Урок по русскому языку Правописание приставок на З и С

Предмет: русский языкТема: правописание приставок на З и СТип урока: открытие новых знанийФорма проведения урока: урок-практикумУчастники: обучающиеся 5 классаЦель: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставокПланируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:Познавательные УУД: умение работы с литературой, постановка и решение проблемы;Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.Регулят...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проект урока по предмету

Учитель: Аносова Г.Н.

Предмет: русский язык

Тема: правописание приставок на З и С

Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения урока: урок-практикум

Участники: обучающиеся 5 класса

Цель: освоение способа действия при выборе согласных з - с на конце приставок

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: умение работы с литературой, постановка и решение проблемы;

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Основные понятия: приставка, звонкие и глухие согласные, парные и непарные согласные, фонетика, лексическое значение слова.

Межпредметные связи: культура речи, литература

Ресурсы учебник «Русский язык. Практика» для ОУ под редакцией В.В. Бабайцевой, fcior.edu.ru/, компьютер, презентация к уроку в программе PowerPoint, задания для обучающихся (по группам и индивидуальное), листы «Оцените свои знания и умения» для каждого ученика.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

1. Организационный этап

Приветствие обучающихся.

Слушают, настраиваются на урок


- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль).

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель рассказывает лингвистическую сказку.

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила-была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными.

Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...

- Ребята, как вы думаете: что это за условие?

Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

- Ребята, о чём эта сказка?

Слушают лингвисти-ческую сказку.





Они должны поменять свою звонкую согласную З на С.


О приставках на З и С.

























Фронтальная

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;


- познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме.

3.Актуализация знаний и способов деятельности

- Значит, знания какой науки нам необходимы при написании приставок на з, с?

Сколько согласных букв в русском языке?

-Сколько звонких согласных? Назовите их

Учитель вывешивает таблицу со звонкие согласными

-Сколько глухих согласных?

-Итак , какой принцип лежит в основе правописания букв З и С в приставках?



-А когда этот принцип не действует?

- Что мы должны знать, чтобы не ошибиться в таких случаях?

Отвечают на вопросы.

Строят речевое высказывание.

Фронтальная

4.Формулирование темы урока

- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет?

Запишем тему урока: Правописание приставок на З и С

- Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Чему вы хотите сегодня на уроке научиться? Какую цель вы поставите перед собой?

- Скажите, что вы уже знаете, какие знания нам сегодня пригодятся?

Правописание приставок на З и С.

Выполнять трениро-вочные упражнения.

Выполняя тренировочные упражнения, раз-вивать навык употребления букв З и С на конце приставок.

Знаем, что такое при-ставка, как ее найти в слове.





Фронтальная

Личностные УУД:

Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний;

регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

5. Открытие новых знаний

Обучающимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова сгруппированы по признаку правописания приставок. Необходимо вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове пробел, выделить приставки.

о…дать ра…смотреть,

в..давать ра…жигать

з…править бе…конечно

на..строить и…пугаться …делать и…бирать

по…держать бе…вкусный

Оцените свои знания и умения по теме «Правописание приставок» перед изучением:

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Проверка работы.

Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестны.

-Какова наша задача на сегодняшнем уроке?

Исследовательский этап.

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з - с на конце приставок.

Ра…бежаться- ра…пилить б-п

И…менчивый - и…текший в - ф

Ни…вергаться - ни…падать г - к

Бе…грамотный - бе…печный д - т

Во…радоваться - во…ходить з - с

Бе…облачный ж - ш

На примере слов, предложенных учителем, 1 группа заполняет кластер; 2 группа дополняет недостающие звенья алгоритма.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы.

Обсуждают предложенные варианты группировки слов.

В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке.

Оценивают знания




Выяснить: как же пишутся слова с приставками, оканчивающимися на -з (-с).


Наблюдают, сопоставляют, анализируют, обобщают.



Учащиеся представляют результат своей работы.


Индивидуальная


























Индивидуальная









Групповая

Познавательные: сравнивать слова, группировать их на основе существен-ных признаков, определять тему.

Коммуникативные: отвечать на вопро-сы учителя, товари-щей по классу, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль

Личностные: работать с соседом по парте, распреде-лять работу, видеть разницу двух заяв-ленных точек зрения и присоединяться к одной из них.

6. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце приставок на з и с?

Составление алгоритма применения правила.

1 шаг. Найди корень и приставку.

2 шаг. Если корень начинается с буквы…

Л б п х

М в ф ц

Н г к ч

Р д т щ

Ж ш

З с

3 шаг. Пиши- з -с

Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе согласных з-с на конце приставок( п. 53,стр.73)

Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?

Приведите примеры из упражнения № 626

Применяя правило, выполнить упражнение учебника №627

Проверим результаты вашей работы

Узнайте слово по его лексическому значению, запишите его и объяснить написанное.

1. Тревожное состояние, волнение.

2. Слегка, ненадолго заснуть.

3. Плотно соединив, прижать друг к другу; например, пальцы в кулак.

4. Не умеющий читать и писать.

5. Возобновить в своей памяти.

- Какое слово в ряду написанных слов лишнее и почему?

-Посмотрите, ребята, на слова с приставкой с- и запомните.

Приставка С- в начале слова:

Сбивать, сдача, свидание, сговор, сгореть, сделать.

- Почему в этих словах мы пишем з?

Здание, здесь, здешний, здоровый, здоровье

Работа с учебным модулем. Используем ЭОР № 1

fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.html

Алгоритм выбора буквы з и с на конце приставки



Читают текст на стр. 73.

2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов.

3 примера учащиеся записывают на доске коллективно, а потом по два примера записывают по рядам

Проверяют, проговаривая условия выбора орфограммы

Объясняют написанное.


Сжать - это слово, в котором непарная приставка с-.

В этих словах буква з является частью кор-ня.

Подбирают синонимы, антонимы к словам





Групповая































Фронтальная






Формулирование правила, его запоминание:

Познавательные:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и выборе информации

- предметные УУД:

выведение способа проверки приставок на З и С.

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

7. Физкультминутка

Игра «Хлопок».

Учитель диктует слова с чередующимися З(С) на конце приставок. Если в слове З - хлопок.

Выполняют упражнение.


(Л): установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

8. Работа в группах.

Упражнение на формирование орфографической зоркости.

Задание по группам: 1 получает творческое задание. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Составить 2 простых распространенных предложения с любыми получившимися прилагательными.

1. Ребенок без забот

2. Небо без звезд

3. Жидкость без цвета

4. Дорога без конца

5. Плач без звука

6. Движение без шума

7. Шоколад без вкуса

8. Вход без платы

9. Ребенок без помощи

10. Океан без предела

11. Облако без формы

12. Пустыня без воды

2 работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.

Задание: выписать слова с приставками.

Бе..заботный, бе..звездное, бе..цветная, бе..конечная, бе..звучный, бе..шумное, бе..вкусный, бе..платный, бе..помощный, бе..предельный, бе..форменное, бе..водная.

Упражнение на формирование орфографической зоркости. Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал:

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти бесжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.

Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

Правильно написал Вася?

Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки.

Почему Вася допустил так много ошибок?

Какое же правило не знал Вася?

Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания приставок на З и С.


Выполняют задание





Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий

( по 2 предложения каждая группа) исправляют ошибки.

Проверят,

формулируют выводы





Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке!

Групповая.





Индивидуальная



Групповая.


- регулятивные :

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

9.

Закрепление изученного

1.Работа с учебным модулем. Используем ЭОР №2

fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html

2. Упр.630.

3. Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли - лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

-В каком предложении содержится основная мысль? -Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

Вставляют пропущенные буквы, распределяют слова по группам.

Записывают алгоритм своей пары и предлагают его для определения общего алгоритма




Индивидуальная

Парная

Фронтальная



Индивидуальная

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

- личностные:

- сохранять интерес к учебному материалу;

10.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

1. Тест на определение уровня обученности по теме "Буквы з и с на конце приставок".

ЭОР №3

fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html

2. Задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

Составьте высказывание по теме «Приставка»:

Приставка с- единственная приставка из одной согласной буквы.

Правописание приставок, оканчивающихся на-з и -с.

Сост


Самопроверка


Взаимопроверка.

Индивидуальная



Парная


- регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания приставок на з-с

Взаимопроверка:

- Регулятивные:

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

- коммуникативные:

осуществлять действие взаимоконтроля.

- личностные:

- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

11. Рефлексия.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Оцените свои знания и умения по теме «Правописание приставок на -з(-с)» после изучения :

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Итак, сегодня мы закончили работу с правописанием приставок на з и с. Вы показали, что умеете применять правила написания таких приставок, отличать их от приставки С. Я уверена, что у вас не будет затруднений при написании слов на эту орфограмму.


- личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

- регулятивные УУД:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

- познавательные УУД:

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания;

12.

Выставление оценок за урок.

Выставляет оценки за урок, комментируя их


13. Домашнее задание

Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения.

П. 53, № 633, стр. 181

Или составить словарный диктант по теме «Правописание приставок на з и с».

Записывают задание


ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.


© 2010-2022