Урок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 класс

«Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным» предполагает продолжение знакомства учащихся с разделом «Синтаксис сложного предложения», углубляет представление о видах сложноподчинённых предложений.Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классУрок по русскому языку Сложноподчиненные предложения 9 классМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Шамаева П.С. г. Петровска Саратовской области»













Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными

УРОК ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

РУССКИЙ ЯЗЫК

9 КЛАСС



Разработала: Сунцева Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г.Петровска

Саратовской области



Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным» предполагает продолжение знакомства учащихся с разделом «Синтаксис сложного предложения», углубляет представление о видах сложноподчинённых предложений.

Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным;

развивающие:

  • тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;

  • тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным;

  • развивать мыслительные навыки учащихся;

воспитательные:

  • поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.

Педагогическая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.


Ход урока:


  1. ВЫЗОВ.


  1. Организационный момент

2. Активизация знаний.

Хотелось бы начать урок с высказывания Н.В.Гоголя из книги «Несколько слов о Пушкине», которое перед вами на карточках:

Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.. .
А. Платонов

Задания:

  1. Прочитайте выразительно отрывок.

  2. Найдите в нём сложноподчинённые предложения.

  3. Поставьте вопрос и определите вид придаточных.

Учитель: Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Посмотрите на отмеченные вами предложения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся: Тема урока - сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

3. «Верные/неверные утверждения».

Учитель: А теперь попробуйте вспомнить, что вы знаете о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Перед вами утверждения. Установите, верны ли эти утверждения, обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках).

№ п/п

Утверждение.


Верно/неверно

1

Придаточное изъяснительное отвечает на вопросы падежей?

+

2

Вопрос задаётся от придаточной части к главной.

-

3

Придаточное изъяснительное может присоединяться к главному союзами и союзными словами.

+

4

Придаточное изъяснительное может соединяться с главным союзными словами: КТО, ЧТО, КАК, БУДТО, КОГДА, ЧТОБЫ

+

5

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным состоит не менее чем из двух частей.

+

6

Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным запятая не ставится.

-

7

В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным могут быть указательные слова.

+

8

Вопрос к придаточной части сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным задаётся от всей главной части, а не от одного слова.

-

9

Придаточное изъяснительное в составе сложноподчинённого предложения не имеет определённого места и может стоять где угодно.

-

4. Целеполагание.

У каких из этих утверждений вы затрудняетесь определить достоверность? Ничего страшного в этом нет.

Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.

Учащиеся: Цели урока:

1.узнать, от чего задаётся вопрос к придаточному изъяснительному (от всей главной части или от одного слова);

2.узнать, есть ли указательные слова в главной части сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным;

3.определить место придаточного изъяснительного в составе сложноподчинённого предложения;


  1. ОСМЫСЛЕНИЕ.


  1. Инсерт.

Учитель: Чтобы узнать всё это, обратимся к материалу § 11 на странице 50 учебника. Во время чтения сделайте пометки на полях и заполните таблицу, в которой ваши значки будут заголовками (Индивидуальная работа).

Инсерт


«V»

«+»

«?»





Учитель: Объединитесь в 2 группы, обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. (Групповая работа, помощь учителя). Что вам непонятно из нового материала?

2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».

А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. (Учащиеся доделывают «верные/неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Ответы представителей групп).

3. Первичное закрепление материала.

Учитель: Молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на ярких примерах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1.. (Работа в группах).

1.Свет решил,

Что он умен и очень мил.

2. Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне не досуг.

3. Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

4. И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой

5. Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

6.Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет.

Задание для 1 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, связанными разными союзными словами. Найдите определяемое слово в главном предложении и от него поставьте вопрос к придаточному.

Задание для 2 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, связанными союзными словами.

Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось.

Учитель: Задание для всех:

На основании выписанных вами примеров сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и сделайте вывод о месте придаточного изъяснительного в составе сложноподчинённого предложения.

Учащиеся делают совместный вывод: Придаточное изъяснительное может стоять в середине главной части или после неё, но всегда оно находится после определяемого слова.

4. Закрепление материала.

Учитель: 1) А теперь я предлагаю вам самостоятельно сконструировать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Групповая работа).


  • 1 группа: составьте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными по их началу, запишите, расставляя знаки препинания.

Изучая роман «Евгений Онегин», мы узнали ( что, как; о том ,что)

Учитель:

  • 2 группа: из двух простых предложений составьте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, запишите, расставляя знаки препинания.


  1. Характеризуя Онегина, Герцен писал: « Герой - это «умная ненужность», это «лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

  2. Онегин получает из деревни известие. Дядя, оставляющий ему наследство , находится при смерти.

Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг дуга, сделайте замечания. Проверим, прочитайте созданные предложения со знаками. (Выступления учащихся).


  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Итак, мы познакомились со сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными. Ещё раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному по очереди к доске).


Отвечает на вопросы кпадежей

Вопрос к придаточной части задаётся от слова, а не от всей главной части.

Соединяется с главным с помощью созов и союзных слов



Такое предложение состоит не менее чем из 2-х частей.




Сложноподчинённое предложение

с придаточным определительным


Между главной и придаточной частью ставится запятая.




Придаточное стоит после определяемого слова.

В главной части могут быть указательные слова.


Учитель: В конце урока, подводя итог нашей работе по теме сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в ходе которого мы ещё раз погрузились в атмосферу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», хотелось бы произнести высказывание М.Горького об этом произведении: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Выучить § 11 - или кластер.

  2. Дифференцированное задание:

    • Написать сочинение-миниатюру с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными«Моё прочтение «Евгения Онегина».

    • Составить сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, используя разные союзные слова, на тему «Моё прочтение «Евгения Онегина».



© 2010-2022