- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью
Урок русского языка на тему Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кладько Т.И. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Учитель Кладько Т.И.
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема урока: Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цель: познакомить учащихся со спецификой употребления предложений с прямой и косвенной речью.
Задачи: способствовать формированию знаний об особенностях употребления предложений с прямой и косвенной речью,
способствовать формированию умения оформлять предложения с прямой и косвенной речью на письме,
развивать навык критического мышления
воспитывать интерес к изучаемой теме, взаимоуважение,
Ключевая идея урока: создание на уроке коллаборативной среды через сотрудничество в парах, через выполнение творческих заданий, направленных на формирование образовательных компетенций учащихся.
Оборудование: карточки со словами игры «Приветствие гостей», презентация, листы А-4, фломастеры, оценочные листы, таблица.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Эмоциональный настрой.
Инсценирование «Приветствие гостей». Дети делятся на две команды «гости» и «хозяева», пользуясь карточками с ролевым текстом, разыгрывают диалог.
- Здрасте! Здрасте! Мы вас ждём!
- Промочило нас дождем!
- Ожидали мы гостей.
- Мы промокли до костей.
- Где ваш зонтик?
- Потеряли.
- Где калоши?
- Кот унёс.
- Где перчатки?
- Скушал пёс.
- Это гости не беда!
- Здрасте!
- Заезжайте в ворота!
- Здрасте!
- Поднимайтесь на порог…
- Здрасте!
- К нам на яблочный пирог.
- Чему учит эта сценка? (никогда не надо падать духом)
-
Целеполагание.
- Из каких фрагментов состояла сценка? (речь персонажей)
- С какой целью они обращаются друг к другу? (выражение своих мыслей, сообщение о планах и пр.)
Сообщение темы урока.
Работать сегодня будем в парах. Просмотрите оценочные листы, укажите фамилию, класс.
-
Словарная работа.
- Посмотрите внимательно на ваши карточки: стоит ли в них что-либо изменить? (неправильные формы употребления слов, просторечия)
- Давайте выполним словарную работу, благодаря которой и повторим, как правильно нужно употреблять слова приветствий, обращения к знакомым и незнакомым людям.
Здравствуйте, добро пожаловать, благодарю вас, извините, пожалуйста, всего доброго, будьте так добры, не затруднит ли вас, разрешите вас поблагодарить, искренне признателен вам, доброе утро, с наилучшими пожеланиями к вам, спокойной ночи, прекрасного дня.
Взаимопроверка в парах, обсуждение написания слов.
Составьте в парах диалог из 4 - 5 предложений с этими словами.
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-
Просмотр презентации с комментариями и проговариванием правила о ПР.
-
Приводят фрагменты из художественных произведений с примерами ПР.
-
2 - 3 предложения из упр. 249.
Работа с презентацией «Прямая речь»
- Каким образом в текстах передаются слова персонажей? Какие варианты выражения прямой речи вы знаете? (слайд 1-3)
-
Исследование.
Посмотрите на представленные сегодня предложения с передачей чужой речи. Вы уже знаете, что есть определенные правила оформления таких предложений. Давайте попробуем изобразить все возможные случаи использования прямой речи в предложениях.
Работа в парах.
На карточках даны различные случаи включения прямой речи в предложения, ученикам нужно на листах А-4 представить схемы этих предложений. Затем эти схемы прикрепляются на доске, анализируются.
Сопоставление с таблицей: Есть ли схемы, не представленные учениками?
(слайд 4)
-
Изучение нового материала.
-
Правило стр. 201-202 читают, сверяют с представленными схемами. Составляют предложения по схемам со слайда (1-10, 2 - 8, 3- 7, 4- 6)
-
А теперь прочтите правило на стр. 207. Каждая пара представляет часть правила.
-
Закрепление изученного.
Выполнение упр.250 ( 1 вар. - нечетные предложения, 2 вар. - четные, по три предложения). Оформить случай прямой или косвенной речи. Взаимопроверка. Обсуждение спорных ситуаций.
-
Синонимия предложений. (слайд 5)
-
Наблюдение (использование презентации, анализ представленных случаев) + упр. 256.
-
Чтение правила стр.209. Как вы поняли понятие «синонимия», дайте равнозначные слова (подобие, сходство, равны и пр.).
-
Упр, 257 ( каждой паре по 3предложения с ПР, нужно преобразовать в косв. речь.).
-
Итог урока.
Что нового узнали о способах передачи чужой речи?
Какой из способов передачи прямой или косвенной речи в своей речи вы чаще используете? Почему?
-
Оценивание выставляют оценки в парах, комментируют
-
Домашнее задание
Записать все возможные способы оформления ПР в тетрадь «Надо знать»
Упр. 262, правило стр. 202 и 207
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 8
Тема урока: Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цель: познакомиться со спецификой употребления предложений с прямой и косвенной речью.
Ход урока.
-
Оргмомент
Проверить готовность к началу урока.
-
Инсценирование
Целеполагание.
«Приветствие гостей». «Гости» и «хозяева», пользуясь карточками с ролевым текстом, разыгрывают диалог. Чему учит эта сценка?
- Из каких фрагментов состояла сценка?
- С какой целью персонажи обращаются друг к другу?
-
Словарная работа.
Взаимопроверка. Оценивание.
Здравствуйте, добро пожаловать, благодарю вас, извините, пожалуйста, всего доброго, будьте так добры, не затруднит ли вас, разрешите вас поблагодарить, искренне признателен вам, доброе утро, с наилучшими пожеланиями к вам, спокойной ночи, прекрасного дня.
-
Актуализация знаний. Проверка Д/З
-
Просмотр презентации с комментариями и проговариванием правила о ПР.
-
Приводят фрагменты из художественных произведений с примерами ПР.
-
2 - 3 предложения из упр. 249.
5. Исследование.
Работа в парах.
представить схемы предложений.
их анализ. сопоставление с таблицей.
Работа в парах.
На карточках даны различные случаи включения прямой речи в предложения, на листах А-4 представить схемы этих предложений.
-
Изучение нового материала.
Прочитать правило стр. 201-202, сверить с представленными схемами.
Составить предложения по схемам со слайда:
1-10, 2 - 8, 3- 7, 4- 6.
Прочитать правило на стр. 207.
Представить один случай использования косвенной речи в предложениях. (слайд)
-
Закрепление изученного.
Взаимопроверка. Обсуждение спорных ситуаций.
Выполнить упр.250
Оформить случай прямой или косвенной речи. ( 1 вар.- нечетные предложения, 2 вар.- четные, по 3предложения).
-
Синонимия предложений.
Наблюдение (использование презентации, анализ представленных случаев) + упр. 256.
Прочитать правило стр.209.
В парах: по два предложения с ПР, преобразовать в КР).
-
Итог урока. Рефлексия.
Что нового узнали о способах передачи чужой речи?
Какой из способов передачи прямой или косвенной речи в своей речи вы чаще используете? Почему?
Какой вид работы на уроке был для вас наиболее интересным?
-
Домашнее задание (на выбор)
Записать все возможные способы оформления ПР в тетрадь «Надо знать»
Упр. 262, правило стр. 202 и 207