9 часов)
Понятие о лексике. Различие историзмов и архаизмов. Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.
Работа в группах «Составляем справочник слов».
Презентация справочника.
Юные исследователи (15 часов)
Кого называют полиглотом. Универсальный язык - эсперанто. Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.
Работа в инициативных группах «Проводим исследование».
Исследовательская конференция.
Учебно-тематический план для 4 класса
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 4 класса»
0
1
1
Итого:
0
1
1
2
Встречи с фразеологизмами
2.1
Фразеологизмы - что это?
0
1
1
2.2
Игра-конкурс «Кто больше?»
1
0
1
2.3
Почему мы так говорим?
0
1
1
2.4
Фразеологизмы и народные обычаи.
1
0
1
2.5
Практическая работа «Литературные произведения».
1
0
1
2.6
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (начало).
1
0
1
2.7
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (продолжение).
1
0
1
2.8
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (окончание).
1
0
1
2.9
Итоговая работа. Презентация «Словаря фразеологизмов».
1
0
1
Итого:
7
2
9
3
Русский народ-носитель языка
3.1
Поговорим о лексике.
0
1
1
3.2
Историзмы.
1
0
1
3.3
Архаизмы.
1
0
1
3.4
Алгоритм определения архаизмов и историзмов.
0
1
1
3.5
Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.
1
0
1
3.6
Работа в группах «Справочник слов» (начало).
1
0
1
3.7
Работа в группах «Справочник слов» (продолжение).
1
0
1
3.8.
Работа в группах «Справочник слов» (окончание).
1
0
1
3.9
Итоговая работа. Презентация «Справочника слов».
1
0
1
Итого:
7
2
9
4
Юные исследователи
4.1
Кто такие полиглоты?
0
1
1
4.2
Эсперанто - универсальный язык.
0
1
1
4.3
Полезные сведения переноса слов в русском языке.
1
0
1
4.4
Интересные факты русского ударения.
1
0
1
4.5
Понятие о проектной работе.
0
1
1
4.6
Работа в инициативных группах.
1
0
1
4.7
Формы продуктов проектной деятельности.
1
0
1
4.8
Виды презентационных проектов.
1
0
1
4.9
Исследовательская работа - что это?
Исследования в нашей жизни.
0
1
1
4.10
Проблема, объект, предмет, гипотеза исследования.
0
1
1
4.11
Методы исследования.
1
0
1
4.12
Исследовательская работа. Работа в группах (начало).
1
0
1
4.13
Исследовательская работа. Работа в группах (продолжение).
1
0
1
4.14
Исследовательская работа. Работа в группах (окончание).
1
0
1
4.15
Исследовательская конференция.
1
0
1
Итого:
10
5
15
К концу четвертого года обучения младший школьник будет иметь представления:
-
об эсперанто;
-
о полиглоте;
-
о правилах написания исследовательской работы;
-
о формах продуктах проектной деятельности;
-
о видах презентационных проектов
знать о (об):
-
особенностях русского ударения;
-
о различиях исследовательской и проектной работах;
-
о проблеме, объекте, предмете, гипотезе исследования;
-
о методах исследования
уметь:
-
правильно переносить слова с учетом знаний частей слова;
-
выполнять проектную работу;
-
отличать основополагающий вопрос от проблемного и учебного вопросов.
Планируемые результаты освоения курса
к концу четвертого года обучения
Личностные результаты:
-
определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
-
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
-
нести ответственность за свои поступки;
-
быть способным к саморазвитию;
-
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
-
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
-
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
-
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
-
работать по плану, планировать свои действия;
-
высказывать и доказывать свою точку зрения;
-
анализировать свою работу;
-
удерживать учебную задачу;
-
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
-
вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
-
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
-
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
-
сличать способ действия и его результат;
-
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
-
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
-
использовать общие приемы решения задачи;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-
выделять необходимую информацию из литературных источников;
-
строить умозаключения и рассуждения;
-
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
-
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
-
уметь слушать и слышать речь собеседника;
-
уметь договариваться при совместной работе;
-
ставить вопросы, обращаться за помощью;
-
формулировать собственное мнение;
-
строить монологичное высказывание;
-
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-
формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
-
оформлять результаты проектной деятельности;
-
различать исследовательскую работу от проектной.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
формулировать гипотезу и проблему исследования;
-
пользоваться разными методами исследования;
-
оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
-
владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
Методическое обеспечение программы
внеурочной деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения:
-
словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
-
наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
-
практические (устные, письменные, графические упражнения);
-
проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
-
самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
-
игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Занятия программы «Хрустальный мир русского слова» для младших школьников проходят в разнообразных формах:
-
беседа;
-
практическое занятие;
-
игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под руководством старшего партнера);
-
игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
-
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
-
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
-
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
-
фронтальная.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
-
Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
-
Аудиоматериалы;
-
Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
-
Мультимедиа;
-
Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
-
Толковые словари;
-
Справочники;
-
Этимологические словари.
Словарь
-
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
-
Диалог - это форма коммуникации между двумя участниками, состоящая из чередования имеющих смысловую связь реплик.
-
Доклад - публичное сообщение - развернутое изложение какой-нибудь темы.
-
Докладчик - человек, который делает доклад.
-
Исследовательская работа предполагает проведение обучающимися собственных исследований под руководством учителя, воспитателя.
-
Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
-
Крылатые выражения - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
-
Основополагающий вопрос - это широкий, открытый вопрос, который обращен к «большим» идеям и устойчивым концепциям.
-
Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
-
Полиглот - человек, владеющий многими языками.
-
Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
-
Проблемный вопрос - это вопрос, на который в ходе занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.
-
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
-
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
-
Редактирование предложений - исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно употребленных слов.
-
Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка.
-
Слова-антонимы - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение.
-
Слова-омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
-
Словарное богатство русского языка - это огромное количество слов, близких и противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок, омонимов, архаизмов, фразеологизмов и др.
-
Слова-синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. Сходство значений синонимов не говорит о том, что значения слов полностью совпадают.
-
Сообщение - то, что сообщается, известие, информация.
-
Тараторка - быстропроговариваемое высказывание не останавливаясь.
-
Творческие возможности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
-
Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос. Учебные вопросы помогают обучающимся определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают младшим школьникам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.
-
Учебный «портфолио» - специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа младших школьников и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
-
Фразеологизм (фразеологический оборот) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.
-
Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.
-
Языковое чутье - это чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. Языковое чутьё формируется под воздействием культурного обогащения и под влиянием коммуникативного опыта.
-
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
-
Языковые факты - это любой объект или явление в языке, требующие некоторого усилия для усваивания (например, грамматические правила, фразеология и т.д.).
Список литературы для учителя:
-
Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. - 144 с.
-
Волина, В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.
-
Волина, В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
-
Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. - СПб: «Детство-пресс», 2000. - 96 с.
-
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.
-
Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. - Самара: «СамВен», 1992. - 120 с.
-
Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. - Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. - 54 с.
-
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. - 240 с.
-
Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
-
Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
Список литературы для обучающихся:
-
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. - Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 64 с.
-
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
-
Даль, В.И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. - 616 с.
-
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
-
Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. - М.: Эскимо, 2011. - 64 с. - (Светлячок).
-
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
-
Орфографический словарь.
-
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. - 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
-
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 240 с.
-
Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 123 с.
-
Этимологический словарь.
купить