Конспект урока М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения

Конспек урока литературы  на тему "М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения" предназначен для учащихся седмого класса. К концу урока учащиеся  составят кластер, отражающий нравственные ценности советского человека, определяемые словом «судьба», придумают синквейн со словом «судьба»  Задачи: 1.  Знать содержание рассказа.  2. Уметь «извлекать » информацию из текста, размышлять, сопоставлять, сравнивать , приводить доказательства. 3. Воспитывать в детях чувство гордост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ урока: 23


7 класс Дата: 28.11.2014 г.

Учитель: Черпакова Г.В., сш№6 ,г.Кокшетау, РК

Тема: М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения.

Цель:

К концу урока учащиеся составят кластер, отражающий нравственные ценности советского человека, определяемые словом «судьба», придумают синквейн со словом «судьба» .

Задачи:

1. Знать содержание рассказа.

2. Уметь «извлекать » информацию из текста, размышлять, сопоставлять, сравнивать , приводить доказательства.

3. Воспитывать в детях чувство гордости за героев войны, уважения к их подвигу.

3 .Создать атмосферу сотрудничества и ситуации успеха.

Критерии успеха

1. Я знаю хорошо текст произведения.

2. Я могу ответить на вопросы по репродукции знаний.

3. Я умею делать умозаключения, обосновывать суждения.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модуль

Ресурсы

Обратная связь

Организационный

Приветствие

Знакомство с темой урока.

Формулирование цели урока.

Запись темы в тетради

Участие в формулировании цели урока

ФО


Ответы по формулировании ц/у

Вводный

1.Слово учителя о М.А.Шолохове.

2.История создания рассказа.

3. Беседа.

-Что вам известно о войне?

как восприняли рассказ вы?

-Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

4.Слово учителя.

В небольшом рассказе прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека».

Каковы же основные вехи судьбы гл.героя? Что помогло герою выстоять? На эти вопросы вам предстоит ответить при работе с эпизодами текста.

1. Уч-ся в тетради записывают следующие даты:

- годы жизни Шолохова;

- дата выхода в печати рассказа.

2. Уч-ся отвечают на вопросы по желанию и дополняют ответы друг друга.


ДО

КМ

ИКТ

Слайдовая презентация

Ответы по формулированию ц/у



Устные ответы в ходе диалога «учитель-ученик» - «ученик-ученик»

Основной

1.Работа в группах:

Задания группам: 1.Обсудить вопросы в группе, 2.Найти гл. цитату, отражающую черту характера гл. героя, его линию поведения, 3. Записать на флипчарте ярко и понятно для чтения.

2. Защита работ

(Лидеры групп).

3.Работа со словарём С.Ожегова.

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится.

4.Вывод

- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

- Что человек может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

1.Учащиеся работают в группах по заданию, обсуждают и размещают на флипчарте свою выполненную работу







2.Лидер группы у доски защищает работу группы

3.Учащиеся работают(читают) с ИД, на которой даны значения слова «судьба»







4.Уч-ся от каждой группы дают ответ, обосновывая свой выбор.

КМ

НППиО







ТиО


Раздаточный материал

А-3

Фломастеры

«Время»





Постеры

Слайд с толкованием слова «судьба» по словарю С.И.Ожегова

Создание и оформление постера







Содержание

постера











Один из группы даёт обоснованный ответ по выбору значения слова «судьба»




Заключительный

1.Синквейн со ловом «судьба»

1.Судьба.

2.Жестокая, горемычная.

3. Испытывает, наказывает, благословляет.

4.С судьбой не поспоришь.

5. Доля.

2. Рефлексия «Ладошка» Напишите , что вынес из этой войны солдат,

с чем будет он жить дальше и чем он будет жить.

(любовью, человеческим достоинством, добротой)

3.Взаимооценивание в группе.

4.Д/З: Пересказ понравившегося эпизода из рассказа подготовить

1.Уч-ся всей группой составляют синквейн и читают свою работу.





2.Каждый ученик пишет на трафарете «ладошка»

Свой ответ и прикрепляет на доску по контуру слова «судьба».





3. Уч-ся производят взаимооценка на листах с критериями.

КМ











ФО

Тетради учащихся





18 штук трафаретов





Листы взаимооценивания

Для каждой группы


Составленный синквейн группы





Ответы - выводы учащихся на «ладошках»





Результаты взаимооценивания





Задание 1 группе «Довоенное время»

1.Очень кратко рассказать о семье.

2.В чём, по вашему мнению, видит Андрей Соколов своё счастье?

3.Чего не может простить себе Андрей Соколов?

4. На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, заключён смысл человеческого счастья А.Соколова.

Задание 2 группе «Плен. В церкви»

1. Очень кратко рассказать об отношении фашистов к пленным.

2. Найдите и назовите типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.

3. Какая жизненная позиция, по вашему мнению, близка Андрею Соколову?

4. На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, понятно, как относится А.Соколов к людям, преданным все цело своему делу, несмотря ни на какие обстоятельства.

Задание 3 группе «Плен. Поединок с Мюллером»

1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью ритуал с выпивкой?

2. В каком физическом состоянии находится герой, и почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

3.Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?

Дороги ли нам его слова?

4.На постере записать цитату из отрывка, в которой, по вашему мнению, выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

Задание 4 группе «Встреча с Ванюшкой »

1.Какое событие из военной жизни стало для героя самым страшным? Очень кратко рассказать.

2.Найдите цитату, из которой понятно, какую боль испытывает человек, не раз глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, и запишите её на постере.

3.Как мог поступить человек, попавший в такую трудную ситуацию? Что с ним могло случиться?

4. Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова? Выпишите цитату на постер, в которой

Лист оценивания

1.Знание текста произведения

3 балла - прочитал весь текст

2 балла - прочитал половину текста

1 балл - прочитал меньше половины текста

0 баллов - не читал текст

2.Участие в обсуждении

2 балла - активно участвовал

1 балла - слабо участвовал

0 баллов - не участвовал

3.Участие в создании кластера

3 балла -«Шевелить мозгами»

2балла -«Хлопать ушами».

1балл - «Краем уха»

4.Соблюдение правил работы в группе

2 балла - соблюдал все правила

1 балл - соблюдал правила группы частично

0 баллов - не соблюдал правила

Шкала перевода баллов в оценку.

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов

«2» - 4 и ниже баллов

Лист оценивания


Ф.И.

Знание текста

Участие в обсуждении

Создание кластера


Общий балл

Итоговая оценка

1








2








3








4








5












© 2010-2022