Итоговый урок литературы по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Конспект  урока литературы в 8 классе на тему: «Проблема благословения в  повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель урока: сравнить устои семьи Гриневых и Мироновых; раскрыть духовный смысл родительского благословения, которое получают главные герои романа;  развивать навыки коллективной творческой работы. На уроке формируются следующие компетенции учащихся: языковедческая, учебно-познавательная, культуроведческая,    самосовершенствования.На уроке  использовалась  методика сингапурской комп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Потапова Ольга Юрьевна

г. Елабуга, МБОУ «Гимназия №4»,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: «Проблема благословения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель: - сравнить устои семьи Гриневых и Мироновых; раскрыть духовный смысл родительского благословения, которое получают главные герои романа;

- формировать личную духовность через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы;

- воспитывать культуру умственного труда, развивать навыки коллективной творческой работы.

Оборудование: сигнальные карточки, презентация Power Point, дидактический материал, приложения.

На уроке использовалась методика сингапурской компании «Educare International Consultancy» (структуры таймд пэа шэа и финк -райт -раунд- робин)

Формируемые компетенции учащихся: языковедческая, учебно-познавательная, культуроведческая, самосовершенствования.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

  • Что вам говорят родители, когда вы отправляетесь в школу? Уезжаете надолго?

  • Как вы думаете, что вам будут говорить родители, когда вы будете создавать семью?

  • Что вы будете говорить детям в подобных ситуациях?

  • С какой интонацией вы произнесете следующее высказывание: «Родительское благословение необходимо»? СЛАЙД 2

( Используют карточки, разложенные на столах со знаками «.», «!», «?»)

2 Социоконструкция

- Запишите ассоциации к слову благословение

Обратите внимание на морфемный анализ слова

Дополните предложения: СЛАЙД 3

  1. В слове благословение я слышу…

  2. Услышав слово благословение, я представляю…

  3. Давать благословение - значит…

РАБОТА В ГРУППАХ:

С ПАРТНЕРОМ ПО ПЛЕЧУ

С ПАРТНЕРОМ ПО ЛИЦУ

ПОДВОДИМ ИТОГ ОБСУЖДЕНИЯПО ГРУППАМ: ВЫСТУПЛЕНИЕ представителей групп

Сверим ваше понимание с толкованием, предложенным словарем СЛАЙД 4

III Формулирование задач урока:

1 Беседа

    • Как вы думаете, как связаны наши размышления о благословении с анализом романа «Капитанская дочка»?

  • Сформулируем задачи этого урока:

- Сравнить устои семьи Гриневых и Мироновых;

- Раскрыть духовный смысл родительского благословения;

- Выявить смысл образа Емельяна Пугачева в данном аспекте

2 Ознакомление с эпиграфом Как вы понимаете слова Архимандрита Иоанна: «Родительское благословение созидает дома детей»? слайд 5

IV Работа над темой урока

- Итак, мы продолжаем работу в группах, у вас есть задания, для их выполнения вы можете использовать текст произведения

Задание группам: (обсуждение в группах в течение 4-5 мин)

1-ая группа

- С какого слова начинается произведение «Капитанская дочка»? Почему столь важна фигура отца?

- Каким он предстает в 1-ой главе?

- Раскройте содержание эпизодов, в которых все происходит по воле отца

2-ая группа:

- Какой наказ дает отец своему сыну Петруше?

- Выпишите глаголы, охарактеризуйте их. Какую роль они играют?

- Как вы думаете, наказы отца упрощают или усложняют жизнь Петруши?

- Раскройте смысл эпиграфа к роману, объяснив значение слова ЧЕСТЬ

- Каким вступает Петруша в жизнь?

3-я группа

-Раскройте смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка» к главе, посвященной семье Мироновых ( расскажите о жизненных устоях этой семьи)\

- Какие черты характера Ивана Кузмича и Василисы Егоровны проявились в повести?

- Что вас удивляет и восхищает в них?

- Такой ли он безвольный, находящийся под каблуком жены, каким его мы видим при первом знакомстве? Докажите примером из текста.

- Как он относится к своим близким?

- Найдите слова Василисы Егоровны, которые подтверждают ее единство с мужем.

Иван Кузмич уговаривает ее покинуть ставшую опасной Белогорскую крепость - в нее вот-вот ворвутся пугачевцы

- Как ведет себя Василиса Егоровна в последние минуты своей жизни?

- Как и когда благословит капитан Миронов свою дочь Машу?

4-я группа

- Раскройте символику вещего сна

- Если Петр Гринев уже получил благословение отца, тогда что обозначают слова мужика с «черной бородой»?

-Что из этого получилось?

- Что этим хотел сказать автор?

- Кем провозглашает себя Пугачев, как называет его народ? Какое значение имеет изменение имени?

- Приведите пример, когда Пугачев действует как отец

5-я группа

- Кто из героев считал, что можно обойтись без родительского благословения?

- Почему Гринев-младший не надеялся получить родительское благословение, но после несчастий был уверен в обратном?

- Похожа ли жизнь П. Гринева на жизнь его отца ?

Выступление групп (по 2 мин)

V. Рефлексия (Подведение итогов)

- Какие выводы каждый из вас сделал для себя? Поделитесь с партнером по плечу своим мнением.

Опрос по группам

( Пушкин показывает, как Петруша взрослеет; соблюдая наказ отца, с честью проходит все испытания ; одобрение - благословение необходимо, чтобы наша жизнь была счастливой, а мы - успешными; автор дает нам советы, как жить)

Д/з. Ответить письменно на вопрос: « Какое из родительских наставлений вам кажется сейчас важным и почему?»


© 2010-2022