Рабочая программа по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Альметьевского муниципального района


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Квасова Н.П.Протокол № 1 от «_28_»

августа 2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР СОШ

Злобина Ф.Л.«29»____августа___2012___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ

Фаттахов И.И..

Приказ № 102 от «1»сентября 2012г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ульдюковой Елены Андреевны, учителя первой квалификационной категории

по литературе в 6 классе








2012-2013учебный год



Пояснительная записка.


Статус документа

Данная рабочая программа разработана на основе:

Государственного образовательного стандарта (основного)общего образования по литературе, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;

Примерной программы основного общего образования базового уровня по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисного учебного плана МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Альметьевского муниципального района на 2012-2013 учебный год

Авторской программы курса литературы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

Положения о рабочей программе по МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Альметьевского муниципального района - приказ №80/1 от 01.09.2011

Решения МО учителей языковедческого цикла Калейкинской СОШ от 29.08.2012 года протокол №1

Преподавание ведется по учебнику: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Литература 6 класс. 2007 г.

Общая характеристика учебного предмета


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основыне цели и задачи обучения в 6-ом классе:


  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В задачи изучения литературы входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст. Особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слов. Формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, воспитания нравственного идеала, как общечеловеческой ценности, овладение литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализе художественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программный материал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческий словарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы в 6 классе ученик должен:

-знать/ понимать

•содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

• наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

• основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

• основные теоретико-литературные понятия;

-уметь:

•работать с книгой

•определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

•выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою;



Учебно-тематический план.



Содержание

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Введение.

1



Мифология.

4


1

Устное народное творчество

3


1

Из древнерусской литературы.

2


1

Из литературы XVIII века.

1



Из литературы XIX века.

33


4

Из литературы XX века.

14

5

1

ВОв в произведениях литературы

5

2

1

Из зарубежной литературы.

6



Итоговый урок

1


1

Итого

70






Содержание тем учебного курса


Своеобразие курса литературы в 6 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.


Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности

Теория литературы

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА.

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «И. И. Пущину» чувство дружбы, помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорогая». Приметы зимнего пейзажа .Волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика навевают грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Простите, верные дубравы...», «Роняет лес багряный свой убор... , «3имняя дорога» , «3имнее утро».

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», « На севере диком...» , «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные и трехсложные размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба» Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

« В дороге», «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказами «Бирюк» служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта, образ лесника; позиция писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картины природы в рассказе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог- спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. «В полном разгаре страда деревенская…», « Великое чувство! у каждых дверей...» Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия,). Диалог. Строфа (начальные представления).

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», « Что за человек был мой отец?», « Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство».Добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадании.

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «Слепой музыкант»: повествование о доброте, любви и сострадании.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

А.И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...» Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»; Н. И. Рыленков «Бой шел всю ночь..». Д. С. Самойлов «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений. Обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет ('развитие понятий). Г ерой - повествователь (развитие понятия)

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«3везда полей», « Листья осенние», « В горнице» Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Родная природа в русской поэзии ХХ века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали..», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»

Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ век . Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети, и взрослые в рассказе)

Х.К. Андерсен. Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать, разоблачение гордыни.

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе «Любовь к жизни» жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком...». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы ХIХ века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «В глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы ХХ века

К.Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода»

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».








Перечень учебно-методического обеспечения.


УМК для учащихся


Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт. - сост.Г.С. Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. -320 с.:

Г. С. Меркин Литература. 6 класс. Учебник - хрестоматия. - М.: русское слово, 2007.


Анализ художественного текст/ О.В. Касперская - Волгоград: Учитель, 2011

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 6 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2006 г.

Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.


УМК для учителя


Золотарёва И.В. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 399 с.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: вопросы и задания по литературе. 6 класс. - М.: Просвещение, 1999. - 228 с.

Меркин Г.С. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Русское слово, 2009. - 342 с. 318 с.

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 196 с.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004. - 186 с.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 128 с.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007. - 198 с.


Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Межпредметные связи

Тип урока

Вид контроля, вид самостоятельной работы


Дата

П.

Ф

I четверть

Введение.

1

Книга и её роль в жизни человека

1

Литература и другие виды искусства

Написание гимна книге

7.09

Из греческой мифологии.

2

Понятие о мифологии.

Мифы о героях: «Герои»

1

Беседовать по содержанию мифологических рассказов

Произведения живописи, скульптуры, музыки и кино на мотивы древнегреческих мифов

Изучение нового материала

Изложение с элементами сочинения

8.09

3

Мифы «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид».

1

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализо­вать свою мечту.

Уметь выделять смысловые части мифологических рассказов

Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве

Изучение нового материала

Сочинение-размышление «Радость полёта»

14.09

Из славянской мифологии.

4

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора», «Всемирный потоп», «Встреча в степи».

1

Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян;

Беседовать по содержанию мифологического рассказа, уметь характеризовать роль изобразительно-выразительных средств

Славянские мифологические герои в русском искусстве . Е.А. Кибрик. Борьба древнерусских богатырей.

Изучение нового материала

15.09

Из устного народного творческого творчества.

5

Устное народное творчество. Предания о Суворове. Суворовские внуки.

1

Сопоставление преданий

Портрет Суворова работы неизвестного художника 19 века, история и устное народное творчество

Комбинированный урок

21.09

6

Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1

Сказка и ее художествен

ные особенности. Народные представле

ния о добре и зле; краткость, образность.

Уметь определять жанр произведения, беседовать по вопросам

Иллюстрации к сказке

Комбинированный урок

22.09

Из древнерусской литературы.

7

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о Белгородских колодцах».

1

Беседовать по вопросам, уметь выражать своё отношение к прочитанному

Изучение нового материала

28.09

8

Отражение истории Древней Руси в «Повести о разорении Рязани Батыем»

Отражение в произведениях истории

Древней Руси и народных представлений

о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жесто­кость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Беседа по вопросам, формирование умения выражать своё отношение к прочитанному

Урок- размышление

29.09

Из литературы 18 века.

09

М.В.Ломоносов «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф».

1

Отражение в стихотворении

мыслей ученого и поэта; тема и ее реализации

Беседа по вопросам, формирование умения характеризовать особенности композиции и роль изобразительно-выразительных средств

Изучение нового материала

Выразительное чтение

5.10

Из литературы 19 века

10

В.А.Жуковский. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана».

1

В.А.Жуковский Баллада «Светлана»:

связь с фольклором, традициями и

обычаями народа.

Нахождение в балладе завязки, кульминации и развязки, языковой анализ текста

Брюллов «Гадающая Светлана»

Комбинированный

6.10

11

Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

1

Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.

Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о поэте

И.Е.Репин «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 г», В.А.Фаворский. Пушкин-лицеист

Рассказ учителя, беседа

Литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С.Пушкина».

12.10

12

Лирика природы А.С.Пушкина: «Зимняя дорога»,»Зимнее утро», «Простите, верните дубравы».

1

Урок-практикум






13.10

13

А.С.Пушкин «Дубровский».

Историческая, правда и художественный вымысел.

Ссора Троекурова и Дубровского (глава 1)

1

Роман "Дубровский»:

нравственные и социальные проблемы

романа; основной конфликт;

центральные персонажи.

Определение жанра романа

Работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве

Комбинированный урок

19.10

14

Р.р.

Обучение сравнительной характеристике героев «Троекуров и Дубровский».

1

Формирование умений давать сравнительную характеристику героям, выявлять авторскую позицию

Иллюстрации к роману Пушкина «Дубровский».

Р.р

Характеристика главным героям

20.10

15

Комментированное чтение глав романа «Дубровский»

1

Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся

Экранизация романа Пушкина

Комбинированный урок

26.10

16

Маша Троекурова и Дубровский

1

Беседа по вопросам

27.10

17

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте, Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Тучи».

1

Эвристическая беседа, знакомство с книгой И.Л.Андронникова «Лермонтов» (к творческой истории стихотворения «Тучи»)

Стихотворения Лермонтова в музыке

Урок изучения нового

2.11

2 четверть

18

М.Ю.Лермонтов. В художественном мире стихотворения «Парус», «Листок».

1

Многозначность

художественного образа

Языковой анализ поэтического текста

«Парус» Лермонтова в музыке Варламова

Урок изучения нового

Составьте монолог Паруса, скользящего

«в луче золотом»

3.11

19-20

Р.р.

Обучение аналитическому чтению статьи учебника. Стихотворные размеры стиха.

2

Составление схемы ямбической стопы, определение размера стихотворений

Р.р.

Аналитическое чтение

16.11

17.11

21

Р.Р.

Контрольное сочинение - анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» по образцам рассуждений

1

Составление плана характеристики, анализ художественного текста, выявление особенностей художественного мира М.Ю.Лермонтова

Р.Р.

Сочинение-анализ

23.11

22

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Комментированное чтение 1 главы.

1

Тема и проблематика повести, любовь к

родине; товарищество, свободолюбие,

героизм, честь, любовь и долг).

Эвристическая беседа

Иллюстрации к повести, экранизация повести

Урок - практикум

Сообщение на тему «Гоголь и Пушкин»

24.11

23

Комментированное чтение 5-7 глав повести

1

Центральные образы и приемы их

создания; лирическое и эпи

ческое в содержании повести

Эвристическая беседа

Экранизация повести, иллюстрации к повести

Урок - практикум

30.12

24

Комментированное чтение 8-10 глав

1

Эвристическая беседа, анализ эпизода, выявление связи повести с фольклорным эпосом

Иллюстрации к повести

Урок - размышление

1.12

25

Комментированное чтение 12 главы

1

Массовые сцены и их значение в сюжете

и фабуле; связь повести с фольклорным

эпосом. Лирическое и эпическое в

повести. Своеобразие стиля

Анализ эпизода «Казнь Остапа», характеристика образа Тараса Бульбы, объяснение смысла финала повести

Иллюстрации к повести, экранизация повести

Урок - размышление

Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Гоголя»

7..12

26

Р.р.

Обучение ответу на вопрос проблемного характера (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)

1

Героическая

повесть; типы речи

и разнообра

зие лексических

пластов; тропы и

фигуры в повести

(гипербола, срав

нение, метафора,

риторические

фигуры)

Уметь выявлять тематику и проблематику повести. Сбор материала к сочинениям, написание черновика сочинений

Р.р.

8.12

27

в/ч

Книги о героическом прошлом нашей родины

1

Эвристическая беседа, выявление авторской позиции

Произведения о героическом прошлом нашей родины в живописи, музыке, кино

Вн.чт.

Произведения о героическом прошлом нашего края

14.12

28

И.С.Тургенев «Записки охотника». Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк»

1

Милосердие,

порядочность, доброта; образ лесника;

позиция писателя.

Эвристическая беседа, работа с материалами вступительной статьи, сопоставление литературных персонажей

Урок изучения нового

Конкурс рисунков учащихся

15.12

29

в/ч

И.С.Тургенев «Бежин луг», «Бурмистр». Идейно-художественное своеобразие рассказа

1

Эвристическая беседа, выявление авторской позиции, объяснение смысла финала рассказа

Иллюстрации к рассказу, беседа о роли музыки в жизни человека

Вн.чт.

21.12

30

Тема любви в лирике И.С.Тургенева. Стихотворение «В дороге».

1

Эвристическая беседа, создание связного письменного текста

Музыкальная интерпретация стихотворения

22.01

31

Тема народного труда и долюшки женской в произведениях Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

1

Основной пафос

стихотворений. Образно-изобра

зительные средства, раскрывающие тему.

Способы создания образа женщины-

труженицы, женщины-матер

Эвристическая беседа ,создание связного письменного текста

Некрасов и художники-передвижники

Урок-беседа

Сочинение

28.01

32

В.ч

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос». Авторская позиция в поэме

1

Вн.чт.


18.01

3 четверть

33

р.р.

Обучение аналитическому чтению статьи учебника. Трёхсложные размеры стиха.

1

Наблюдение над ритмом стихотворения А.С.Пушкина «Бесы»

Р.р

19.01

34

Л.Н.Толстой. В начале пути.

1

Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о писателе

Портретная галерея Л.Н.Толстого

Урок изучения нового

25.01

35

Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство».

1

Анализ глав по вопросам учителя, языковой анализ текста. Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся

Работа с иллюстрациями

Урок изучения нового

26.01

36

Р.р.

Обучение пересказу эпизода повести с изменением лица

1

Пересказ эпизода повести с изменение лица рассказчика

Р.р

1.02

37

Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди»

1

Взаимоотношения в семье; главные качества родите­лей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблемати­ка рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, ми­лосердие, сострадание).

Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о проблематике произведения, сопоставлять произведения

Урок-исследование

2.02

38

А.В.Кольцов. Слово о поэте. «Песня о пахаре»

1

Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни.Ф ольклорная образность.

У рок изучения нового

8.02

39

В.Г.Короленко. Повесть «Слепой музыкант»

1

Характеристика эпизода, эвристическая беседа

Урок изучения нового

9.02.

40

.В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

1

Повествование о доброте, любви и сострадании

Составление плана пересказа, беседа по вопросам учителя

Работа с иллюстрациями к рассказу

15.02

41

Р.р. Путь восхождения к свету

1

Духовное обновление обиженного судьбой человека. Тернистый путь к осознанию своего предназначения

Беседа по вопросам учителя, развить творческие способности

Урок развития речи

16.02

42

Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова.

Приёмы создания характеров персонажей в рассказе «Толстый и тонкий»

1

темы,

приемы создания характеров персо

нажей. Отношение автора к героям

Беседа по вопросам учителя и учебника

Работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма

Написание юмористического рассказа

22.02

43

Р.р.

Обучение инсценированию эпизодов рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

1

Творческий практикум по овладению навыками исценирования рассказа

Рассказы Чехова в исполнении мастеров художественного слова

Р.р.

23.02

44

В.ч

Литературная викторина «Чехов смеётся».

1

Составление вопросов учащимися и учителем к литературной викторине

Работа с иллюстрациями

Вн.чт.

1.03

Из литературы 20 века

45

И. А. Бунин. Краткие сведения о писателе. « Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

1

Душа

крестьянина в изображении писателя

Беседа по вопросам учебника, выполнение аналитических заданий по тексту рассказа

Урок изучения нового

2.03

46

И.С.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц…»

1

Эвристическая беседа, анализ поэтического текста

«Осенняя песня П.И.Чайковского»

Р.Р

8.03

47

48

А.И.Куприн. Детские годы. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.

2

Беседа по вопросам учебника, выполнение аналитических заданий по тексту

Подбор музыкальных произведений, созвучных рассказу

Изучение нового материала

Вн/чт «Белый пудель»

9..03

15.03

49

А.И.Куприн «Тапёр»

Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия

1

Эвристическая беседа

Комбинированный урок

16.03

50

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Пафос и тематика стихотворений «Песнь о собаке».

1

Составление тезисного плана к вступительной статье учебника

Изучение нового материала.

22.03

51

Пафос и тематика стихотворения «Разбуди меня завтра рано…»

1

Одухотворенная

природа - один из основных образов Есенина

Организация диалога учащихся с профессиональным читателем («Поразмышляем о прочитанном»), эвристическая беседа

Комбинированный урок

23.03

52

В.ч.

Литературный вечер

«Поэты 20 века о родине, родной природе и о себе»

(*список прилагается)

1

Подбор материала к литературному вечеру, разработка сценария вечера

Фотовыставка

Вн.чт

5.04

*А.А.Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»

Ф.К.Сологуб «Под черёмухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Что в жизни мне всего милей…»

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Б.Л.Пастернак «После дождя»,

Н.А.Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»,

А.Т.Твардовский «Есть обрыв, где я играя…», «Я иду и радуюсь»,

А.А.Вознесенский «Снег в сентябре»

4 четверть

53

М.М.Пришвин. Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

«Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Рассказ о писателе, чтение и анализ начала сказки-были

Иллюстрации к эпизоду

Изучение нового материала

6.04

54

55

Комментированное чтение «Кладовой солнца» М.М.Пришвина.

2

Комментированное чтение

Иллюстрации Е.Рачева к «Кладовой солнца», экранизация произведения

Урок-практикум

12.04

13.04

56

р/р

КС

Контрольное сочинение. Характеристика персонажа художественного произведения

Развитие умений характеристики образа- персонажа

Р.Р

19.04

57

В.К.Железняков. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя

Рассказ о писателе, чтение и анализ рассказа

Изучение нового материала

Сочини свой рассказ

20.04

58

Н.М.Рубцов, Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина»

Анализ поэтического текста по вопросам

Фотовыставка

Изучение нового материала

26.04

Произведения о Великой Отечественной войне.

59

Проблематика произведений Д.С.Самойлова «Сороковые», М.В.Исаковского «В прифронтовом лесу».

Эвристическая беседа по вопросам учебника

Подбор иллюстраций и музыкальных записей к уроку

Изучение нового материала

Составьте программу концерта «Любимые песни нашей семьи»

27.04

60

Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Эвристическая беседа по вопросам учебника

Создание иллюстраций к рассказу Астафьева

Изучение нового материала

3.05

61

62

В.П.Астафьев «Васюткино озеро

2

Беседа по вопросам.

Изучение нового материала

4.05

10.05

63

Р.р.

КИ

Контрольное сжатое изложение от 3 лица по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Написание сжатого изложения

Работа с иллюстрациями

Р.р

11.05

Из зарубежной литературы.

64

М.Твен. Краткие сведения о писателе. Мир детства в произведении «Приключения Гекльберри Финна».


«Приключения Геклъберри Фин­на»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости - отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы со­здания детских характеров. Юмористическое и комическое.

Эвристическая беседа по вопросам учебника, характеристика образа-персонажа

Экранизация произведений М.Твена

Изучение нового материала

17.05

65

О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих». Дети и взрослые в рассказе

Эвристическая беседа по вопросам учебника

Экранизация рассказа

Изучение нового материала

18.05

66

Х.К.Андерсен. Христианские мотивы в произведении «Чайник».

Мир добра и красоты

Эвристическая беседа по вопросам учебника

Рисунки учащихся

Изучение нового материала

24.05

67

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Жизнеутвержда-ющий пафос рассказа «Любовь к жизни».

Эвристическая беседа по вопросам учебника, учителя и учащихся

Комбинированный урок

25.05

68

А.Сент-Экзюпери. Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц».

Раскрыть основные темы и мотивы сказки;

Показать большой мир маленького принца.


Эвристическая беседа

Рисунки детей по мотивам «Маленького принца»

Комбинированный урок

26.05

69

Р.Р.

Контрольное сочинение. Анализ предложенного эпизода или развёрнутый ответ на проблемный вопрос

Ответы на задания текста, письменный анализ текста

Рр

30.05

70

В.ч

Рекомендация книг для летнего чтения

Презентация книг для летнего чтения

Выставка рисунков

31.05


© 2010-2022