Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся Хрустальный мир русского слова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся Хрустальный мир русского слова»Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся Хрустальный мир русского слова»





Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся "Хрустальный мир русского слова»

(3 - 4 классы)

Составитель: учитель русского языка и литературы

Тасенко Людмила Витальевна









Пояснительная записка.

«Русский язык» - один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться с взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на учащихся 3 -4 классов.

Актуальность программы внеурочной деятельности опирается на анализ работы учителей начальных классов. Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

Программа «Хрустальный мир русского слова» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:

  • формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

  • развитие внимания (объем, переключение, концентрация);

  • развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

Речь младшего школьника - это отражение его общей культуры. Программа «Хрустальный мир русского слова» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:

  • Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

  • Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

  • Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

  • Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

  • Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

  • Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Упражнения и задания, используемые в программе «Хрустальный мир русского слова», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

Особенности организации внеурочных занятий.

Программа адресована обучающимся 3-4 классов).

Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.

Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 45 минут.

Таблица 1

Объём и сроки изучения программы

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Продолжительность занятий

3

1

34

45 мин

4

1

34

45 мин

Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.

  2. Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.

  3. Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).

  4. Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.

  5. Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.

  6. Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.

  7. Воспитывать языковое чутье.

В структуре изучаемой программы в каждом классе выделяют следующие основные разделы в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Разделы программы «Хрустальный мир русского слова» по классам

Класс

Название раздела

3

  • Введение.

  • Изучаем кроссворд.

  • Поговорим о загадках.

  • Шаги в науку.

4

  • Введение.

  • Встречи с фразеологизмами.

  • Русский народ-носитель языка.

  • Юные исследователи.

Показателями эффективности занятий являются критерии:

  • самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;

  • активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;

  • результаты выполнения итоговых форм контроля.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

  • развитие интеллектуального потенциала младших школьников;

  • повышение уровня речевой грамотности обучающихся;

  • развитие личности первоклассников.

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;

  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;

  • участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.

Способы проверки результатов обучения.

Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:

  • стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса»), «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса

  • текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);

  • итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Этапы педагогического контроля

Класс

Название раздела

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

3

«Изучаем кроссворд»

Составление кроссворда с установленными правилами.

Презентация кроссвордов

«Поговорим о загадках»

Составление загадок с учетом полученных знаний.

Презентация альбома загадок

«Шаги в науку»

Сообщение устное и письменное. Письмо и оформление доклада.

Занятие-отчет «Наши выступления»

4

Встречи с фразеологизмами

Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности.

Презентация «Словаря фразеологизмов»

Русский народ - носитель языка

Ориентирование в мире слов, их отличительные особенности.

Презентация «Справочника слов»

Юные исследователи

Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям.

Исследовательская конференция

Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Хрустальный мир русского слова ». Результаты проверки фиксируются в оценочных листах учителя, в создании портфолио младших школьников.

Содержание программы

3 класс


Введение (1 час)

Краткий экскурс изучаемых тем в 3 классе.

Изучаем кроссворд (11 часов)

Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда.

Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».

Презентация кроссвордов.

Поговорим о загадках (11 часов)

Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?».

Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».

Презентация альбома.

Шаги в науку (11 часов)

Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста.

Практическая работа «Пишем доклад».

Занятие-отчет «Наши выступления».



Учебно-тематический план для 3 класса

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Введение

1.1

Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 3 класса»

0

1

1


Итого:

0

1

1

2

Изучаем кроссворд


2.1

Что называют кроссвордом?

0

1

1

2.2

Разновидности кроссворда.

1

0

1

2.3

Правила составления кроссворда.

0

1

1

2.4

Шифровка слов (начало).

1

0

1

2.5

Шифровка слов (окончание).

1

0

1

2.6

Составление сетки кроссворда (начало).

1

0

1

2.7

Составление сетки кроссворда (окончание).

1

0

1

2.8

Оформление кроссворда (начало).

1

0

1

2.9

Оформление кроссворда (окончание).

1

0

1

2.10

Итоговая работа в парах «Составляем кроссворд».

1

0

1

2.11

Презентация кроссвордов.

0

1

1

Итого:

8

3

11

3

Поговорим о загадках

3.1

Знакомство с загадкой.

0

1

1

3.2

Наши любимые загадки.

1

0

1

3.3

Составляем загадку. Модель 1.

1

0

1

3.4

Загадки об объектах неживой природы (работа в группах).

1

0

1

3.5

Составляем загадку. Модель 2.

1

0

1

3.6

Загадки о животных (работа в группах).

1

0

1

3.7

Составляем загадку. Модель 3.

1

0

1

3.8.

Загадки о растениях (работа в группах).

1

0

1

3.9

Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (начало).

1

0

1

3.10

Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (окончание).

1

0

1

3.11

Презентация альбома загадок.

0

1

1

Итого:

9

2

11

4

Шаги в науку

4.1

Понятие о сообщении, выступлении, докладе.

0

1

1

4.2

Как подготовиться к сообщению.

1

0

1

4.3

Работа с литературными источниками.

1

0

1

4.4

Оформление сообщения.

1

0

1

4.5

Выбор темы доклада и источников работы.

1

0

1

4.6

Отбор содержания доклада.

1

0

1

4.7

Написание доклада.

1

0

1

4.8

Редактирование доклада.

1

0

1

4.9

Оформление доклада (начало).

1

0

1

4.10

Оформление доклада (окончание).

1

0

1

4.11

Занятие-отчет «Наши выступления».

0

1

1


Итого:

9

2

11

К концу третьего года обучения младший школьник будет иметь представления:

  • о видах кроссворда;

  • о моделях составления загадок;

  • о сообщении, выступлении, докладе;

  • о редактировании текста;

знать о:

  • правилах составления и оформления кроссворда;

  • о сходстве и различии между сообщением, докладом;

  • о выборе литературных источников по заданной теме;

уметь:

  • составлять кроссворд, загадки;

  • работать с литературными источниками;

  • готовить сообщение и доклад;

  • презентовать свою работу.

Планируемые результаты освоения курса

к концу третьего года обучения


Личностные результаты:

  • определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;

  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

  • нести ответственность за свои поступки;

  • быть способным к саморазвитию;

  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;

  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;

  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;

  • развитие учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные УУД:

  • работать по плану, планировать свои действия;

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;

  • анализировать свою работу;

  • удерживать учебную задачу;

  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;

  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

  • сличать способ действия и его результат;

  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

б) Познавательные УУД:

  • пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;

  • анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;

  • использовать общие приемы решения задачи;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • выделять необходимую информацию из литературных источников;

  • строить рассуждения;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

в) Коммуникативные УУД:

  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;

  • уметь слушать и слышать речь собеседника;

  • уметь договариваться при совместной работе;

  • ставить вопросы, обращаться за помощью;

  • формулировать собственное мнение;

  • строить монологичное высказывание;

  • оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • составлять кроссворд;

  • придумывать загадки согласно изученным моделям;

  • готовить сообщения;

  • различать сообщения от докладов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять тему сообщения и доклада;

  • работать с литературными источниками;

  • оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;

  • владеть нормами грамотной, правильной речи.

Содержание программы

4 класс


Введение (1 час)

Краткий экскурс изучаемых тем в 4 классе.

Встречи с фразеологизмами (9 часов)

Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами.

Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов».

Презентация словаря.

Русский народ - носитель языка (9 часов)

Понятие о лексике. Различие историзмов и архаизмов. Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.

Работа в группах «Составляем справочник слов».

Презентация справочника.

Юные исследователи (15 часов)

Кого называют полиглотом. Универсальный язык - эсперанто. Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.

Работа в инициативных группах «Проводим исследование».

Исследовательская конференция.

Учебно-тематический план для 4 класса

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Введение

1.1

Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 4 класса»

0

1

1


Итого:

0

1

1

2

Встречи с фразеологизмами


2.1

Фразеологизмы - что это?

0

1

1

2.2

Игра-конкурс «Кто больше?»

1

0

1

2.3

Почему мы так говорим?

0

1

1

2.4

Фразеологизмы и народные обычаи.

1

0

1

2.5

Практическая работа «Литературные произведения».

1

0

1

2.6

Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (начало).

1

0

1

2.7

Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (продолжение).

1

0

1

2.8

Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (окончание).

1

0

1

2.9

Итоговая работа. Презентация «Словаря фразеологизмов».

1

0

1

Итого:

7

2

9

3

Русский народ-носитель языка

3.1

Поговорим о лексике.

0

1

1

3.2

Историзмы.

1

0

1

3.3

Архаизмы.

1

0

1

3.4

Алгоритм определения архаизмов и историзмов.

0

1

1

3.5

Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.

1

0

1

3.6

Работа в группах «Справочник слов» (начало).

1

0

1

3.7

Работа в группах «Справочник слов» (продолжение).

1

0

1

3.8.

Работа в группах «Справочник слов» (окончание).

1

0

1

3.9

Итоговая работа. Презентация «Справочника слов».

1

0

1

Итого:

7

2

9

4

Юные исследователи

4.1

Кто такие полиглоты?

0

1

1

4.2

Эсперанто - универсальный язык.

0

1

1

4.3

Полезные сведения переноса слов в русском языке.

1

0

1

4.4

Интересные факты русского ударения.

1

0

1

4.5

Понятие о проектной работе.

0

1

1

4.6

Работа в инициативных группах.

1

0

1

4.7

Формы продуктов проектной деятельности.

1

0

1

4.8

Виды презентационных проектов.

1

0

1

4.9

Исследовательская работа - что это?

Исследования в нашей жизни.

0

1

1

4.10

Проблема, объект, предмет, гипотеза исследования.

0

1

1

4.11

Методы исследования.

1

0

1

4.12

Исследовательская работа. Работа в группах (начало).

1

0

1

4.13

Исследовательская работа. Работа в группах (продолжение).

1

0

1

4.14

Исследовательская работа. Работа в группах (окончание).

1

0

1

4.15

Исследовательская конференция.

1

0

1


Итого:

10

5

15

К концу четвертого года обучения младший школьник будет иметь представления:

  • об эсперанто;

  • о полиглоте;

  • о правилах написания исследовательской работы;

  • о формах продуктах проектной деятельности;

  • о видах презентационных проектов

знать о (об):

  • особенностях русского ударения;

  • о различиях исследовательской и проектной работах;

  • о проблеме, объекте, предмете, гипотезе исследования;

  • о методах исследования

уметь:

  • правильно переносить слова с учетом знаний частей слова;

  • выполнять проектную работу;

  • отличать основополагающий вопрос от проблемного и учебного вопросов.


Планируемые результаты освоения курса

к концу четвертого года обучения


Личностные результаты:

  • определять и выполнять правила работы в инициативной группе;

  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

  • нести ответственность за свои поступки;

  • быть способным к саморазвитию;

  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;

  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;

  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;

  • развитие учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные УУД:

  • работать по плану, планировать свои действия;

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;

  • анализировать свою работу;

  • удерживать учебную задачу;

  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;

  • вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;

  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

  • сличать способ действия и его результат;

  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

б) Познавательные УУД:

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • использовать общие приемы решения задачи;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • выделять необходимую информацию из литературных источников;

  • строить умозаключения и рассуждения;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

в) Коммуникативные УУД:

  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;

  • уметь слушать и слышать речь собеседника;

  • уметь договариваться при совместной работе;

  • ставить вопросы, обращаться за помощью;

  • формулировать собственное мнение;

  • строить монологичное высказывание;

  • оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;

  • оформлять результаты проектной деятельности;

  • различать исследовательскую работу от проектной.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • формулировать гипотезу и проблему исследования;

  • пользоваться разными методами исследования;

  • оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;

  • владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.

Методическое обеспечение программы

внеурочной деятельности


Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

  • практические (устные, письменные, графические упражнения);

  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Занятия программы «Хрустальный мир русского слова» для младших школьников проходят в разнообразных формах:

  • беседа;

  • практическое занятие;

  • игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под руководством старшего партнера);

  • игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др.

Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

  • фронтальная.




Средства и материалы, необходимые для реализации программы


  1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;

  2. Аудиоматериалы;

  3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);

  4. Мультимедиа;

  5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;

  6. Толковые словари;

  7. Справочники;

  8. Этимологические словари.

Словарь



  • Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

  • Диалог - это форма коммуникации между двумя участниками, состоящая из чередования имеющих смысловую связь реплик.

  • Доклад - публичное сообщение - развернутое изложение какой-нибудь темы.

  • Докладчик - человек, который делает доклад.

  • Исследовательская работа предполагает проведение обучающимися собственных исследований под руководством учителя, воспитателя.

  • Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

  • Крылатые выражения - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

  • Основополагающий вопрос - это широкий, открытый вопрос, который обращен к «большим» идеям и устойчивым концепциям.

  • Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

  • Полиглот - человек, владеющий многими языками.

  • Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

  • Проблемный вопрос - это вопрос, на который в ходе занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.

  • Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

  • Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

  • Редактирование предложений - исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно употребленных слов.

  • Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка.

  • Слова-антонимы - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение.

  • Слова-омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

  • Словарное богатство русского языка - это огромное количество слов, близких и противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок, омонимов, архаизмов, фразеологизмов и др.

  • Слова-синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. Сходство значений синонимов не говорит о том, что значения слов полностью совпадают.

  • Сообщение - то, что сообщается, известие, информация.

  • Тараторка - быстропроговариваемое высказывание не останавливаясь.

  • Творческие возможности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

  • Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос. Учебные вопросы помогают обучающимся определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают младшим школьникам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.

  • Учебный «портфолио» - специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа младших школьников и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

  • Фразеологизм (фразеологический оборот) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.

  • Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.

  • Языковое чутье - это чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. Языковое чутьё формируется под воздействием культурного обогащения и под влиянием коммуникативного опыта.

  • Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

  • Языковые факты - это любой объект или явление в языке, требующие некоторого усилия для усваивания (например, грамматические правила, фразеология и т.д.).



Список литературы для учителя:

  1. Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. - 144 с.

  2. Волина, В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.

  3. Волина, В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.

  4. Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. - СПб: «Детство-пресс», 2000. - 96 с.

  5. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.

  6. Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. - Самара: «СамВен», 1992. - 120 с.

  7. Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. - Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. - 54 с.

  8. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. - 240 с.

  9. Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.

  10. Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.

Список литературы для обучающихся:

  1. Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. - Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 64 с.

  2. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.

  3. Даль, В.И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. - 616 с.

  4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

  5. Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. - М.: Эскимо, 2011. - 64 с. - (Светлячок).

  6. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.

  7. Орфографический словарь.

  8. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. - 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.

  9. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 240 с.

  10. Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 123 с.

  11. Этимологический словарь.


купить





© 2010-2022