Статья Использование ИКТ на уроках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Калижарова З.Ж

Учитель русского языка и литературы

КГУ« Школы-лицей №44 имени Оралхана Бокея»

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождения в мировое пространство. В нашей республике , представляющей собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности ,которая будет владеть двумя или несколькими языками.Среди всех языков, русский язык занимает особое место, так как является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности соответствующим темпом с учетом способностей и потребностей. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно-коммуникативные технологии. Внедрение их в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи обучающего обучения, повысить темп урока, развивают творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, повышают эффективность обучения, качество образования , путем развития интеллекта учащихся и навыков самостоятельной работы по поиску различных информации. (2,с.5 )

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

  • Визуальная информация ( иллюстрнативный , наглядный )

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

  • Тренажер

  • Контроль над умениями ,навыками учащихся

  • Самостоятельная поисковая, творческая работа

Таким образом , использование ИКТ на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.(4, с.35)

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие варианты применения ИКТ:

  1. Презентации

  2. Тесты

  3. Проекты

  4. Интернет

  5. Аудио

  6. Звуковой диктант

  7. Видеофильмы

  8. Электронные учебники

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для ученика:

  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.(3,с.58)

Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности (создание презентаций, выполнение практических работ в виртуальной лаборатории, тестирование и т.д), позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

  • для учителя ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.(1,с.25)

Дидактические задачи, решаемые с ИКТ:

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний

Активные действия учащихся с; Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

2Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Мобилизировать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Помочь в ликвидации пробелов , возникших из-зи пропуска уроков

Возможность повторения и закрепления ЗУН, обогащение словарного запаса

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

Как же я реализую это в своих уроках?

На уроках литературы я использую презентации, когда изучаем жизнь и творческий путь писателя или поэта. Учащимся дается опережающее творческое задание самим подготовить материал по биографии и произведениям. В конце урока составляем хронологическую таблицу. Кроме текстовой информации мы анализируем тексты художественных произведений. Например, в 10 классе при изучении творчества А.С.Пушкина, использовали презентацию, подготовленную самими учащимися по роману «Евгений Онегин» и лирика А.С.Пушкина.

Так же на уроках литературы в старших можно использовать музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов. По произведениям С.Есенина, А.Ахматовой, А.Фета и др. Именно таку возмоность нам дал Интернет.

На уроках русского языка в младших классах я использую слайды , с помощью которых объясняю теоретический материал и даю задания на закрепление темы. Задания могут быть разноуровневые , от простого к более сложному. Практический материал :на закрепление -диктанты с пропуском орфограмм, задания на постановку знаков препинания , дополнение пословиц , отгадывание загадок и другие.

В 9-10 классах много работы проводится по текстам. Здесь целесообразно использование алгоритма работ по текстам. Начиная с ученического , заканчивая творческими заданиями. Учащиеся с удовольствием проводят работу с интерактивной доской, самостоятельно составляют тесты на различные темы; проводим работу в парах; на карточках -опросниках выполняют задания и проверяют правильность выполнения по ответам ,которые высвечивается на доске. Это дает возможность ученикам увидеть свои ошибки и впредь не допускать подобных ошибок.

В конце каждой темы при зачете можно использовать следующий вид работы, которую выполняют учащиеся :

  1. опорные схемы

  2. таблицы с примерами на доказательство

  3. разноуровневые задания

  4. карточки

  5. тесты

При этом у каждого ученика должен быть лист- опросник, в котором выставляется соответствующая отметка. Такой опросник находится у учителя в электронном виде , это очень удобно и экономит время.

Таблица №1

Лист-опросник: ФИО ученика класс

Тема

Опорные схемы

Правило

Презен-тация

Задания

(эссе, реферат)

Тесты

Контрольная работа

Имя существительное

+

+

+

+

балл

«5»

Глагол

+

+

+

+

балл

«5»

Таблица № 2

Коррекционная работа по разделам и темам «Имя существительное»

5 класс

ФИО учащегося

Высший балл

Оценка

Учащегося

Учителя

Выполнение всех заданий по уровням

10

Составление рассказа

10

Составление вопроса к тексту

10

Работа в парах

10

Тесты


При работе с компьютерными технологиями меняется и роль учителя, основная задача которого -поддерживать и направлять развитие личности учащихся , их творческий поиск.

Таким образом , использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение современными образовательными технологиями способствует развитию творческого мышления и способности учащихся.

В заключение необходимо подчекнуть, что внедрение ИКТ вовсе не исключает традиционные методы обучения , а сочетается с ними на всех этапах обучения . Позволяет повысить эффективность обучения, стимулировать учащихся к самостоятельному изучению русского языка и может стать настоящим творческим процессом. А зрелищность , яркость , новизна компьютерных элементов урока , делают урок необычным, увлекатльным и запоминающим.

Литература

1Лось Т.Н. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Русский язык в казахстанской школе №5 (23), 2009

2.Акмурзаева М.Н. Применение инновационнх технологий.-Русский язык в казахстанской школе №2 (38), 2012

3.Сергалиева А.С. ИКТ на уроках русского языка и литературы.-Педагогическая мысль №6 , 2015

4.Есет И. Эффективность использования инновационных технологий.- Русский язык в казахстанской школе №1 (25), 2010

5.Ратничкина М.Н. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы.-ruslit.ioso.ru (23.09.2015)

5


© 2010-2022