Рабочая программа предмета Русский язык 7 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" -        Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089) - Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено на заседании

ШМО учителей Согласовано Утверждаю

___________________________ Зам.директора по УВР Директор школы

Протокол №_ от_________ _______А. И. Вахитова ________Р. Г. Галиев

Руководитель ШМО_________ ________2014 _________2014



Рабочая программа

предмета «Русский язык»

7 класс
















Автор программы учитель русского языка и литературы


Ефимова Людмила Васильевна





Семёнкино,2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2014-2015 учебный год

- региональный учебный план общеобразовательных учреждений РБ, утвержденный приказом МО РБ №824 от 06.05.2014г.

-примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения

- Программа предмета «Русский язык» к учебникам под редакцией Е. А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е. А. Быстровой, Л. В. Кибиревой.-М.: «Русское слово», 2012

  • Учебный план МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год

- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Обучение русскому языку должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем обеспечить базу для дальнейшего изучения русского языка.


Цели и задачи изучения учебного предмета


Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

З а д а ч и предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:

  • формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

  • усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;

  • овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

  • формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Общая характеристика учебного предмета


Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнацио­нального общения и консолидации народов России. Русский язык - средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык - цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык - важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык - средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.

Важный принцип обучения русскому языку - учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой - предупреждение интерференции.


Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Годовой календарный график МБОУ СОШ с. Семенкино предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в VII классе в объеме 102 часа.


Содержание учебного предмета

Повторение пройденного

Речь
Стили речи
1. Разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический) стили речи.
Научный стиль. Сфера употребления. Особенности научного стиля: использование терминов, абстрактной лексики, устойчивых словосочетаний.
Деловой стиль. Особенности делового стиля: точность, стандартность.
Публицистический стиль. Его основные особенности. Жанровые разновидности текстов публицистического стиля (заметка, репортаж, интервью).
Язык художественной литературы. Особенности языка художественной литературы.
Использование выразительно-изобразительных средств языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и т. д.).
II. Умения:
- определять стиль текста, его языковые особенности;
- находить и различать особенности текстов, написанных в научном, деловом, публицистическом, художественном стилях;
- составлять тексты с учетом целей высказывания;
- создавать тексты учебно-научного, официально-делового, художественного, публицистического стилей.

Типы речи (усваивается в течение всего учебного года)
I. Повествование. Повествование в художественном, публицистическом, научном и деловом стилях.
Рассказ как основной жанр повествования. Композиционная структура рассказа.
Описание. Описание художественное, научное, деловое.
Рассуждение. Композиционная структура рассуждения. Рассуждение в художественном, публицистическом, научном и деловом стилях.
II. Умения:
- составлять рассказ о событиях, происходящих в жизни, описанных в художественных произведениях, увиденных в телепередачах;
- составлять описания предметов, действий, природы;
- описывать в разных стилях природу, деревню, улицу и др.;
- описывать в разных стилях предмет и его действие, рассказывать об атмосферных явлениях, событиях, происходящих в жизни школы, страны;
- описывать опыт (рассказывать о физических и химических процессах);
- составлять рассуждение: выдвигать тезис, обосновывать его, приводить примёры из изучаемых
предметов, формулировать вывод;
- анализировать текст (определять типы речи, абзацы, определять стиль речи).

Виды речевой деятельности (сочинение, изложение, работа с текстом)
Умения:
в аудировании:
- понимать речь учителя и дикторский текст;
- выделять основную информацию в тексте;
- определять на слух типы и стили речи;
в чтении:
- читать тексты, соблюдая орфоэпические нормы (темп, паузы, логическое ударение, интонацию);
- анализировать прочитанный текст: определять ип, стиль текста, расчленять его на смысловые час- и; указывать способы связи между предложениями их частями;
в говорении:
- вести диалог-беседу и диалог-расспрос, используя реплики переспроса, сомнения, согласия, отрицания, удовлетворения, одобрения;
в письменной речи:
- подробно и сжато излагать содержание прочитанных текстов описательного и повествовательного характера, рассуждения;
- составлять сочинение в учебно-научном, официально-деловом, публицистическом стилях.

Лексика. Фразеология.
I. Омонимы, паронимы (практически).
II. Умения:
- различать омонимы, паронимы.
1. Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления. Профессионализмы, слова-термины, жаргонизмы. диалектные слова.
Исконно русская и заимствованная лексика, интернациональная лексика.
Слова, общие в русском языке и родном языке учащихся.
II. Умения:
- различать общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления, фразеологизмы разговорные и книжные;
- различать лексику с точки зрения происхождения;
- употреблять в речи слова с учетом сферы и ситуации общения.
I. Фразеологизмы. Синтаксическая роль фразеологизмов. Фразеологизмы разговорные и книжные. Синонимия фразеологизмов. Фразеологические словари.
Словари иностранных слов.
II. Умения:
- уместно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи;
- подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы.

Морфология
Повторение
Глагол
Виды глагола (повторение).
Переходные и непереходные глаголы (повторение).
Безличные глаголы (повторение).
Возвратные глаголы (повторение).
Наклонение. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения (повторение).

Причастие и его употребление в речи
I. Значение и основные морфологические признаки причастия. Синтаксическая роль причастия.
Признаки прилагательного у причастия. Изменение по родам, числам, падежам. Согласование причастия с определяемым существительным, наличие краткой и полной формы.
Признаки глагола у причастия: вид, время (кроме будущего), управление.
II. Умения:
- определять глагольные признаки у причастия;
- определять у причастия признаки прилагательного;
- разграничивать причастие и прилагательное;
- согласовывать причастие с определяемым существительным.

I. Причастный оборот. Порядок слов в причастном обороте. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
II. Умения:
- различать причастный оборот и одиночное причастие;
- выделять в причастном обороте основное слово, зависимое от причастия слово, а также находить слова, определяемые причастием; - составлять предложения с причастным оборотом и употреблять их в связной речи;
- заменять причастный оборот придаточным предложением;
- выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного.

I. Склонение полных причастий. Правописание падежных окончаний причастий в сопоставлении с прилагательными.
II. Умения:
- составлять предложения с причастием и употреблять их в речи с учетом сферы употребления.

I. Действительные и страдательные причастия. Зависимость их образования от переходности и непереходности глаголов, от вида. Образование действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем времени. Чередование звуков при образовании страдательных причастий в прошедшем времени.

Правописание суффиксов причастий.

II.Умения:
- разграничивать, образовывать действительные и страдательные причастия, правильно читать и писать их, употреблять в связной речи.

I. Полные и краткие страдательные причастия. Роль полных и кратких причастий в предложении.
II. Умения:.
- употреблять полные причастия в роли определения, краткие - в роли сказуемого в различных стилях речи;
- употреблять причастия и причастные обороты для выражения качественной характеристики лица
или предмета;
- образовывать, использовать краткую форму страдательного причастия в пассивных конструкциях.

I. Правописание не с причастиями. Правописание н и кн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.

II. Умения:
- использовать в речи предложения с причастными оборотами, заменять их синонимичными конструкциями (преобразовывать в сложные предложения);
- правильно писать н и нн в суффиксах кратких и полных причастий прошедшего времени;
- писать причастия с не слитно и раздельно.

Деепричастие и его употребление в речи
I. Значение и основные морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Роль деепричастий в предложении.
II. Умения:
отличать деепричастие от наречия и глагола;
- составлять предложения с деепричастиями, устанавливать связь деепричастия с подлежащим.
I. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Их образование. Не с деепричастиями.
II. Умения:
- употреблять в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида для выражения одновременности с действием глагола (несовершенный вид), предшествования, одновременности, следования (совершенный вид), повторяющихся последовательных действий (совершенный и несовершенный вид);
- правильно писать не с деепричастиями.
I. Деепричастный оборот, его роль и место в предложении. Порядок слов в деепричастном обороте. Знаки препинания в предложении с одиночными деепричастиями и деепричастным оборотом.
II. Умения:
- выделять в деепричастном обороте основное слово, зависимые от деепричастия слова, а также находить глагол, к которому относится деепричастный оборот;

- употреблять деепричастные обороты в связной речи с учетом различных типов и стилей речи;
- преобразовывать простые предложения. с деепричастным оборотом в сложные предложения.

Служебные части речи
I. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их назначение в речи. Особенности служебных частей речи, отличия их от знаменательных частей речи.
II. Умения:
- отличать служебные части речи от знаменательных.
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Предлоги простые, сложные и составные. Разряды предлогов: пространственные, временные, причинные, целевые. Правописание предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умения:
- опознавать, употреблять в речи предлоги с именами существительными, местоимениями в различных падежах, с учетом их смысловых значений (временные, пространственные, причинные и др.);
- отличать предлоги от других частей речи;
- писать раздельно предлоги в течение, в продолжение; через дефис - из-за, из-под.

Союз
1. Союз как служебная часть речи. Союзы простые и составные.
Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов для связи членов предложения, самостоятельных предложений, целого текста.
II. Умения:
- определять значение союза как служебной части речи;
- связывать в тексте однородные члены, простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- правильно писать составные союзы;
- употреблять союз и для указания на завершенность мысли, союзы а, но для выражения противопоставления между смысловыми частями текста;
- использовать подчинительные союзы для выражения временных, условных, причинных, целевых, изъяснительных, пространственных отношений;
- ставить знаки препинания перед союзами.
I. Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов, отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицей, союза также от наречия с частицей.
II. Умения:
- отличать союзы от других частей речи, от омонимичных сочетаний с местоимениями, наречиями, предлогами и частицами, правильно писать их.

Частица
I. Частица как служебная часть речи. Значение частиц. Частицы, имеющие смысловые значения,
эмоционально-экспрессивные, формообразующие.
Правописание частиц не и ни.
II. Умения:
- выразительно читать тексты с частицами;
- выражать различные оттенки значения с помощью частиц;
- употреблять частицу не для отрицания и ни для усиления отрицания.

Междометия и звукоподражательные слова
I. Значение междометий и их роль в речи.
Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. Звукоподражательные слова.
II. Умения:
- выразительно читать тексты с междометиями и употреблять междометия в речи;
- ставить знаки препинания при междометиях.




Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи( наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия и др.);

По словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

По морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в тексте;

По орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами.

По пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах правилах пунктуации;

По связной речи: определять стили речи; находить языковые средства, характерные для публицистического стиля; определять прямой и обратный порядок слов в предложении; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, предающие оценку предметов, действий, состояний; подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие типы речи; создавать устные и письменные высказывания изученных стилей речи; писать сочинение- описание внешности и состояния человека, характеристику человека; сочинение на морально- этическую тему; писать заметку в газету; редактировать текст

Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.

Предметные: овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Основные особенности содержания обучения русскому (неродному) языку обусловлены тем, что достижение указанных результатов осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трех сквозных содержательных линий:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5-7, 8-9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.

В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.

Виды и формы контроля


  1. Диктант (контрольный, проверочный, выборочный, творческий, словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя»).

  2. Комплексный анализ текста.

  3. Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, мини-сочинение.

  4. Изложение, краткое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения

  5. Тест.

  6. Устное высказывание на лингвистическую тему.

Учебно-тематический план

На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю);

в том числе:

контрольные диктанты-6 ч;

контрольные изложения - 3 ч;

контрольные сочинения - 2ч.

№п\п

Содержание

Кол-во часов

1

Речь.

14

2

Повторение

23

3

Причастие

25

4

Деепричастие

10

5

Предлог

7

6

Союз

6

7

Частица

5

8

Междометие

6

9

Повторение

6


Календарно-тематический план

№п\п

Содержание

Кол-во часов по разделам

Кол-во часов по темам

Сроки проведения

Примечание

1

2-3

Русский язык в современном мире.

Развитие речи. Сочинение-описание «Мое любимое время года»

3

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Речь.

Текст. Тема широкая и узкая.

Простой и сложный план

Чтение - основной вид речевой деятельности

Типы речи

Стили речи

Контрольный диктант по программе прошлого учебного года

Развитие речи. Сочинение «Чему учат нас книги настоящих писателей»

Научно-учебный стиль речи

Научно-популярный стиль речи

Публицистический стиль речи

Обобщающий урок по теме «Речь»

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

16

17

18

19

20

21

22-23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35-36

37

Повторение изученного в 5-6 классах

Фонетика

Развитие речи. Изложение

Орфоэпия

Морфемика

Словообразование

Лексика и фразеология

Морфология. Части речи.

Развитие речи. Сжатое изложение

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Имя числительное

Развитие речи. Беседа по теме «Что значит жить, а не существовать?»

Объяснительный диктант

Наречие

Обобщающий урок по теме «Части речи»

Синтаксис и пунктуация

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

Развитие речи. Сжатое изложение

Проверочный диктант по теме «Глагол»

23

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

38

39

40

41

42-43

44

45

46

47

48

49

50

51-52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

Причастие

Что такое причастие

Склонение причастий

Причастный оборот

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Развитие речи. Изложение

Действительные причастия

Страдательные причастия

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Объяснительный диктант

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

Обобщающий урок по теме «Действительные и страдательные причастия»

Полные и краткие причастия

Морфологический разбор причастия

Правописание н и нн в причастиях

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных

Развитие речи. Изложение -миниатюра

Слитное и раздельное написание не с причастиями. Словарный диктант

Употребление причастий в речи

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Устное сочинение-описание «Зимнее утро»

25

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


63

64

65

66

67

68

69-70

71

72

Деепричастие

Что такое деепричастие

Деепричастный оборот

Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Образование деепричастий

Употребление деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Моя цель в жизни»

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторяем орфографию

10

1

1

1

1

1

1

2

1

1


73

74

75

76-77

78

79

Предлог

Предлог как служебная часть речи

Разряды предлогов.

Морфологический разбор предлога

Развитие речи. Работа по тексту

Правописание предлогов

Употребление предлогов в речи

7

1

1

1

2

1

1

80

81

82

83

84

85

Союз

Союз как служебная часть речи

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Правописание союзов

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Давайте беречь нашу планету»

Употребление союзов в речи

6

1

1

1

1

1

1

86

87

88

89

90

Частица

Частица как служебная часть речи

Правописание частиц

Частицы не и ни

Употребление частиц в речи. Морфологический разбор частицы

Развитие речи. Работа по тексту

5

1

1

1

1

1

91

92

93

94

95

96

Междометие

Междометия

Звукоподражательные слова

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Тест по теме «Служебные части речи»

Развитие речи. Устное сочинение проблемного характера

6

1

1

1


1

1


1

97

98

99

100

101

102

Повторение изученного в 7 классе.

Причастие

Деепричастие

Служебные части речи

Итоговое тестирование

Итоговый контрольный диктант

Анализ диктанта. Работа над ошибками

6

1

1

1

1

1

1






Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник: Русский язык. 7 класс. Е.А.Быстрова. - М., Русское слово, 2013.

  2. Е. А. Быстрова. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс».

4. Русский язык. 5-11 классы: диктанты/ сост. Г. П. Попова. -Волгоград: Учитель, 2008.

5. Таблицы и схемы.

6. Пахнова Т. М. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации. - М. : Дрофа, 2010.

7.Доп. учеб. БабайцеваВ. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

Интернет-сайты

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» gramota.ru
Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала language.edu.ru
Культура письменной речи gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений philolog.ru/dahl/
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) mapryal.org
Мир слова русского rusword.org
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система ruscorpora.ru
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка stihi-rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы gramota.ru/book/ritorika/
Рукописные памятники Древней Руси lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник philol.msu.ru/rus/galya-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку svetozar.ru
Свиток - История письменности на Руси ivki.ru/svitok/







Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Примерный объём текста для подробного изложения: в V классе - 100-150 слов, в VI классе - 150-200 слов, в VII классе - 200-250 слов, в VIII классе - 250-350 слов, в IX классе - 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений: в V классе - 0,5-1,0 страницы, в VI классе - 1,0-1,5,в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0- 3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».







© 2010-2022