- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения
Конспект урока М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черпакова Г.В. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ урока: 23
| 7 класс Дата: 28.11.2014 г. Учитель: Черпакова Г.В., сш№6 ,г.Кокшетау, РК | ||||
Тема: М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения. | |||||
Цель: | К концу урока учащиеся составят кластер, отражающий нравственные ценности советского человека, определяемые словом «судьба», придумают синквейн со словом «судьба» . | ||||
Задачи: | 1. Знать содержание рассказа. 2. Уметь «извлекать » информацию из текста, размышлять, сопоставлять, сравнивать , приводить доказательства. 3. Воспитывать в детях чувство гордости за героев войны, уважения к их подвигу. 3 .Создать атмосферу сотрудничества и ситуации успеха. | ||||
Критерии успеха | 1. Я знаю хорошо текст произведения. 2. Я могу ответить на вопросы по репродукции знаний. 3. Я умею делать умозаключения, обосновывать суждения. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Модуль | Ресурсы | Обратная связь |
Организационный | Приветствие Знакомство с темой урока. Формулирование цели урока. | Запись темы в тетради Участие в формулировании цели урока | ФО |
| Ответы по формулировании ц/у |
Вводный | 1.Слово учителя о М.А.Шолохове. 2.История создания рассказа. 3. Беседа. -Что вам известно о войне? как восприняли рассказ вы? -Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека? 4.Слово учителя. В небольшом рассказе прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные вехи судьбы гл.героя? Что помогло герою выстоять? На эти вопросы вам предстоит ответить при работе с эпизодами текста. | 1. Уч-ся в тетради записывают следующие даты: - годы жизни Шолохова; - дата выхода в печати рассказа. 2. Уч-ся отвечают на вопросы по желанию и дополняют ответы друг друга.
| ДО КМ ИКТ | Слайдовая презентация | Ответы по формулированию ц/у
Устные ответы в ходе диалога «учитель-ученик» - «ученик-ученик» |
Основной | 1.Работа в группах: Задания группам: 1.Обсудить вопросы в группе, 2.Найти гл. цитату, отражающую черту характера гл. героя, его линию поведения, 3. Записать на флипчарте ярко и понятно для чтения. 2. Защита работ (Лидеры групп). 3.Работа со словарём С.Ожегова. Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится. 4.Вывод - В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств) - Что человек может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство) | 1.Учащиеся работают в группах по заданию, обсуждают и размещают на флипчарте свою выполненную работу
2.Лидер группы у доски защищает работу группы 3.Учащиеся работают(читают) с ИД, на которой даны значения слова «судьба»
4.Уч-ся от каждой группы дают ответ, обосновывая свой выбор. | КМ НППиО
ТиО
| Раздаточный материал А-3 Фломастеры «Время»
Постеры Слайд с толкованием слова «судьба» по словарю С.И.Ожегова | Создание и оформление постера
Содержание постера
Один из группы даёт обоснованный ответ по выбору значения слова «судьба»
|
Заключительный | 1.Синквейн со ловом «судьба» 1.Судьба. 2.Жестокая, горемычная. 3. Испытывает, наказывает, благословляет. 4.С судьбой не поспоришь. 5. Доля. 2. Рефлексия «Ладошка» Напишите , что вынес из этой войны солдат, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. (любовью, человеческим достоинством, добротой) 3.Взаимооценивание в группе. 4.Д/З: Пересказ понравившегося эпизода из рассказа подготовить | 1.Уч-ся всей группой составляют синквейн и читают свою работу.
2.Каждый ученик пишет на трафарете «ладошка» Свой ответ и прикрепляет на доску по контуру слова «судьба».
3. Уч-ся производят взаимооценка на листах с критериями. | КМ
ФО | Тетради учащихся
18 штук трафаретов
Листы взаимооценивания Для каждой группы
| Составленный синквейн группы
Ответы - выводы учащихся на «ладошках»
Результаты взаимооценивания |
Задание 1 группе «Довоенное время»
1.Очень кратко рассказать о семье.
2.В чём, по вашему мнению, видит Андрей Соколов своё счастье?
3.Чего не может простить себе Андрей Соколов?
4. На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, заключён смысл человеческого счастья А.Соколова.
Задание 2 группе «Плен. В церкви»
1. Очень кратко рассказать об отношении фашистов к пленным.
2. Найдите и назовите типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.
3. Какая жизненная позиция, по вашему мнению, близка Андрею Соколову?
4. На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, понятно, как относится А.Соколов к людям, преданным все цело своему делу, несмотря ни на какие обстоятельства.
Задание 3 группе «Плен. Поединок с Мюллером»
1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью ритуал с выпивкой?
2. В каком физическом состоянии находится герой, и почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
3.Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
Дороги ли нам его слова?
4.На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
Задание 4 группе «Встреча с Ванюшкой »
1.Какое событие из военной жизни стало для героя самым страшным? Очень кратко рассказать.
2.Найдите цитату, из которой понятно, какую боль испытывает человек, не раз глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, и запишите её на постере.
3.Как мог поступить человек, попавший в такую трудную ситуацию? Что с ним могло случиться?
4. Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова? Выпишите цитату на постер, в которой
Лист оценивания
1.Знание текста произведения
3 балла - прочитал весь текст
2 балла - прочитал половину текста
1 балл - прочитал меньше половины текста
0 баллов - не читал текст
2.Участие в обсуждении
2 балла - активно участвовал
1 балла - слабо участвовал
0 баллов - не участвовал
3.Участие в создании кластера
3 балла -«Шевелить мозгами»
2балла -«Хлопать ушами».
1балл - «Краем уха»
4.Соблюдение правил работы в группе
2 балла - соблюдал все правила
1 балл - соблюдал правила группы частично
0 баллов - не соблюдал правила
Шкала перевода баллов в оценку.
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов
«2» - 4 и ниже баллов
Лист оценивания
Ф.И.
Знание текста
Участие в обсуждении
Создание кластера
Общий балл
Итоговая оценка
1
2
3
4
5