Сценарий Литературной гостиной Две дуэли

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смирнова Лариса Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №498 Невского района г. Санкт-Петербурга



Сценарий литературной гостиной

"Две дуэли

Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб"

(в рамках проведения декады русского языка и литературы в ОУ)


Сценарий Литературной гостиной Две дуэли

Звучит лирическая мелодия. На её фоне - вступление.

МильченкоПушкин и Лермонтов - современники, но они никогда не встречались. Так ли это?

ТрояновОба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов.

МильченкоПредком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой "арапа Петра Великого" А.П.Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.

ТрояновУ Пушкина и Лермонтова были общие знакомые. Корнет Лермонтов - однополчанин поручика Гончарова, шурина Пушкина. Но Пушкин, видимо, даже не слышал имени Лермонтова. Почему? Дело не только в разнице в возрасте.

МильченкоИ Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение "Весна" в журнале "Атеней" в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?

ТрояновИ тем не менее Пушкин и Лермонтов встречались! Когда? Летом 1820 года Пушкин, уже известный в России поэт, и 5-летний Лермонтов со своей бабушкой одновременно находились на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорске одна улица вела к источникам и ваннам и заканчивалась у них. Великий Пушкин, конечно, встречался на улице или у источников, где и народа было всего несколько десятков человек, с юным Лермонтовым - своим будущим великим наследником в русской поэзии. Так что Миша Лермонтов видел и слышал Пушкина.

МильченкоИ Пушкин, и Лермонтов общались с декабристами и сами испытали царскую ссылку.

ТрояновПушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834-35 гг. Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь он мог встретить будущего убийцу Пушкина - Дантеса, который посещал в этот период Трубецких.

МильченкоУ Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он "компрометировал" их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми "крамольными" стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом -Львом- у Пушкина не было близких доверительных отношений. Пушкин любил только няню Арину Родионовну и сестру Ольгу, всегда стремившуюся помирить его с родителями.

ТрояновА у Лермонтова не было ни братьев, ни сестер, только одна любимая бабушка Е.А.Арсеньева. Лермонтов остался без родителей в 17 лет, к тому же отец оставил его в детстве, а у Пушкина при живых родителях было отчуждение от них.

МильченкоТак что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви.

ТрояновИ Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова.

Мелодия сменяется.

Громов

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных-

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас, мы все сойдём под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Но пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Юдин

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

Хочу - и снова затрудненье!

Зачем? Что пользы будет мне?

Моё случится разрушенье

В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами

По разрушении! - ТВОРЕЦ,

На то ли я звучал струнами,

На то ли создан был певец?

На то ли вдохновенье, страсти

Меня к могиле привели?

И нет в душе довольно власти -

Люблю мучения земли!

ОстромецкаяТак задумывались о смысле своей жизни и смерти два великих русских поэта - тридцатилетний Пушкин, уже многое понявший и осмысливший в себе и окружающем мире…

ХидироваИ шестнадцатилетний Лермонтов, только вступающий в жизнь, но уже переживший смерть матери, многолетнюю разлуку с отцом и его уход из жизни.

ОстромецкаяЧто роднит этих поэтов?

ХидироваГоды жизни?

ОстромецкаяПушкин родился в 1799, а Лермонтов - в 1814.

ХидироваМежду ними - 15 лет, для истории - это крошечный отрезок времени.

ОстромецкаяНо для России XIX века - это две разные эпохи.

Громов Может быть, дух стремления к свободе, вольности, вера в справедливость, присущие их поэзии?

ЮдинНо у Пушкина это ещё почти всегда и светлая надежда, оптимизм, а у Лермонтова - чаще горькая усмешка и печаль.

ТрояновА может быть, судьбы этих двух поэтов во многом окажутся похожими: наполненные преданностью друзей и чьим-то предательством…

Мильченко…Искренней любовью и подлой изменой…

Троянов…А в конце концов одинаково, трагически оборванными выстрелом из дуэльного пистолета у Чёрной реки под Петербургом…

Мильченко…Или у горы Машук в окрестностях Пятигорска…

Остромецкая…Чтобы потом обернуться подлинным бессмертием? Как нам, людям XXI века, разобраться в тех двух дуэлях?

ХидироваКак понять, кто был прав и не прав?

Громов Как войти в ту реку времени, что многое унесла с собой, но оставила два сияющих великих имени:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Юдин…И окрасила чёрной краской, окутала герростратовой славой имена двух убийц:

Жорж Дантес-Геккерен…

…Николай Соломонович Мартынов.

МильченкоДа просто взять книгу Пушкина…

Хидирова…Томик Лермонтова…

Троянов…Перечитать их стихи, поэмы, романы…

Остромецкая…И прийти к пониманию того, что любой человек их таланта, с их взглядами не мог быть счастлив в обществе сплетен, интриг, личной несвободы и зависимости, был обречён на трагическую гибель в «стране рабов, в стране господ»

Песня «Всё небо чёрной мглой»

ГаглоевИтак, дуэль - дворянский способ решить спор, смыть оскорбление, восстановить честь собственную и близких.

ПоляковПоединок из-за достоинства дорогой женщины, неосторожно брошенной шутки, колкой эпиграммы, слишком злого шаржа.

ГаглоевДуэль официально запрещена, за неё - арест и наказание, но русское дворянство в начале XIX века не столько боится ареста, гауптвахты, ссылки, сколько невозможности наказать виновного, смыть свой позор кровью противника.

ПоляковДобавим: кровь проливается отнюдь не всегда! А вот на дуэлях Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым кровь не только пролилась, раны оказались смертельными. Почему это случилось?

Отрывок из романа «Евгений Онегин».

Литвинов

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно?

Штырхунов

Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно…

Литвинов

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Штырхунов

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

«Теперь сходитесь». Хладнокровно,

Ещё не целя, два врага

Походкой твёрдой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени!

Литвинов

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Штырхунов

Вот пять шагов ещё ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладёт тихонько руку

И падает.

Литвинов

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовёт его…Напрасно:

Его уж нет.

Штырхунов

Младой певец

Нашёл безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре.

Потух огонь на алтаре!..

Литвинов

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен,

Дымясь, из раны кровь текла.

Штырхунов

Тому назад одно мгновенье

В сём сердце билось вдохновенье.

Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь.

Литвинов

Теперь, как в доме опустелом,

Всё в нём и тихо, и темно;

Замолкло навсегда оно.

Закрыты ставни, окна мелом

Забелены. Хозяйки нет.

А где, Бог весть. Пропал и след.

ГанночкаПоразительно, но и Пушкин, и Лермонтов, казалось бы, предвидели свою гибель на дуэли.

СмирноваИ вот, в заснеженном лесу стреляются Онегин и Ленский, хорошие приятели, и перестаёт биться сердце романтика и поэта. Стреляются из-за девушки, к которой Онегин вообще равнодушен, а Ленский, пожалуй, только думает, что влюблён.

ГанночкаА что же произошло в жизни Пушкина?

СмирноваНе были Дантес и Пушкин ни друзьями, ни приятелями, да и не могли быть: молодой красавец-повеса, француз, пытавшийся сделать блестящую карьеру на службе в русской гвардии. Воспользовавшийся покровительством голландского посланника барона Геккерена, любимец великосветских женщин, открыто и нагло ухаживавший за красавицей Натальей Николаевной Гончаровой, а женившийся, повинуясь царскому «совету». На её родной сестре Екатерине Гончаровой.

Ганночка…И великий русский поэт, автор «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина» и «Медного всадника», «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина», десятков стихотворений, друг опальных декабристов, оскорблённый придворным чином камер-юнкера, имевший серьёзные долги издатель литературного журнала «Современник», любящий муж и отец. Что общего между ними?

СмирноваНичего.»Волна и камень. Стихи и проза. Лёд и пламень не столь различны меж собой…»- писал Пушкин о двух других дуэлянтах.

Плетнёва-А в светских салонах сплетничали: как относится Наталья Николаевна к Дантесу?

Воробейкова-Принимает ли она его ухаживания?

Плетнёва-А знает ли обо всём сам государь-император Николай I, он ведь тоже, говорят, неравнодушен к красоте госпожи Пушкиной?

Воробейкова-А знает ли всё её сестра, Екатерина Николаевна, ведь она выходит замуж за Жоржа Дантеса-Геккерена?

Плетнёва_А что даст за ней в приданое брат Дмитрий Гончаров?

Воробейкова-Ведь они, говорят, весьма стеснены в средствах?

Плетнёва-Вы слыхали. Говорят, уже была история с вызовом на дуэль в ноябре?

Воробейкова-Говорят, Василий Андреевич Жуковский, близкий ко двору, сумел её замять?

Плетнёва-А что же Пушкин, он верит Натали?

ВовчикПетербург в конце 1836 - начале 1837 года жужжал, будто потревоженный улей.

Песня А.Городницкого «Не женитесь, поэты»

Вовчик

Была ли виновата в чем-то Наталья Николаевна, мы, наверное, не узнаем уже никогда. Скажем лишь, что тогда ей было 24 года, она была матерью четверых детей, которых воспитала достойно, второй раз вышла замуж спустя несколько лет после смерти Пушкина, за благородного и мужественного человека - генерала Ланского.

ГороховаПушкин верил ей безусловно. Имеем ли мы право осуждать ее?

Проигрыш

ВовчикСекундант д*Аришак и Жорж Дантес-Геккерен направились к комендантской даче около трех часов дня.

ГороховаШеф жандармов граф Бенкендорф знал все о предстоящей дуэли. Но жандармы для того и будут посланы к Черной речке, чтобы опоздать.

ВовчикПушкин с лицейским товарищем подполковником Данзасом ехали в санях по набережной Невы. По пути они встретили экипаж, в котором ехала Наталья Николаевна, но она была близорука, не узнала мужа.

ГороховаА Пушкин смотрел в другую сторону и не заметил жену.

ВовчикПротивники становятся на расстоянии 20 шагов, барьер обозначают своими шинелями.

Ветер кружит и стонет, порошит снегом глаза. Сгущаются ранние зимние сумерки…

ГороховаДантес успевает выстрелить первым.

Вовчик«Я ранен, - произносит Пушкин, падая на шинель, и остается недвижим. - Но я чувствую достаточно силы, чтобы сделать мой выстрел».

ГороховаДантес становится к барьеру как опытный дуэлянт - боком к противнику, прикрывая руку правой рукой.

ВовчикПушкин не может встать, целится лежа.

ГороховаЕще один выстрел гулко звучит на поляне.

ВовчикДантес падает, раненый в грудь и руку.

Горохова«Я думал, что мне доставит удовольствие его убить, - медленно говорит Пушкин, - но теперь я этого не чувствую…»

ВовчикКонстантин Данзас отвозит тяжело раненого Пушкина в его дом. Он умеет нести ответственность за свои поступки.

ГороховаИ буде еще два дня страшных, мучительных болей, которые Пушкин вынесет мужественно и стойко.

ВовчикИ будет еще бледная, с глазами, полными ужаса, Наталья Николаевна у постели умирающего мужа.

ГороховаИ будет срочное изгнание из России лишенного офицерских чинов и дворянства барона Жоржа Дантеса-Геккерена.

ВовчикА главное - будет у входа в дом на Мойке толпа чиновников, офицеров, купцов, простого люда. И в толпе этой - будущая гордость русской литературы: студент Иван Сергеевич Тургенев, мелкий чиновник Иван Александрович Гончаров.

ГороховаИ корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «Смерть поэта» (эпиграф на экране)

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Громов

Погиб ПОЭТ! - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и УБИТ!

УБИТ!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жаркий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Помогайбо

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Штырхунов

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый.

На ЧТО он руку поднимал!..

Юдин

И ОН убит - и взят могилой,

Как тот певец неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такой чудесной силой,

Сражённый, как и ОН, безжалостной рукой.

Поляков

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

ОН, с юных лет постигнувший людей?..

Мильченко

И, прежний сняв венок, - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Троянов

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шёпотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Гаглоев

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Литвинов

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

ПОЭТА праведную кровь!

ОстромецкаяПройдя сквозь десятилетия, даже столетия, это стихотворение называет нам виновных в гибели лучших умов, благородных сердец

..Ограниченность и властолюбие, корысть и ненависть к прогрессу, трусость и подлость.

Читая Лермонтова, удивляешься дару его творчества.

ХегайЗа несколько месяцев до смерти он увидел сон.

Стихотворение «Сон».

Хегай

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

«Песня про врагов» А.Дольского.

ВовчикА в жизни будет ссора с недавно вышедшим в отставку майором Николаем Соломоновичем Мартыновым - соучеником по юнкерской школе.

Аржаева-Из-за чего ссора? Неужели из-за очередной карикатуры?

Ибадова-А может, этот шарж - последняя капля, переполнившая чашу терпения?

Аржаева-Или из-за якобы распечатанного Лермонтовым письма матери и сестёр Мартынова сыну и брату?

Ибадова-Так ведь все знали, что Лермонтова тогда обокрали на самом деле, вытащив и письмо с деньгами!

Аржаева-Или просто Мартынов безмерно завидовал Лермонтову, ведь он сам пробовал писать стихи!

Ибадова-А может, и за спиной Мартынова стояли люди, подобные Бенкендорфу и его жандармам. Так «удачно» не успевшим на пушкинскую дуэль?

Аржаева-Не потому ли секунданты так запутали следствие, что неясно, кто был чьим секундантом и все ли четверо присутствовали у горы Машук 15 июля 1841 года?

Штырхунов

Князь Александр Васильчиков, 23 лет от роду. Впоследствии крупный государственный чиновник.

Корнет Михаил Глебов (во время лермонтовской дуэли ему 22 года), погиб в бою на Кавказе через 6 лет.

Князь Сергей Трубецкой, сосланный на Кавказ. Вычеркнутый рукой царя вместе с Лермонтовым из списка награждённых.

Что скрыли они тогда от следствия?

Что могли бы рассказать?

СмирноваОтдалённый гром перекатывался, глухо ворча. Приближалась гроза.

ГанинаОдин из секундантов отмерил шаги - их всего десять.

СмирноваПистолеты, вопреки правилам взяты не дуэльные, а кухенрейтерские.

ГанинаВпрочем, условия противников ведь равны?!

СмирноваЛермонтов говорит спокойно: «Николай Соломонович, мы с тобой часто по-пустому ссорились и дразнили друг друга, но никогда врагами не были».

Ганина«Я предлагаю начинать дуэль, пока не началась гроза!» - громко возразил Мартынов.

СмирноваЛермонтов не целится, он медленно поднимает руку с пистолетом вверх, в тучу…

Ганина«Так стемнело, что я не вижу пистолетной мушки!» - взволнованно говорит, упорно целясь Мартынов.

Смирнова«Стреляйте же, господин Мартынов, или я разведу вас!»

ГанинаЯркая молния освещает белым огнём лицо Лермонтова, прекрасные тёмные глаза, насмешливо презрительный рот.

СмирноваГромовой раскат, от которого вздрогнули горы, заглушает выстрел.

ГанинаНо гибкое тело Лермонтова падает на землю, точно срезанное серпом.

Стихотворение П. Антокольского «Гроза в Пятигорске»

Троянов

Гроза разразилась и с юноши мёртвого

Мгновенно сорвала косматую бурку.

Пока только гром наступленье развёртывал,

А страшная весть понеслась к Петербургу.

Железные воды и кислые воды

Бурлили и били в источниках скал.

Ползли по дорогам коляски, подводы,

Арбы и лафеты. А юноша спал.

Мильченко

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,

Не сын у отца и у века не пасынок.

И не был он сослан, и не был зависим

От гор этих, молниями опоясанных.

Он парусом где-то белел одиноким,

Иль мчался по круче конём легконогим,

Иль с барсом сцепившись, катился, визжа,

В туманную пропасть. А утром, воскреснув,

Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождём мятежа.

Штырхунов

Гроза разразилась. Остынув от зноя,

Машук и Бештау склонились над юношей,

Одели его ледяной сединою,

Дыханьем свободы на мёртвого дунувши:

«Спи, милый товарищ, окончилось горе,

Сто лет миновало,- мы снега белей.

Но мы, старики, да и всё Пятигорье,

Отпразднуем грозами твой юбилей.

И небо грозовым наполнится рокотом.

И гром-агитатор уснувших разбудит.

А время? А смерть? - Пропади они пропадом!

Их не было с нами, и нет, и не будет!»


Проигрыш из «Гардемаринов»

Белла Ахмадулина

Ганночка

И снова, как огни мартенов,

Огни грозы над темнотой.

Так кто же победил - Мартынов

Иль Лермонтов в дуэли той?

Дантес иль Пушкин?

Кто там первый?

Кто выиграл и встал с земли?

Кого дорогой этой белой

На чёрных санках повезли?

Но как же так? По всем приметам,

Другой там победил, другой,

Не тот, кто на снегу примятом

Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой

Всегда дурак был на виду,

Меж тем, как человек великий,

Как мальчик, попадал в беду?

Чем я утешу поражённых

Ничтожным превосходством зла,

Прославленных и побеждённых

Поэтов, погибавших зря?

Мартынов пал под той горою,

Он был наказан тяжело,

И вороньё ночной порою

Его терзало и несло.

А Лермонтов зато - сначала

Всё начинал и гнал коня,

И женщина ему кричала:

«Люби меня, люби меня!»

Дантес лежал под той горою,

Подняться не умел с земли,

А мимо медленно, сурово,

Не оглянувшись, люди шли.

Он умер или жив остался -

Никто того не различал.

А Пушкин пил вино, смеялся,

Ругался и озорничал.

Стихи писал, не знал печали,

Дела его прекрасно шли,

И поводила всё плечами,

И улыбалась Натали.

Для их спасения - НАВЕЧНО

Порядок этот утверждён.

И торжествующий невежда

Приговорён и осуждён!




© 2010-2022