Конспект урока по произведению Б. Полевого Последний день Матвея Кузьмина УМК Гармония

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

3 класс, литературное чтение УМК «Гармония»


Цель: создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

Задачи:

образовательные: способствовать формированию привычки вдумчивого чтения, размышления над содержанием текста, умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение;

развивающие: содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления, коммуникабельности, развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев;

воспитательные: содействовать воспитанию в детях уважительного отношения к старшим, к героям Великой Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной - читательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование);

- создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- слушать и понимать речь других;

- задавать вопросы;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные результаты

- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

- полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- выделять эпизод из текста;

- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

- читать по ролям.

Оборудование: пакет материалов для каждой группы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным?

Ответы детей.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

А что будет являться продуктом литературного чтения?

Ответы детей.

Учитель: Мы продолжим работу по произведению Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».

Тема: Характеристика героя. Выявление собственного отношения к персонажу.

Какие задачи поставим на урок?

*Учиться анализировать образ героя.

*Учиться составлять характеристику героя.

*Формировать навык выборочного чтения.

*Учиться сотрудничать.

*Учиться оценивать.

*Учиться работать с информацией.

*Учиться думать и рассуждать.

Я предлагаю вам начать урок с задания «Говорящие числа».

Учитель показывает ряд: 1941 - 1945.

О чём говорят эти числа?

Следующее задание: «Говорящее имя».

Учитель показывает строчку: Борис Полевой и портрет.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Это корреспондент, писатель.

Учитель: Можно ли связать эти числа и имя.

Дети отвечают.

Учитель: Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой?

Дети: Нет, он был военным корреспондентом, писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.

Учитель: Поднимите руку кто из вас может сказать, что уже много знает о Борисе Полевом?

Дети отвечают.

Учитель: А что сделать, чтобы узнать больше о его биографии?

С чего начнём?

Удобнее поработать группами. В течение 3 минут выберите наиболее важные факты из биографии Б. Полевого и познакомьте с ними класс. Наши знания будут зависеть от работы каждой группы.

Вначале в паре вы читаете информацию о Борисе Полевом. Затем по сигналу собираетесь в группы, где распределите роли, обсудите, выберите ответы и запишите.

Послушаем выступления групп.

Оценим работу группы в соответствии с критериями: правильный ответ, полный ответ, грамотная речь.

Мы решили поставленную задачу, узнали новую информацию из жизни Б.Полевого.

Дети работают группами.

Заполняют кластеры:

Конспект урока по произведению Б.Полевого Последний день Матвея Кузьмина УМК Гармония

Конспект урока по произведению Б.Полевого Последний день Матвея Кузьмина УМК Гармония

Конспект урока по произведению Б.Полевого Последний день Матвея Кузьмина УМК Гармония

По истечении 3-х минут выслушиваются выступления групп, выводится изображение кластеров на экран и составляем 1 общий кластер.

Учитель: Меня заинтересовало одно письмо. Прочитайте в паре этот текст. По каким словам вы определите, кто автор письма? Выделите их в тексте.

«Милый Вилли, ...поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это … денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские - народ особенный… . Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном охотнике … . Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня... Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз...»

Учитель: Кто автор письма?

Дети:

Учитель: Его написал немецкий офицер. Показываем сигналы: согласен, не согласен. Как догадались?

Учитель: Кому предназначалось это письмо?

Дети: Брату немецкого офицера.

Учитель: О чём и о ком писал офицер?

Дети: Об охотнике, об эксперименте, о том, что охотник поколебался, но взял деньги.

Учитель: Вы уже догадались, кто был этот охотник и этот офицер?

Дети: Да, это Матвей Кузьмин и фашистский офицер.

Учитель: Действительно. Все соединилось. Великая Отечественная война. Борис Полевой. Последний день Матвея Кузьмина.

III. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

Учитель: Что вы уже знаете об этом произведении?

Дети:

Учитель: А какой жанр этого произведения?

Дети: Документальный рассказ.

Учитель: А что означает слово «документальный»?

Дети: То, что эта история произошла на самом деле.

Учитель: При работе с историческими документами, или с документальными рассказами часто приходится встречаться с героями будущего произведения и брать интервью.

Вообразите, что вы можете стать корреспондентом и поговорить с очевидцами событий, чтобы лучше понять главного героя, Кто это может быть очевидцем истории Матвея Кузьмина?

Дети: Внук, односельчане, командир, солдаты.

Учитель: Представьте себе, что вы перенеслись в 1942 год. В каждой группе есть корреспондент, а остальные очевидцы истории жизни Матвея Кузьмина. Какое задание получил бы корреспондент?

Дети: Узнать как можно больше о Матвее Кузьмине и написать в газету рассказ о героическом подвиге М.Кузьмина.

Учитель: Чтобы узнать нужную информацию корреспондент будет у очевидцев истории брать интервью.

1 группа - (по 1 части) корреспондент + односельчане

2 группа - (по 2 части) корреспондент + внук

3 группа - (по 3 части) корреспондент + командир

4 группа - (по 4 части) корреспондент + солдаты

Корреспонденты собираются вместе, чтобы составить рассказ о подвиге Матвея Кузьмина для газеты.

Предлагаю остальным задания по группам:

1.Составить портрет Матвея Кузьмина в форме синквейна.

2.Заполнить таблицу с информацией к портрету главного героя.

3.К иллюстрации выбрать фрагмент из учебника и подготовить чтение по ролям.

Выступления детей.

Оценим работу группы корреспондентов: была ли использована информация очевидцев после интервью в их рассказе?

Оценка эксперта: синквейн, работа в таблице.

Оценим чтение по ролям по критериям: правильно выбрать фрагмент, правильное чтение, выразительное.

Для газеты нужен яркий, точный заголовок. Выберите из предложенных пословиц ту, которая на ваш взгляд лучше всего выполнит эти задачи.

*Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

*Дружба и братство дороже богатства.

*За доброе дело стой смело.

*Добрая слава лежит, а худая бежит.

У нас вышла газета. Дома можно найти дополнительную информацию о героях ВОв для нашей газеты.

Учитель: Война унесла много жизней детей, стариков, женщин, мужчин, искалечила много судеб. Только в Усинском районе погибло более 600 человек. Эти люди будут жить в нашей памяти вечно.

А помнит ли народ героя Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин не выдуманный персонаж, а человек, который совершил подвиг.

*Посмертно он удостоен звания «Герой Советского Союза».

*На месте подвига у деревни Малкино поставлен обелиск.

*В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын».

*В Москве на станции метро Партизанская и на могиле героя установлены памятники.

*Борис Полевой в 1942 году напечатал в газете «Правда» статью о подвиге Матвея Кузьмина.

ВОв была огромным горем. Прошло уже более 65 лет после её окончания, а писатели поэты продолжают о ней писать. Сегодня мы послушаем произведение В.Высоцкого. Он не был на войне, но его песни нравятся многим. Фронтовики, слушая его песни, не верили, что поэт на войне не был.

IV. Итог урока. Стадия «рефлексия».

Учитель: Наш урок действительно оказался продуктивным. (газета)

Какие задачи мы выполнили?

Но я считаю, что главное ещё в том, что у вас осталось в душе. Давайте выразим своё отношение к произведению.

Мне это произведение помогает

задуматься…

увидеть…

понять…

*Человек, любящий Родину, не боится врага. Не страшна смерть человеку, который выполнил свой долг перед Родиной. Любой человек, независимо от возраста, может совершить подвиг. И мы должны гордиться такими людьми.

V. Домашнее задание

Учитель: Предлагаю вам дома на выбор:

1.Найти дополнительную информацию о героях ВОв для газеты.

2.Найти фрагмент к иллюстрации и подготовить пересказ.

3.Написать творческую работу

"Я говорю спасибо Матвею Кузьмину за то, что .."

"Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что …"

Все эти виды домашних работ будут оценены.


© 2010-2022