План-конспект урока литературы Созидательная деятельность Робинзона Крузо (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №34





План-конспект урока литературы

в 6-Б классе



Тема:

Созидательная деятельность Робинзона Крузо

(Роман Д.Дефо - книга о безграничных возможностях,

о созидательной деятельности и стойкости человека

в исключительных обстоятельствах).




учитель Белорунова Т.А.








Севастополь

2011

План конспект урока литературы в 6 классе

Тема: Созидательная деятельность Робинзона Крузо (Роман Д.Дефо - книга о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах).

Цели:

1) развитие умения характеризовать героев литературного произведения, рассуждать, обосновывать свое мнение, делать обоснованные выводы;

Развитие социальной, информационной, поликультурной компетентностей; развитие умений, необходимых для успешного взаимодействия между учащимися, имеющими расхождение во взглядах;

2) обобщение знаний учащихся по теме;

3) воспитание культуры взаимоотношений учащихся.

Оборудование:

листы бумаги А4, карандаши, фломастеры, цветная бумага, детские иллюстрации, книги, карта острова, видеофрагменты из экранизации.

Методические приемы:

Коллаж, викторина, ролевая игра «Микрофон»

Тип урока: Урок применения знаний и умений

Форма проведения: Ролевая игра

Оформление доски

Центральная доска: Создание цивилизации

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Ф.Тютчев.

«То, что ты привык ежедневно, то по чему ты скользишь равнодушным и привычным взглядом, - на самом деле не обыденно, не буднично, но полно неизъяснимой прелести большого внутреннего содержания, и в этом смысле - таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир. Работай в нем и радуйся, что ты человек». /Н.Заболоцкий/

Доска справа

Цивилизация - уровень общественного развития;

Закон - 1. Постановление государственной власти.

2. Обязательное правило. В конце урока на доску вывешиваются коллажи прогрессивных цивилизаций, созданные детьми.

Доска слева.

Остров моих увлечений.

Человек есть мастер, скульптор собственного образа…, он есть то, что он сам из себя делает.

Мирандема

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний опорных знаний

  1. Викторина «Верю - не верю»

  2. Презентация коллажей.

  1. Мотивация учебной деятельности

  2. Восприятие учебного материала

  3. Итог урока

  4. Домашнее задание.

Литература:

  1. В.Ляхова, С.Пащенко. «Создание цивилизации» Интегрированный урок литературы в 6 кл.// Зарубіжна література.- 2008 - №4 - с.42-47

  2. Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.-м., 1995

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

  1. Викторина «Верю - не верю»

  1. Робинзон Крузо с детства мечтал стать плантатором. (Нет, он мечтал о море и путешествиях).

  2. Робинзон отправился в последнее морское путешествие, чтобы переправить по морю партию рабов. (Верно.)

  3. Робинзон обрадовался, что нашел на корабле 36 фунтов и припрятал их: они ему могли пригодиться в цивилизованном мире. (Нет).

  4. Я водрузил большой деревянный столб на этом месте берега, куда меня выбросило море, и вырезал на доске ножом крупными буквами надпись: «Здесь я ступил на берег 30 декабря 1695 г. (Нет 30 сентября 1659г.)

  5. В багаже Робинзона оказалось 3 книги «Мифы Древней Греции». (Нет. Три Библии).

  6. Из зерен, найденных в мешке Робинзоном, выросли колосья ячменя. (Верно).

  7. Робинзон мог потерять весь урожай, потому что его врагами были козы, зайцы и птицы. (Верно).

  8. Одежда нужна была Робинзону скорее для защиты от солнца, чем для тепла. (Верно.)

  9. Робинзон объявил туземцу, что его имя будет «Пятница», так как в этот день Робинзон спас ему жизнь. (Верно.)

  10. Робинзон научил Пятницу говорить на португальском языке. (Нет, на английском.)

  11. Английское судно, экипаж которого высадился на остров Робинзона, захватили туземцы. (Нет, пираты.)

  12. Роман - это краткое стихотворное или прозаическое повествование, основанное на аллегорическом сюжете поучительного характера. (Нет. Роман - большое эпическое произведение, где действует много героев, сюжет изображается в развитии.)

  1. Презентация коллажей на тему: «Остров моих увлечений».

Учитель.

У каждого человека свои стремления и цели в жизни, планы и свои предположительные способы их осуществления. Кто-то стремится к власти, кто-то любит деньги и богатство, кто-то посвящает жизнь воспитанию детей. Но иногда бывает так, что все планы вдруг рушатся, а прежние цели теряют смысл. Человек остается наедине с самим собой - с тем, что он нажил и что невозможно ни потерять, ни отобрать. А точнее - со своим опытом, знаниями и умениями. И когда рядом нет никого, кто мог бы помочь или подсказать, человек как бы оказывается на «необитаемом острове». Какие коллажи с изображением вашего необитаемого острова вы подготовили в качестве домашнего задания на сегодняшний урок?

Примерный ответ:

Привет всем! Я очень общительный, активный в жизни человек. Но мне иногда хочется побыть одному, уйти от суеты, большого количества обязанностей. Люблю летом вместе с родителями отдыхать на море, слушать шум набегающих волн. Мне очень нравится общение с живой природой: люблю бабочек, стрекоз. В свободное от занятий время мне нравится читать художественные произведения. Последняя книга, которую я прочитал, произвела на меня неизгладимое впечатление. Это роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».

  1. Мотивация учебной деятельности.

  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель

Все мы рано или поздно проходим тяжелые жизненные испытания. Каждый по-разному реагирует в такой ситуации: одни опускаются и, повинуясь судьбе, плывут по течению или даже погибают, друге - сильные, решительные, волевые - начинают искать выход. К таким людям относится и главный герой романа Д.Дефо Робинзон Крузо, которого автор забросил на необитаемый остров. Герой с самого начала не растерялся, и это спасло ему жизнь. Трудолюбие, находчивость и оптимизм позволили ему на протяжении двадцати восьми лет жизни на острове не только не потерять человеческий облик, но и обеспечить себя всем необходимым для счастливой жизни. Кроме того, он смог приобрести друзей и создать самую настоящую цивилизацию в миниатюре.

  1. Запись в тетради темы урока.

  1. Восприятие учебного материала.

Объяснение правил игры «Цивилизация»

Учащиеся объединяются в 4 группы, которые располагаются в разных концах класса.

Представьте себе, что каждая из групп - отдельная цивилизация. Первая группа представляет цивилизацию, созданную Робинзоном Крузо, вторая, третья и четвертая - вымышленные цивилизации. Необходимо:

  1. Представить свою цивилизацию, придумав ей название, географическое положение, природные ресурсы, население, систему правления и обороны, законы, по которым живет цивилизация, ее культурные особенности. (15 м)

  2. Распределить между участниками в каждой группе роли парламентеров в цивилизации. (2-3 чел)

Цивилизация «Робинзона Крузо»

Комментарии учащихся (комментируется только то, что проиллюстрировано на коллаже).

В основу законов данной цивилизации положены библейские заповеди: «Не убий, не укради». Это те нравственные принципы, которые Робинзон Крузо проповедовал как истинный христианин. Однако в связи с тем, что главному герою пришлось выживать в суровых условиях дикой природы, да еще по соседству с племенем людоедов, он вынужден был иногда отходить от библейских заповедей. Создателя цивилизации - Робинзона Крузо - мы расположили в центре коллажа. На плече у него - прирученный попугай. Рядом с главным героем - его друг и слуга Пятница. Уровень его интеллектуального и культурного развития намного ниже, чем у Робинзона, поэтому он живет по законам той цивилизации, которую создал его наставник. Он искореняет дикарские замашки нового обитателя острова, приучил слугу носить одежду, «познать истинного бога», есть другую пищу, учиться английскому языку. Трудолюбивые люди цивилизации «Робинзона Крузо» занимались земледелием (выращивали рис и ячмень) и животноводством. Приручили домашних животных: кошку, собаку. Растительный мир острова чрезвычайно богат. Однако среди неизвестных ему экзотических растений главный герой «встречает» знакомца - виноград. Робинзон сушит его на солнце, а в межсезонье подкрепляет свои силы чудесным изюмом.

Люди не только питались дарами природы. Робинзон научился печь хлеб, обходясь без соли, дрожжей и подходящей печи.

Чтобы связаться с внешним миром (добраться до материка), Робинзон строит лодку. Однако первый опыт строительства закончился неудачно. Последующие пять лет он строит лодку и спускает ее в воду. К далекой земле на ней не добраться, зато можно объехать вокруг острова.

Время от времени Робинзон обходил свои владения. Иногда ему приходилось обороняться от каннибалов, привозивших на остров для ритуальных жертвоприношений пленников. После одного из таких столкновений главный герой освободил Пятницу.

Особенность цивилизации Робинзона Крузо состоит в том, что законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в одних руках, поэтому все сводилось к тому, насколько мудро и справедливо правит главный герой. Это большая моральная ответственность Робинзона Крузо перед другими людьми, случайно оказавшимися на острове.

(«Механоды», «Египтоды», «Фили-мили-трямцы»)

  1. Подведение итогов презентации.

Каждая цивилизация станет искать сильные и слабые стороны другой цивилизации, задает вопросы командам соперников (по 2 мин).

  1. Физкультминутка

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

(Ученики становятся в круг)

Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующее:

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

  • Но что это? Буря утихает.(Хлопки по ногам).

  • Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

  • Солнце! (Руки вверх).

Микрофон:

  1. Трудно ли работать в команде?

  2. Что удалось? А что нет?

  3. Ваше впечатление от игры «Цивилизация».

  4. Чему она учит?

    1. Итог урока.

Более 200 лет человечество зачитывается романом Д.Дефо; нескончаем список его переложений, продолжений и подражаний; экономисты выстраивают по нему модели человеческого существования (робинзоды).

Ж.Ж.Руссо восторженно взял его в свою педагогическую систему. Это и не удивительно: роман Дефо - книга о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах. Робинзон одинок, ему противостоит мир, глубоко безразличный к нему, просто не ведающий о его существовании, - море, ветра, дожди, этот остров с его дикой флорой и фауной. И чтобы выжить ему предстоит освоить не только профессии, но законы и «нравы» окружающего мира и взаимодействовать, считаясь с ними.

  1. Домашнее задание

  1. Повторить определение понятия «роман».

  2. Ответить на вопросы по учебнику (с.160)

Задание среднего уровня.

  • Как вы думаете, почему роман написан от имени Робинзона?

  • Выдающийся французский писатель Жан Жак Руссо утверждал, что первой книгой всякого ребенка, научившегося читать, должен стать «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Как вы считаете, на чем основывалось это мнение?

Задание достаточного уровня.

  • Сравните истории вымышленного героя романа Д.Дефо и реального жителя необитаемого острова Александра Сельпирка. Укажите наиболее существенные различия между этими историями.

Задание высокого уровня.

  • Представьте себе, как бы повел себя на необитаемом острове наш современник. Напишите сочинение-миниатюру на эту тему.


© 2010-2022