Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Толстого «Русский характер» и повести  Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»  выполняет серьёзную воспитательную функцию.           Использование проектной технологии на данном уроке  позволяет  обеспечить практическую ориентированность обучения. Отрабатывается умение работать с различными источниками, создаются  условия для самовыражения личности, реализации творческих способностей.В результате проделанной работы учащиеся получили готовый продукт  ли...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока внеклассного чтения

Предмет: ЛИТЕРАТУРА____Класс 6 ___Учитель: Кумзерова Галина Владимировна

Базовый учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 /Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

Тема урока: Загадка русского характера по рассказу А.Толстого «Русский характер» и Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»?

Цель урока: 1). Путем сравнительного анализа произведений выяснить, как может проявиться русский характер в сложных жизненных ситуациях, в чём загадка русского характера. 2). Формирование читательской культуры через универсальные учебные действия и метапредметные компетенции. 3). Воспитание высоких нравственных качеств гражданина России.

Задачи: 1. Произвести сравнительный анализа произведений и ответить на вопрос, в чём загадка русского характера. 2. Развивать читательские умения и навыки поисковой деятельности. 3. Научиться брать и оформлять интервью, вести беседу. 4. Совершенствовать навыки работы в группе. 5. Формировать умение создания группового проекта - макета номера газеты «Березниковский вестник».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивационный Задачи: 1) для учителя: включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создать эмоциональный настрой.

2) для учащихся: Выйти на мотивацию учебной деятельности на результат.

Целеполагание.

Погружение в проект.

Погружение

в проблему.

Формулировка

проблемы проекта

Задачи проекта

После приветствия (Мне приятно видеть вас и гостей) Урок внеклассного чтения. Прочитаны рассказ А.Толстой «Русский характер» и Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»?

Почему мы смогли объединить на этот урок два произведения: №1.

Писатели исследуют не вооружение, экипировку солдата, а его внутренний мир. Это подчёркивается словами в названии произведений: «человек», «характер». Герои произведений не просто выживают, а встают в строй, проявляя русский характер.

Характер - это ключевое слово нашего урока (оно вынесено в название рассказа) А.Толстого «Русский характер».

По ключевым словам сформулируйте тему урока. Тогда, на какой проблемный вопрос мы должны будем ответить?

Включаются в беседу.

Учащиеся высказывают своё мнение. 1). По тематическому принципу: о войне

2). Герои произведений сталки-ваются с похожей ситуацией: получают увечье (обезображено лицо, ампутированы ноги).

3). Чтобы выжить они проявляют характер.

- Это загадка.

Загадка русского характера

(по рассказу А.Толстого «Русский характер» и Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»?

Личностное присвоение проблемы

В чём загадка русского характера?

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Определение цели деятельности на уроке.

Проявление интереса к познанию.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ребята вам понравились произведения?


Как бы сделать, чтоб о них узнали все ученики нашей школы?


За один урок целостный номер мы выполнить не сможем, а вот

создать макет «Березниковского вестника» - нам под силу -

это наша главная задача.

Можно написать отзыв.

Инсценировать.

Рассказать.

Создать номер «Березниковского вестника».

Самооценка. Вносят оценку за работу в группе - домашнее задание - лист оценки.

2-ой этап - организация деятельности


Время ограничено.

У нас 1 группа. Исходя из проблемы, домашнего задания, вашего творчества создайте макет 1 страницы и подготовьтесь к защите.

Распределение ролей в группе

Лидер - Исаков Вова

Секретарь - Катя Волкова

Исполнители - Исаков Данил, Белов Андрей.

Не забудьте, что за работу каждый получит оценку (лист самооценки в тетради)

Принятие ролей

Составление , уточнение плана работы.

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 1-ой страницы.


3 -ий этап - осуществление деятельности

Осуществляет консультацию по необходимости.

Самостоятельная работа в группе в соответствии со своим амплуа и сообща.

4 -ый этап -

Презентация

первой страницы

макета










Рефлексия по

первой части.

Выступления учащихся - отчёт о работе в группе

Подзаголовок. Загадка русского характера

Передовая статья: «70 лет Победы». 1. А. Толстой 2. Б. Полевой.

Следующая статья посвящена А.Толстому. Слева поместим портрет и даты жизни 1882- 1945. Напишем о том, что Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области. Отец - Николай Александрович Толстой. Мать - Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. Детство Алексея прошло недалеко от Самары.

В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом.

После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. Там написал «Детство Никиты».

В 1923 году вернулся в Россию. Детям известна его книга «Приключения Буратино», а взрослым "Петр Первый» и трилогия "Хождение по мукам", за которую получил Сталинскую премию - сто тысяч рублей. В это время шла Великая Отечественная война, и Алексей Толстой передал эту премию на постройку танка "Грозный".
Рассказ «Русский характер» появился в газете «Красная звезда» 7 мая 1944 года.

Учитель даёт оценку деятельности.

Учитель благодарит за ответы,

«Я согласна с вами: этот материал достоин того, чтобы быть на 1-ой странице» Обобщает: «И в собирательном образе Егора Дрёмова Алексея Толстого и созданном на основе прототипа Алексея Мересьева Бориса Полевого писатели выразили свои мысли о проявлении русского характера в необычных условиях - в годы войны.

Да и сами они проявили характер.

Ребята, насколько комфортно вам было работать?

Оцените друг друга. (напоминает о листах оценки).

Передовую статью мы назвали

«70 лет Победы» В ней мы выражаем благодарность тем, кто ковал Победу, за мир, подаренный нам и грядущим поколениям. За яркое солнце над головой, за голубое небо и неповторимые звезды. За все то, чего могло бы не быть. Война унесла тысячи жизней, но Победа пришла,

благодаря русскому характеру, мужеству, силе духа, огромной воле, сплочённости фронтовиков и тружеников тыла нашей огромной страны.

О статье №1 расскажет ? Овсянова Катя

О статье №2 расскажет ? Исаков Вова ?

Бори́с Никола́евич Полево́й (настоящая фамилия - Ка́мпов; 1908-1981) - русский советский журналист и прозаик..

Участник финской войны. В годы Великой Отечественной находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина. «Повесть о настоящем человеке» написана за 19 дней, посвящена подвигу лётчика А. П. Маресьева. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.). 18 суток лётчик добирался ползком до своих. Обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй, воевал на Курской дуге. Ему было было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер в 2001году.

Познавательные УУД

Извлекать информацию

из разных источников.

Развитие умения

аргументировать

Переход ко второй части урока.

Выбор способа деятельности -

пресконференция.




Чтобы подробнее узнать о человеке, с ним беседуют, берут интервью. Давайте и мы с вами устроим пресконференцию.

За стол усадим главных героев произве-дений. Остальные - корреспонденты, задают вопросы, ведут записи в произвольной форме (удобнее - таблицу), чтоб воспользоваться ими для написания газетной статьи ИНТЕРВЬЮ на вторую страницу. Помните о проблеме:

в чём загадка русского характера?

Учитель объясняет правила поведения корреспондентов: 1)Прежде, чем задать вопрос, необходимо встать (поэтому физпауза не проводится).2)Представиться

3).Вопросы задавать в корректной форме.

Участие в интервью- оценивается.

Готовятся к ролевой игре - пресконференции.

Мересьев - Белов Андрей.

Дрёмов - Исаков Данил.

Регулятивные:

Осуществлять выбор способов деятельности

Ролевая игра - пресконференция.

(Поможет снять физическую нагрузку, переключить виды деятельности).

Учитель выступает в роли ведущего,

представляет гостей.

Гости занимают места. Жмут друг другу руку.

Задают вопросы ( Примерные вопросы)

  1. Расскажите, где вы воевали?

  2. Как вы получили ранение?

  3. Как Вам удалось выжить?

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ответ Алексея Мересьева сопрвождается презентацией (Я прихватил с собой некоторые рисунки и снимки).

Продолжение пресконференции

4. Почему вы скрывали от родных своё увечье (ранение)?

Инсценирование «Егор Дрёмов в родном доме»

После инсценирования ученик, исполняющий роль Егор Дрёмова, продолжает отвечать.

«Вот и подумайте, мог ли я открыться. Два чувства бушевали во мне: тепло родного дома и обида - вглядываются в глаза, но меня не признают;

Получают опыт освоения социокультурных категорий.

Продолжение пресконференции

  1. вопрос. В это тяжёлое для вас время всё-таки Вы испытывали хоть капельку счастья? Если «да», то когда?

6. По-вашему, каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой?

Учитель благодарит героев произведений за интересные ответы, желает новых встреч с читателями.

Напоминает о взаимооценке.

Вносят в листы оценивания

Результаты работы.

Личностные результаты

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

2-ой этап - организации деятельности:

создание 2-ой страницы макета

Учитель объясняет задание.

1 человек - обрабатывает интервью - вставляет выражения

2 - находят в тексте ответ на вопрос «в чём загадка русского характера

1 на своё усмотрение - выбирает рисунок и подпись к нему (может нарисовать сам) или составляет вопросы к кроссворду.

Лидер распределяет задания.

Коммуникативные УУД

Договариваться о правилах общения и поведения, о приёмах эффективного взаимодействия.

3-ий этап - осуществление деятельности

Осуществляет консультацию по необходимости.

Самостоятельная работа в группе в соответствии со своим амплуа и сообща.

Регулятивные УУД

Управление собственной деятельностью, деятельностью группы.

Личностные результаты

Накопление социо-культурного опыта

4 -ый этап -

Презентация

второй страницы макета

Учитель предлагает выступить от группы двум учащимся.

Один ученик демонстрируя макет, говорит, что статью- интервью начали такими словами…., закончили «Если у Вас, уважаемые читатели, появилось желание встретиться с Егором Дрёмовым и Алексеем Мересьевым, прочитайте «Русский характер» А.Толстого и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого».

Второй ученик «На последней полосе мы поместили слова, которые, по нашему мнению, являются ответом на вопрос, который ставили в начале урока»:

Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота.

Рефлексия.

1. на содержание.

2. на чувства.

Задача:

Подвести итог проделанной работы, переосмыслить результаты своей деятельности.

1.- Какую задачу мы перед собой ставили?

Вот что у нас получилось, теперь осталось отксерокопировать и распространить.

2.- Над чем заставил задуматься урок?

Посмотрите на лист самооценки.

Как вам работалось в группе?

Оцените себя. Я добавляю один балл…

Оценка работы учащихся складывается из самооценки, взаимооценки и поощритель-ного балла учителя. В течение урока учащиеся заполняли таблицу оценки; за урок выводится общий балл.

- Создать макет «Березниковского вестника»

Отвечают.

Отмечают на карточках.

Оценивают себя.

Домашнее задание к следующему уроку внеклассного чтения «Живая классика» 1 . Обязательное устное сообщение - «Какие мысли и чувства вызывает у меня прочитанное произведение?» (по выбору)

2. Выразительное чтение с листа или наизусть (на выбор) прозы.

3Анна Гавальда. «35кило надежды» - проявление характера подростка, вашего сверстника. Рассказ прочитать по желанию.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

Управление собственной деятельностью.

Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

А теперь вам мой подарок. Исполняется песня «Русский парень».

На слайде слова

Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа

Н.М. Карамзин

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

№ 5

четверг

29 января

2015

Орган издания: Объединение «Музейное дело»

6 класс МБОУ ВМР «Березниковская основная школа

имени Е.М.Ставцева»

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе


Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Мы выражаем благодарность и признательность за мир, подаренный нам и грядущим поколениям. За яркое солнце над головой, за голубое небо и неповторимые звезды. За все то, чего могло бы не быть.

Война унесла тысячи жизней,

но Победа пришла,

благодаря мужеству,

силе духа, огромной воле, сплочённости

фронтовиков и тружеников тыла нашей огромной страны.

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе



Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе

Николаевске, ныне г. Пугачеве

Саратовской области.

Отец - Николай Александрович

Мать - Александра Леонтьевна,

урожденная Тургенева.

Детство Алексея прошло недалеко от Самары.

В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. Там написал «Детство Никиты». В 1923 году вернулся в Россию. Детям известна его книга «Приключения Буратино», а взрослым "Петр Первый» и трилогия "Хождение по мукам", за которую получил Сталинскую премию - сто тысяч рублей. В это время шла Великая Отечественная война, и Алексей Толстой передал эту премию на постройку танка "Грозный". «Русский характер» был опубликован 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда».




Рисунки - названия книг

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе




1882- 1945






Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Бори́с Никола́евич Полево́й

(настоящая фамилия - Ка́мпов; 1908-1981) - русский советский журналист и прозаик..


Участник финской войны. В годы Великой Отечественной находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина. «Повесть о настоящем человеке» написана за 19 дней, посвящена подвигу лётчика А. П. Маресьева, его истребитель был подбит









4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.). 18 суток лётчик добирался ползком до своих. Обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй, воевал на Курской дуге. Ему было было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер в 2001году.







Встреча с героями.

Не каждый день удаётся встретиться с героями любимых книг, а вот сегодня к нам на урок литературы пришли Егор Дрёмов и Алексей Мересьев. Они ответили на наши вопросы.

- Расскажите, где вы воевали?

- Я танкист, участник Курской битвы. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г

- Я воевал на Старой Руссе. Шёл 1942 год.

- Вы помните, как получили ранение?

- Танк был подбит. Двое из экипажа - тут же убиты, танк загорелся. Водитель выскочил через передний люк и только вытащил меня, танк взорвался. Комбинезон на мне горел. Чувилев кидал землю на лицо, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз от воронки к воронке на перевязочный пункт, спас меня.

- В воздушной схватке расстрелял все боеприпасы, и 4 немецких самолёта повели меня на аэродром. Попытался нырнуть под верхнего немца, он успел нажать гашетку, меня подбили.

- Как вам удалось выжить?

- 18 суток вначале шёл, потом полз, потом перекатывался по лесу, терял сознание. Нашли меня мальчишки из деревни Плавни, хорошие люди выходили, связались с партизанами, отправили в госпиталь. И желание жить.

- Алексей, у вас ампутировали ноги, а вы писали домой, что всё нормально. Почему?

- Я боялся нанести удар маме, потерявшей на войне всех сыновей, я остался последний. Олю тоже не хотел волновать, всё оттягивал. Такой уж характер.

- Егор, а Вы-то приехали домой, разговаривали, но не открылись ни родителям, ни девушке. Почему?

- Я не мог напугать мать, отца, девушку. Решил, что для красивой Кати - не пара.

- Скажите, а на войне Вам было страшно?

- Страшно! Очень. Только думать о страхе некогда.

- У Вас такая судьба, а счастье когда-нибудь Вы испытывали в это жестокое время?

- Настоящее счастье, - отвечал Алексей,- я испытал, когда после всех операций, комиссий, вновь оказался в самолёте, вновь сбивал вражеские самолёты, а однажды почти на нуле горючего добрался до своих.

- Когда по настоянию друга, Ивана Сударева, я открылся в письме родным в своём уродстве, я успокоился. Но когда увидел на пороге избы мать и Катю, когда смог сказать: «Мама, это я»,- был счастлив.

Если у Вас, уважаемые читатели, появилось желание встретиться с Егором Дрёмовым и Алексеем Мересьевым, прочитайте «Русский характер» А.Толстого и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.































Русский характер!

Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть.

На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке - ядро. Разумеется - у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

***************

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

С.Орлов. 1946



Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Выпускники возлагают цветы к памятнику павшим в годы войны. Фотография Копейкиной Г.А.

Жители деревни Березник

помнят тех, кто защищал нас от врага в годы

Великой Отечественной войны


















Адрес: МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» Т. 7763-48. Ответственный за выпуск: Г.В. Кумзерова






























Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

© 2010-2022