Тема статьи: Может ли критическое мышление способствовать совершенствованию навыков самоконтроля

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема статьи: Может ли критическое мышление способствовать

совершенствованию навыков самоконтроля.

Баяхметова Гулсум Жасановна

КГУ «Школа-лицей №4 им. Абая»

г. Сатпаев, прошедшего курсы повышения

квалификации учителей РК

первого (продвинутого уровня).

Цель статьи: Выявить пути формирования навыков самоконтроля обучающихся.

Задачи выступлений:

1. Выбрать наиболее оптимальные формы работы для отработки навыков самоконтроля.

2. Содействовать формированию навыков самоконтроля.

В наши дни система образования претерпевает существенные изменения. Эти изменения настолько глубоки, что затрагивают цели, ценности, методы и средства образования и неизбежно связаны с перестройкой профессионального сознания педагогов.

Перемены - это всегда долгий и драматический процесс, наталкивающийся на сопротивление и непонимание, испытывающий взлеты и падения, порождающий новые идеи, а вслед за ними и новые проблемы.

Сегодня приоритетной ценностью системы образования становится предоставление ребенку возможности свободного выбора и индивидуального самовыражения.

Естественное познание ребенком окружающего мира наиболее глубоко и осмысленно происходит, прежде всего, в процессе самостоятельного взаимодействия его с этим миром, активного экспериментирования с предметами и явлениями, накопления своего личного, а не просто усвоение чужого опыта.

Все это приводит к возникновению принципиально иной (по сравнению с традиционной) образовательной идеологии, которая заключается в следующем:

• Ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.

• Приобретение ребенком личного опыта - наиболее ценно для его развития.

• Уважая индивидуальные интересы к потребности каждого ребенка, учитель признает за ним право самостоятельно решать, чем и как ему заниматься.

В нынешний век высоких технологий очень остро стоит вопрос подготовки кадров, способных детям помочь сделать самостоятельный и осознанный выбор, умеющих критически и креативно мыслить, выдвигать смелые идеи, адаптироваться в меняющихся ситуациях. И, как следствие, возникла необходимость в создании новых подходов в обучении. Новая программа повышения квалификации в Республике Казахстан предполагает глобальные преобразования в этом аспекте.

Стартовой площадкой модернизации образования ставится формирование ключевых компетенций. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования. В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими.

Я уверена, что с помощью критического мышления развивается познавательная способность ребенка. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Корни критического мышления можно проследить за 2500 лет до греческой сократической традиции, согласно которой наводящие вопросы использовались для проверки знаний, полученных на авторитетной основе (Руководство для учителя). Основная задача современной школы - повышение качества образования, вот почему в школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование оценочной самостоятельности. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. При изучении модуля «Критическое мышление» я очень часто обращалась к психолого-педагогической литературе и выяснила, что изучением понятия «самоконтроль» занимались известные педагоги и психологи. Педагоги и психологи (Л.И.Рувинский, А.Я.Арет) рассматривают самоконтроль как свойство личности и необходимый этап процесса самовоспитания. Они полагают, что глубокий контроль за собственной деятельностью по самовоспитанию может осуществляться с помощью самонаблюдения и самоанализа, выступающими средствами самоконтроля. Следовательно, основу самонаблюдения и самоанализа составляет самоконтроль. Есть другие теории, согласно которым (Н.Д.Левитов, Н.И.Кувшинов) самоконтроль является актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления. Ряд психологов рассматривает самоконтроль как способность человека регулировать производимое им действие, различать реализацию действия с заданной программой. Известные психологи Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская подчеркивают, что ‟крайне важно…. приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлеченных операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать предоставления, стоящие за теми или иными словами".

Необходимо отметить, что самоконтроль является методом саморегуляции, которая дает возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний учащихся. Но меня в большей степени интересовал вопрос о самоконтроле в учебной деятельности.

Работая учителем русского языка, решила апробировать методы обучения, направленные на совершенствование навыков самоконтроля обучающихся. Проводила апробацию форм самоконтроля в 8 «А» классе в школе-лицее №4 им. Абая, г. Сатпаев

Посещая уроки коллег, анализируя свой многолетний опыт работы в школе, я пришла к выводу, что у учащихся слабо развиты навыки самоконтроля, так как коррекция осуществляется лишь на отдельных этапах урока.

Одним из возможных методов самоконтроля является организация самостоятельной работы. На уроках с использованием методов и приемов групповой формы работы учащиеся самостоятельно изучали тему, распределяли обязанности, рационально использовали время на занятия той или иной деятельностью, работали над взаимообучением и самообучением, самоконтролем за своими знаниями. Поэтому во время учебного процесса разрабатывала памятки для оценивания, учащиеся научились использовать оценочные листы, которые позволяли мне видеть реальную картинку качества знаний учащихся.

Оценочный лист

Класс_____________

Ф.И. ученика___________________________________

Деятельность учащихся

оценка

1

Беседа в парах

2

Работа в группе

3

Презентация кластера

4

Тест

5

Итоговая оценка за урок

Критерии оценивания:

«5» - полный, развернутый ответ, подтверждение по тексту: высокий уровень активности работы.

«4» - ответ неполный, затрудняется найти подтверждение по тексту: средний уровень активности работы.

«3» - затрудняется ответить на некоторые ответы, слабо ориентируется по тесту, низкий уровень активности работы.

Согласно Таксономии Блума мои ученики достигли среднего уровня учебных целей, так как на уроках они имели возможность оценить реальные знания одноклассников и свои.

Другим методом самоконтроля является использование ‟Самооценки для использования направленного чтения и обдумывания".

Самооценка для использования направленного чтения и обдумывания

1. Я делаю предположения, основанные всегда иногда никогда

На названии и иллюстрациях

2. Я предсказываю, что может случиться,

по типу рассказа, который читаю

3. Я читаю, мысленно предсказывая

4. Я обращаю внимание на детали,

позволяющие делать мне новые

предсказания

5. Когда я читаю что-либо другое,

Я останавливаюсь и спрашиваю

себя, что я уже знаю и что, по

моему мнению, может приключиться

Ученики заполняют эту таблицу самооценки и обсуждают свои ответы в группе и с учителем. В этом случае, учитель помогает ученикам узнать, насколько они обучались и помогает найти пути улучшения использования такой деятельности на уроке.

Самооценку также можно применить и для других обучающих целей.

Следующий вид самоконтроля применения ‟Самооценка дискуссии в группе".

Самоанализ в группе: Когда ученики работают в группах, учителя часто оставляют время к концу работы, чтобы группа обсудила и оценила свою деятельность. Эту работу можно направить, задавая им такие вопросы:

Самооценка дискуссии в группе

Почти всегда иногда никогда

Мы уверены, что поняли поставленную

Задачу до начала работы

Мы выполняем поставленную задачу

Каждый предлагает комментарии

Участники выслушивают других до

того, как отвечать

Мы принимаем несколько идей прежде,

чем сделать заключение

Мы суммируем наши позиции

в конце обсуждения

Кто-то делает хорошие заметки

о нашем обсуждении

Заметьте, что после оценки учениками собственной работы в группе таким путем, они могут предложить эту учителю, чтобы улучшить работу в группе.

Эти виды работ способствуют совершенствованию навыков самоконтроля, так как, обсуждая заполненные листы-самооценки в группе, ученики имеют возможность проконтролировать на каком уровне они используют на уроке стратегию КМ «Направленное чтение».

На уроках я систематически применяю стратегии критического мышления, в ходе применения этой технологии часто обращаюсь к листам самооценивания, взаимооценивания и взаимоконтроля, что эффективно сказывается на качестве обучаемости, позволяет выявить слабое место ученика. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений.Теоретический материал, с которым я познакомилась на курсах (первый этап) способствовал тому, что я освежила свои знания в области педагогики, психологии для того, чтобы научить учеников тому, как учиться. И чтобы они могли стать независимыми, уверенными, ответственными учениками, умеющими не только запоминать поданный материал, уметь анализировать его, оценивать, быть конкурентоспособной поликультурной личностью.

Проблемы, изложенные в семи модулях, обсуждаемые на занятиях, расширили мой кругозор: я поближе познакомилась с исследованиями таких ученых, как Александер, Мерсер и Ходжкинсон, Флейвелл, Шанк, Циммерман, Джин Раддок, Жан Пиаже и др.

Все мы разные, и нам приходится работать с очень разными учениками и поэтому нужно иметь огромное терпение и человеколюбие, чтобы услышать каждого и быть услышанным. Но у меня в течение всей работы не возникало проблем во взаимоотношениях с учениками: слушать и слышать - это долг учителя, и учителем работает только тот, кто умеет слушать и может заставить слушать себя.

На своих уроках я способствую формированию конкурентоспособного ученика, который сможет найти свое место в жизни. И у меня, учителя литературы, имеются большие возможности для воспитания нравственного, толерантного человека.

Занятие, на котором мы обсуждали формирование ценностей, видения и стратегических действий, помогло мне глубже посмотреть на отношение к ученикам, увидеть и понять причину их разности, подумать над тем, как и чем я могла бы помочь каждому: я учу, что мир прекрасен, что человеческая жизнь - высшая ценность, даю возможность им размышлять над этим, делать выводы, осмысленно принимать или не принимать мои взгляды и объяснять, почему сделан такой выбор. Для преодоления барьеров в обучении, как я убедилась после обсуждения этой проблемы на тренинге, необходим принцип сотрудничества. В процессе усвоения изучаемого материала каждый ученик встречает барьеры, а принцип сотрудничества, основанный на том, что учащиеся сами могут выбрать мероприятие интересное им самим и направленное на их развитие в противовес тому, чтобы полностью полагаться лишь на знания учителя. У учителя огромное поле деятельности на каждом уроке: продумывать каждый этап урока, каждый момент урока так, чтобы помочь ученикам преодолеть барьер в осмыслении изучаемого материала. И можно согласиться с определением Стернберга(руководство для учителя с.133), что интеллект представляет собой «умственную деятельность, направленную на адаптацию, отбор и формирование реальной среды, относящейся к жизни индивида», т.е. интеллект демонстрирует как индивид справляется с изменениями окружающей обстановки на протяжении жизни. Саморегуляция - это психический вид активности человека, т.е. управление самих собой, самоорганизация, контроль эмоций и собственного поведения. Познакомившись с исследованиями Дж. Флейвелла, я поняла, что эти знания помогут мне эффективно строить уроки, успешно выполнять поставленные задачи на каждом этапе урока, повысить его темп, вовлечь детей в процесс самооценки, а также «размышлять о мышлении», т.е. анализировать собственные мысли, управлять познавательной деятельностью. . Положительные оценки деятельности - залог успеха, пусть не глобального, а маленькой победы над собой, поэтому, работая в школе, я пришла к решению,что, оценивая работу ученика, я буду говорить: «Мне в твоем ответе понравилось…».Работа в группе, работа в парах должна быть доминирующей в современном обучении. Эффективному осмыслению данной проблемы способствовала сама атмосфера в группе, применение новых технологии, практический опыт. Я поняла, что используя диалогическую речь на уроке, нужно обязательно давать критерии оценивания по каждому вопросу, обсуждаемому с учениками, потому что, видя перед собой оценку, которую он может получить, ученик будет стараться достичь ее. Как учитель, осознала важность задаваемых вопросов: «вопросов низкого уровня», которые использовала при объяснении нового материала, при фронтальном опросе. Вопросы «высокого уровня» чаще включала на уроках при обобщении и систематизации полученных знаний. Диалог способствовал развитию коммуникативной компетенции на уроке, развивал критическое мышление. Ученики не только воспринимали тему, но и полученные знания могли применить на практике. А это, я считаю, главное: теория, неподкрепленная практикой, не дает прочных знаний.

Обсуждая проблему работы с одаренными детьми, я думаю, что прежде всего нужен индивидуальный подход и учет психологического состояния каждого ученика - те критерии, которые позволят мне строить с ними диалог. Поэтому на уроке я старалась заинтересовать учеников, показать ему его возможности и научить пользоваться ими, использовала стратегии критического мышления, где особенно эффективными считаю диаграмму Венна, кластер, чтение с остановками, авторский стул, инсерт, которые способствует осмысленному восприятию изученного материала и способствуют более эффективному осмыслению изучаемого материала. Необходимо помочь ученикам понять, что знания важны на любом этапе жизни, что они помогут найти человеку свое место в жизни. На уроках применяю стратегии критического мышления, стараюсь помочь обучающимся формировать критерии ценностей и преодолевать возможные барьеры в обучении с помощью саморегуляцииНеобходимо помочь учащимся не только получать знания, но и учить самостоятельно добывать знания, уметь объективно оценивать свои знания и знания других, помочь им правильно оценивать себя, потому что я уверена: лидерство, основанное на нравственности, нужно и должно быть. Если раньше я недооценивала возможности своих учеников, боялась включать на уроке такой вид работы с текстом, как «чтение с остановками»,то использовав его на уроке в 8 классе, убедилась в том, что большинство моих учеников могут работать, критически размышлять, давая не только самооценку, но и оценку своим партнерам. Они анализировали их ответ, указывали плюсы и минусы, называли свой план исправления ошибок, давали объективную оценку и аргументировали. Теперь я поняла, что я недооценивала вид работы, помогающий ученикам осмысленно воспринимать изучаемый материал и убедилась в том,коллаборативное обучение способствует развитию критического мышления, повышает активность процесса обучения, формирует навыки самоконтроля, так как главная задача учителя- научить учеников учиться.

Список литературы:

  1. «Критическое мышление»Мирсеитова ,2013

  2. 1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.

  3. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Второй (средний) уровень.

  4. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Задания для выполнения в период практики в школе. Второй (средний) уровень. Издание третье.



© 2010-2022