На русском языке на тему Причасти

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Причастие
Цель урока:
ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий;
повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;
познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;
формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.

ХОД УРОКА:
I Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное
обозначают признак
род
число
падеж
могут иметь определяемое слово

Глагол
действие
вид
время
возвратность
зависимое слово

- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар - шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
- Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви - жение)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
- На доске таблица со словосочетаниями.
Зимующие птицы ---------- Бушующее море
Зимняя дорога -------------- Зеркальная поверхность
Раскрытая книга ------------ Свежие семена
(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)
Работа по тексту (текст проецируется по графопроектору).

КАЛИНА
Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень - калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся - слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость.
В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами - невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...
Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни "Калинка".

Задания по тексту:
1. Выразительное чтение текста учащимися;
2. Смысловой и лингвистический анализ текста;
3. Выявление однокоренных слов ( краснеет, красные, краснеющими)
4. Морфологический анализ однокоренных слов:

При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глагол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это и не прилагательное, так как выделяются и признаки глагола. Какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, т. е. причастное к имени и глаголу. (при какой - то части речи). Наверное, причастие?
- Да, это причастие. А какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что причастие имеет признаки глагола и признаки прилагательного, называют их.
Учитель: Давайте вдумаемся, что обозначает это слово?
- Одновременно обозначает действие и качество предмета.
Учитель: А если точнее?
- Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глагола: вид, время - и признаки прилагательного: род, число, падеж.
Учитель: Но при какой части речи?
Мнение разделились: одни говорят, что при глаголе, другие - что при прилагательном
Учитель: Проаргументируйте свои предположения.
- Это особая форма глагола, так как имеет вид, время, обозначает признак предмета по действию
- Это особая форма прилагательного, имеет признаки прилагательного (род. число, падеж обозначает признак предмета)
На помощь приходит учитель:
- Как видите, у тех и у других равносильные доказательства. Значит к истине ведет какой - то третий путь. Что еще надо учесть?
- Как оно образуется?
- От глагола.
- Это особая форма глагола.
Ученики сверяют свои выводы с материалом в учебнике
Таким образом, создавая проблемные ситуации, ученики сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно составляют таблицу "Причастие":



© 2010-2022