Урок русского языка на тему Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Учитель Кладько Т.И.

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цель: познакомить учащихся со спецификой употребления предложений с прямой и косвенной речью.

Задачи: способствовать формированию знаний об особенностях употребления предложений с прямой и косвенной речью,

способствовать формированию умения оформлять предложения с прямой и косвенной речью на письме,

развивать навык критического мышления
воспитывать интерес к изучаемой теме, взаимоуважение,

Ключевая идея урока: создание на уроке коллаборативной среды через сотрудничество в парах, через выполнение творческих заданий, направленных на формирование образовательных компетенций учащихся.

Оборудование: карточки со словами игры «Приветствие гостей», презентация, листы А-4, фломастеры, оценочные листы, таблица.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Эмоциональный настрой.

Инсценирование «Приветствие гостей». Дети делятся на две команды «гости» и «хозяева», пользуясь карточками с ролевым текстом, разыгрывают диалог.

- Здрасте! Здрасте! Мы вас ждём!

- Промочило нас дождем!

- Ожидали мы гостей.

- Мы промокли до костей.

- Где ваш зонтик?

- Потеряли.

- Где калоши?

- Кот унёс.

- Где перчатки?

- Скушал пёс.

- Это гости не беда!

- Здрасте!

- Заезжайте в ворота!

- Здрасте!

- Поднимайтесь на порог…

- Здрасте!

- К нам на яблочный пирог.

- Чему учит эта сценка? (никогда не надо падать духом)


  1. Целеполагание.

- Из каких фрагментов состояла сценка? (речь персонажей)

- С какой целью они обращаются друг к другу? (выражение своих мыслей, сообщение о планах и пр.)

Сообщение темы урока.

Работать сегодня будем в парах. Просмотрите оценочные листы, укажите фамилию, класс.


  1. Словарная работа.

- Посмотрите внимательно на ваши карточки: стоит ли в них что-либо изменить? (неправильные формы употребления слов, просторечия)

- Давайте выполним словарную работу, благодаря которой и повторим, как правильно нужно употреблять слова приветствий, обращения к знакомым и незнакомым людям.

Здравствуйте, добро пожаловать, благодарю вас, извините, пожалуйста, всего доброго, будьте так добры, не затруднит ли вас, разрешите вас поблагодарить, искренне признателен вам, доброе утро, с наилучшими пожеланиями к вам, спокойной ночи, прекрасного дня.

Взаимопроверка в парах, обсуждение написания слов.

Составьте в парах диалог из 4 - 5 предложений с этими словами.


  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  1. Просмотр презентации с комментариями и проговариванием правила о ПР.

  2. Приводят фрагменты из художественных произведений с примерами ПР.

  3. 2 - 3 предложения из упр. 249.

Работа с презентацией «Прямая речь»

- Каким образом в текстах передаются слова персонажей? Какие варианты выражения прямой речи вы знаете? (слайд 1-3)


  1. Исследование.

Посмотрите на представленные сегодня предложения с передачей чужой речи. Вы уже знаете, что есть определенные правила оформления таких предложений. Давайте попробуем изобразить все возможные случаи использования прямой речи в предложениях.

Работа в парах.

На карточках даны различные случаи включения прямой речи в предложения, ученикам нужно на листах А-4 представить схемы этих предложений. Затем эти схемы прикрепляются на доске, анализируются.

Сопоставление с таблицей: Есть ли схемы, не представленные учениками?

(слайд 4)

  1. Изучение нового материала.

  1. Правило стр. 201-202 читают, сверяют с представленными схемами. Составляют предложения по схемам со слайда (1-10, 2 - 8, 3- 7, 4- 6)

  2. А теперь прочтите правило на стр. 207. Каждая пара представляет часть правила.


  1. Закрепление изученного.

Выполнение упр.250 ( 1 вар. - нечетные предложения, 2 вар. - четные, по три предложения). Оформить случай прямой или косвенной речи. Взаимопроверка. Обсуждение спорных ситуаций.


  1. Синонимия предложений. (слайд 5)

  1. Наблюдение (использование презентации, анализ представленных случаев) + упр. 256.

  2. Чтение правила стр.209. Как вы поняли понятие «синонимия», дайте равнозначные слова (подобие, сходство, равны и пр.).

  3. Упр, 257 ( каждой паре по 3предложения с ПР, нужно преобразовать в косв. речь.).


  1. Итог урока.

Что нового узнали о способах передачи чужой речи?

Какой из способов передачи прямой или косвенной речи в своей речи вы чаще используете? Почему?

  1. Оценивание выставляют оценки в парах, комментируют

  2. Домашнее задание

Записать все возможные способы оформления ПР в тетрадь «Надо знать»

Упр. 262, правило стр. 202 и 207

Технологическая карта урока


Предмет: русский язык Класс: 8

Тема урока: Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цель: познакомиться со спецификой употребления предложений с прямой и косвенной речью.

Ход урока.


  1. Оргмомент


Проверить готовность к началу урока.

  1. Инсценирование

Целеполагание.

«Приветствие гостей». «Гости» и «хозяева», пользуясь карточками с ролевым текстом, разыгрывают диалог. Чему учит эта сценка?

- Из каких фрагментов состояла сценка?

- С какой целью персонажи обращаются друг к другу?

  1. Словарная работа.

Взаимопроверка. Оценивание.

Здравствуйте, добро пожаловать, благодарю вас, извините, пожалуйста, всего доброго, будьте так добры, не затруднит ли вас, разрешите вас поблагодарить, искренне признателен вам, доброе утро, с наилучшими пожеланиями к вам, спокойной ночи, прекрасного дня.

  1. Актуализация знаний. Проверка Д/З


  1. Просмотр презентации с комментариями и проговариванием правила о ПР.

  2. Приводят фрагменты из художественных произведений с примерами ПР.

  3. 2 - 3 предложения из упр. 249.

5. Исследование.

Работа в парах.

представить схемы предложений.

их анализ. сопоставление с таблицей.

Работа в парах.

На карточках даны различные случаи включения прямой речи в предложения, на листах А-4 представить схемы этих предложений.

  1. Изучение нового материала.

Прочитать правило стр. 201-202, сверить с представленными схемами.

Составить предложения по схемам со слайда:

1-10, 2 - 8, 3- 7, 4- 6.

Прочитать правило на стр. 207.

Представить один случай использования косвенной речи в предложениях. (слайд)

  1. Закрепление изученного.



Взаимопроверка. Обсуждение спорных ситуаций.

Выполнить упр.250

Оформить случай прямой или косвенной речи. ( 1 вар.- нечетные предложения, 2 вар.- четные, по 3предложения).

  1. Синонимия предложений.

Наблюдение (использование презентации, анализ представленных случаев) + упр. 256.

Прочитать правило стр.209.

В парах: по два предложения с ПР, преобразовать в КР).

  1. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали о способах передачи чужой речи?

Какой из способов передачи прямой или косвенной речи в своей речи вы чаще используете? Почему?

Какой вид работы на уроке был для вас наиболее интересным?

  1. Домашнее задание (на выбор)

Записать все возможные способы оформления ПР в тетрадь «Надо знать»

Упр. 262, правило стр. 202 и 207


© 2010-2022