- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кумзерова Г.В. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока внеклассного чтения
Предмет: ЛИТЕРАТУРА____Класс 6 ___Учитель: Кумзерова Галина Владимировна
Базовый учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 /Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.
Тема урока: Загадка русского характера по рассказу А.Толстого «Русский характер» и Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»?
Цель урока: 1). Путем сравнительного анализа произведений выяснить, как может проявиться русский характер в сложных жизненных ситуациях, в чём загадка русского характера. 2). Формирование читательской культуры через универсальные учебные действия и метапредметные компетенции. 3). Воспитание высоких нравственных качеств гражданина России.
Задачи: 1. Произвести сравнительный анализа произведений и ответить на вопрос, в чём загадка русского характера. 2. Развивать читательские умения и навыки поисковой деятельности. 3. Научиться брать и оформлять интервью, вести беседу. 4. Совершенствовать навыки работы в группе. 5. Формировать умение создания группового проекта - макета номера газеты «Березниковский вестник».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
Этапы урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Мотивационный Задачи: 1) для учителя: включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создать эмоциональный настрой.
2) для учащихся: Выйти на мотивацию учебной деятельности на результат.
Целеполагание.
Погружение в проект.
Погружение
в проблему.
Формулировка
проблемы проекта
Задачи проекта
После приветствия (Мне приятно видеть вас и гостей) Урок внеклассного чтения. Прочитаны рассказ А.Толстой «Русский характер» и Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»?
Почему мы смогли объединить на этот урок два произведения: №1.
Писатели исследуют не вооружение, экипировку солдата, а его внутренний мир. Это подчёркивается словами в названии произведений: «человек», «характер». Герои произведений не просто выживают, а встают в строй, проявляя русский характер.
Характер - это ключевое слово нашего урока (оно вынесено в название рассказа) А.Толстого «Русский характер».
По ключевым словам сформулируйте тему урока. Тогда, на какой проблемный вопрос мы должны будем ответить?
Включаются в беседу.
Учащиеся высказывают своё мнение. 1). По тематическому принципу: о войне
2). Герои произведений сталки-ваются с похожей ситуацией: получают увечье (обезображено лицо, ампутированы ноги).
3). Чтобы выжить они проявляют характер.
- Это загадка.
Загадка русского характера
(по рассказу А.Толстого «Русский характер» и Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»?
Личностное присвоение проблемы
В чём загадка русского характера?
Регулятивные:
Волевая саморегуляция
Определение цели деятельности на уроке.
Проявление интереса к познанию.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Ребята вам понравились произведения?
Как бы сделать, чтоб о них узнали все ученики нашей школы?
За один урок целостный номер мы выполнить не сможем, а вот
создать макет «Березниковского вестника» - нам под силу -
это наша главная задача.
Можно написать отзыв.
Инсценировать.
Рассказать.
Создать номер «Березниковского вестника».
Самооценка. Вносят оценку за работу в группе - домашнее задание - лист оценки.
2-ой этап - организация деятельности
Время ограничено.
У нас 1 группа. Исходя из проблемы, домашнего задания, вашего творчества создайте макет 1 страницы и подготовьтесь к защите.
Распределение ролей в группе
Лидер - Исаков Вова
Секретарь - Катя Волкова
Исполнители - Исаков Данил, Белов Андрей.
Не забудьте, что за работу каждый получит оценку (лист самооценки в тетради)
Принятие ролей
Составление , уточнение плана работы.
Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 1-ой страницы.
3 -ий этап - осуществление деятельности
Осуществляет консультацию по необходимости.
Самостоятельная работа в группе в соответствии со своим амплуа и сообща.
4 -ый этап -
Презентация
первой страницы
макета
Рефлексия по
первой части.
Выступления учащихся - отчёт о работе в группе
Подзаголовок. Загадка русского характера
Передовая статья: «70 лет Победы». 1. А. Толстой 2. Б. Полевой.
Следующая статья посвящена А.Толстому. Слева поместим портрет и даты жизни 1882- 1945. Напишем о том, что Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области. Отец - Николай Александрович Толстой. Мать - Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. Детство Алексея прошло недалеко от Самары.
В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом.
После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. Там написал «Детство Никиты».
В 1923 году вернулся в Россию. Детям известна его книга «Приключения Буратино», а взрослым "Петр Первый» и трилогия "Хождение по мукам", за которую получил Сталинскую премию - сто тысяч рублей. В это время шла Великая Отечественная война, и Алексей Толстой передал эту премию на постройку танка "Грозный".
Рассказ «Русский характер» появился в газете «Красная звезда» 7 мая 1944 года.
Учитель даёт оценку деятельности.
Учитель благодарит за ответы,
«Я согласна с вами: этот материал достоин того, чтобы быть на 1-ой странице» Обобщает: «И в собирательном образе Егора Дрёмова Алексея Толстого и созданном на основе прототипа Алексея Мересьева Бориса Полевого писатели выразили свои мысли о проявлении русского характера в необычных условиях - в годы войны.
Да и сами они проявили характер.
Ребята, насколько комфортно вам было работать?
Оцените друг друга. (напоминает о листах оценки).
Передовую статью мы назвали
«70 лет Победы» В ней мы выражаем благодарность тем, кто ковал Победу, за мир, подаренный нам и грядущим поколениям. За яркое солнце над головой, за голубое небо и неповторимые звезды. За все то, чего могло бы не быть. Война унесла тысячи жизней, но Победа пришла,
благодаря русскому характеру, мужеству, силе духа, огромной воле, сплочённости фронтовиков и тружеников тыла нашей огромной страны.
О статье №1 расскажет ? Овсянова Катя
О статье №2 расскажет ? Исаков Вова ?
Бори́с Никола́евич Полево́й (настоящая фамилия - Ка́мпов; 1908-1981) - русский советский журналист и прозаик..
Участник финской войны. В годы Великой Отечественной находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина. «Повесть о настоящем человеке» написана за 19 дней, посвящена подвигу лётчика А. П. Маресьева. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.). 18 суток лётчик добирался ползком до своих. Обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй, воевал на Курской дуге. Ему было было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер в 2001году.
Познавательные УУД
Извлекать информацию
из разных источников.
Развитие умения
аргументировать
Переход ко второй части урока.
Выбор способа деятельности -
пресконференция.
Чтобы подробнее узнать о человеке, с ним беседуют, берут интервью. Давайте и мы с вами устроим пресконференцию.
За стол усадим главных героев произве-дений. Остальные - корреспонденты, задают вопросы, ведут записи в произвольной форме (удобнее - таблицу), чтоб воспользоваться ими для написания газетной статьи ИНТЕРВЬЮ на вторую страницу. Помните о проблеме:
в чём загадка русского характера?
Учитель объясняет правила поведения корреспондентов: 1)Прежде, чем задать вопрос, необходимо встать (поэтому физпауза не проводится).2)Представиться
3).Вопросы задавать в корректной форме.
Участие в интервью- оценивается.
Готовятся к ролевой игре - пресконференции.
Мересьев - Белов Андрей.
Дрёмов - Исаков Данил.
Регулятивные:
Осуществлять выбор способов деятельности
Ролевая игра - пресконференция.
(Поможет снять физическую нагрузку, переключить виды деятельности).
Учитель выступает в роли ведущего,
представляет гостей.
Гости занимают места. Жмут друг другу руку.
Задают вопросы ( Примерные вопросы)
-
Расскажите, где вы воевали?
-
Как вы получили ранение?
-
Как Вам удалось выжить?
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Ответ Алексея Мересьева сопрвождается презентацией (Я прихватил с собой некоторые рисунки и снимки).
Продолжение пресконференции
4. Почему вы скрывали от родных своё увечье (ранение)?
Инсценирование «Егор Дрёмов в родном доме»
После инсценирования ученик, исполняющий роль Егор Дрёмова, продолжает отвечать.
«Вот и подумайте, мог ли я открыться. Два чувства бушевали во мне: тепло родного дома и обида - вглядываются в глаза, но меня не признают;
Получают опыт освоения социокультурных категорий.
Продолжение пресконференции
-
вопрос. В это тяжёлое для вас время всё-таки Вы испытывали хоть капельку счастья? Если «да», то когда?
6. По-вашему, каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой?
Учитель благодарит героев произведений за интересные ответы, желает новых встреч с читателями.
Напоминает о взаимооценке.
Вносят в листы оценивания
Результаты работы.
Личностные результаты
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
2-ой этап - организации деятельности:
создание 2-ой страницы макета
Учитель объясняет задание.
1 человек - обрабатывает интервью - вставляет выражения
2 - находят в тексте ответ на вопрос «в чём загадка русского характера?»
1 на своё усмотрение - выбирает рисунок и подпись к нему (может нарисовать сам) или составляет вопросы к кроссворду.
Лидер распределяет задания.
Коммуникативные УУД
Договариваться о правилах общения и поведения, о приёмах эффективного взаимодействия.
3-ий этап - осуществление деятельности
Осуществляет консультацию по необходимости.
Самостоятельная работа в группе в соответствии со своим амплуа и сообща.
Регулятивные УУД
Управление собственной деятельностью, деятельностью группы.
Личностные результаты
Накопление социо-культурного опыта
4 -ый этап -
Презентация
второй страницы макета
Учитель предлагает выступить от группы двум учащимся.
Один ученик демонстрируя макет, говорит, что статью- интервью начали такими словами…., закончили «Если у Вас, уважаемые читатели, появилось желание встретиться с Егором Дрёмовым и Алексеем Мересьевым, прочитайте «Русский характер» А.Толстого и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого».
Второй ученик «На последней полосе мы поместили слова, которые, по нашему мнению, являются ответом на вопрос, который ставили в начале урока»:
Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота.
Рефлексия.
1. на содержание.
2. на чувства.
Задача:
Подвести итог проделанной работы, переосмыслить результаты своей деятельности.
1.- Какую задачу мы перед собой ставили?
Вот что у нас получилось, теперь осталось отксерокопировать и распространить.
2.- Над чем заставил задуматься урок?
Посмотрите на лист самооценки.
Как вам работалось в группе?
Оцените себя. Я добавляю один балл…
Оценка работы учащихся складывается из самооценки, взаимооценки и поощритель-ного балла учителя. В течение урока учащиеся заполняли таблицу оценки; за урок выводится общий балл.
- Создать макет «Березниковского вестника»
Отвечают.
Отмечают на карточках.
Оценивают себя.
Домашнее задание к следующему уроку внеклассного чтения «Живая классика» 1 . Обязательное устное сообщение - «Какие мысли и чувства вызывает у меня прочитанное произведение?» (по выбору)
2. Выразительное чтение с листа или наизусть (на выбор) прозы.
3Анна Гавальда. «35кило надежды» - проявление характера подростка, вашего сверстника. Рассказ прочитать по желанию.
Записывают домашнее задание.
Регулятивные УУД
Управление собственной деятельностью.
Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей
А теперь вам мой подарок. Исполняется песня «Русский парень».
На слайде слова
Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа
Н.М. Карамзин
№ 5
четверг
29 января
2015
Орган издания: Объединение «Музейное дело»
6 класс МБОУ ВМР «Березниковская основная школа
имени Е.М.Ставцева»
Мы выражаем благодарность и признательность за мир, подаренный нам и грядущим поколениям. За яркое солнце над головой, за голубое небо и неповторимые звезды. За все то, чего могло бы не быть.
Война унесла тысячи жизней,
но Победа пришла,
благодаря мужеству,
силе духа, огромной воле, сплочённости
фронтовиков и тружеников тыла нашей огромной страны.
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе
Николаевске, ныне г. Пугачеве
Саратовской области.
Отец - Николай Александрович
Мать - Александра Леонтьевна,
урожденная Тургенева.
Детство Алексея прошло недалеко от Самары.
В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. Там написал «Детство Никиты». В 1923 году вернулся в Россию. Детям известна его книга «Приключения Буратино», а взрослым "Петр Первый» и трилогия "Хождение по мукам", за которую получил Сталинскую премию - сто тысяч рублей. В это время шла Великая Отечественная война, и Алексей Толстой передал эту премию на постройку танка "Грозный". «Русский характер» был опубликован 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда».
Рисунки - названия книг
1882- 1945
Бори́с Никола́евич Полево́й
(настоящая фамилия - Ка́мпов; 1908-1981) - русский советский журналист и прозаик..
Участник финской войны. В годы Великой Отечественной находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина. «Повесть о настоящем человеке» написана за 19 дней, посвящена подвигу лётчика А. П. Маресьева, его истребитель был подбит
4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.). 18 суток лётчик добирался ползком до своих. Обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй, воевал на Курской дуге. Ему было было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер в 2001году.
Встреча с героями.
Не каждый день удаётся встретиться с героями любимых книг, а вот сегодня к нам на урок литературы пришли Егор Дрёмов и Алексей Мересьев. Они ответили на наши вопросы.
- Расскажите, где вы воевали?
- Я танкист, участник Курской битвы. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г
- Я воевал на Старой Руссе. Шёл 1942 год.
- Вы помните, как получили ранение?
- Танк был подбит. Двое из экипажа - тут же убиты, танк загорелся. Водитель выскочил через передний люк и только вытащил меня, танк взорвался. Комбинезон на мне горел. Чувилев кидал землю на лицо, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз от воронки к воронке на перевязочный пункт, спас меня.
- В воздушной схватке расстрелял все боеприпасы, и 4 немецких самолёта повели меня на аэродром. Попытался нырнуть под верхнего немца, он успел нажать гашетку, меня подбили.
- Как вам удалось выжить?
- 18 суток вначале шёл, потом полз, потом перекатывался по лесу, терял сознание. Нашли меня мальчишки из деревни Плавни, хорошие люди выходили, связались с партизанами, отправили в госпиталь. И желание жить.
- Алексей, у вас ампутировали ноги, а вы писали домой, что всё нормально. Почему?
- Я боялся нанести удар маме, потерявшей на войне всех сыновей, я остался последний. Олю тоже не хотел волновать, всё оттягивал. Такой уж характер.
- Егор, а Вы-то приехали домой, разговаривали, но не открылись ни родителям, ни девушке. Почему?
- Я не мог напугать мать, отца, девушку. Решил, что для красивой Кати - не пара.
- Скажите, а на войне Вам было страшно?
- Страшно! Очень. Только думать о страхе некогда.
- У Вас такая судьба, а счастье когда-нибудь Вы испытывали в это жестокое время?
- Настоящее счастье, - отвечал Алексей,- я испытал, когда после всех операций, комиссий, вновь оказался в самолёте, вновь сбивал вражеские самолёты, а однажды почти на нуле горючего добрался до своих.
- Когда по настоянию друга, Ивана Сударева, я открылся в письме родным в своём уродстве, я успокоился. Но когда увидел на пороге избы мать и Катю, когда смог сказать: «Мама, это я»,- был счастлив.
Если у Вас, уважаемые читатели, появилось желание встретиться с Егором Дрёмовым и Алексеем Мересьевым, прочитайте «Русский характер» А.Толстого и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.
Русский характер!
Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть.
На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке - ядро. Разумеется - у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
***************
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота.
Вот человек - он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть - и глаз не отвести!
С.Орлов. 1946
Выпускники возлагают цветы к памятнику павшим в годы войны. Фотография Копейкиной Г.А.
Жители деревни Березник
помнят тех, кто защищал нас от врага в годы
Великой Отечественной войны
Адрес: МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» Т. 7763-48. Ответственный за выпуск: Г.В. Кумзерова