- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Итоговый урок литературы по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка
Итоговый урок литературы по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова О.Ю. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Потапова Ольга Юрьевна
г. Елабуга, МБОУ «Гимназия №4»,
учитель русского языка и литературы
Конспект урока литературы в 8 классе
Тема: «Проблема благословения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель: - сравнить устои семьи Гриневых и Мироновых; раскрыть духовный смысл родительского благословения, которое получают главные герои романа;
- формировать личную духовность через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы;
- воспитывать культуру умственного труда, развивать навыки коллективной творческой работы.
Оборудование: сигнальные карточки, презентация Power Point, дидактический материал, приложения.
На уроке использовалась методика сингапурской компании «Educare International Consultancy» (структуры таймд пэа шэа и финк -райт -раунд- робин)
Формируемые компетенции учащихся: языковедческая, учебно-познавательная, культуроведческая, самосовершенствования.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
-
Что вам говорят родители, когда вы отправляетесь в школу? Уезжаете надолго?
-
Как вы думаете, что вам будут говорить родители, когда вы будете создавать семью?
-
Что вы будете говорить детям в подобных ситуациях?
-
С какой интонацией вы произнесете следующее высказывание: «Родительское благословение необходимо»? СЛАЙД 2
( Используют карточки, разложенные на столах со знаками «.», «!», «?»)
2 Социоконструкция
- Запишите ассоциации к слову благословение
Обратите внимание на морфемный анализ слова
Дополните предложения: СЛАЙД 3
-
В слове благословение я слышу…
-
Услышав слово благословение, я представляю…
-
Давать благословение - значит…
РАБОТА В ГРУППАХ:
С ПАРТНЕРОМ ПО ПЛЕЧУ
С ПАРТНЕРОМ ПО ЛИЦУ
ПОДВОДИМ ИТОГ ОБСУЖДЕНИЯПО ГРУППАМ: ВЫСТУПЛЕНИЕ представителей групп
Сверим ваше понимание с толкованием, предложенным словарем СЛАЙД 4
III Формулирование задач урока:
1 Беседа
-
-
Как вы думаете, как связаны наши размышления о благословении с анализом романа «Капитанская дочка»?
-
-
Сформулируем задачи этого урока:
- Сравнить устои семьи Гриневых и Мироновых;
- Раскрыть духовный смысл родительского благословения;
- Выявить смысл образа Емельяна Пугачева в данном аспекте
2 Ознакомление с эпиграфом Как вы понимаете слова Архимандрита Иоанна: «Родительское благословение созидает дома детей»? слайд 5
IV Работа над темой урока
- Итак, мы продолжаем работу в группах, у вас есть задания, для их выполнения вы можете использовать текст произведения
Задание группам: (обсуждение в группах в течение 4-5 мин)
1-ая группа
- С какого слова начинается произведение «Капитанская дочка»? Почему столь важна фигура отца?
- Каким он предстает в 1-ой главе?
- Раскройте содержание эпизодов, в которых все происходит по воле отца
2-ая группа:
- Какой наказ дает отец своему сыну Петруше?
- Выпишите глаголы, охарактеризуйте их. Какую роль они играют?
- Как вы думаете, наказы отца упрощают или усложняют жизнь Петруши?
- Раскройте смысл эпиграфа к роману, объяснив значение слова ЧЕСТЬ
- Каким вступает Петруша в жизнь?
3-я группа
-Раскройте смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка» к главе, посвященной семье Мироновых ( расскажите о жизненных устоях этой семьи)\
- Какие черты характера Ивана Кузмича и Василисы Егоровны проявились в повести?
- Что вас удивляет и восхищает в них?
- Такой ли он безвольный, находящийся под каблуком жены, каким его мы видим при первом знакомстве? Докажите примером из текста.
- Как он относится к своим близким?
- Найдите слова Василисы Егоровны, которые подтверждают ее единство с мужем.
Иван Кузмич уговаривает ее покинуть ставшую опасной Белогорскую крепость - в нее вот-вот ворвутся пугачевцы
- Как ведет себя Василиса Егоровна в последние минуты своей жизни?
- Как и когда благословит капитан Миронов свою дочь Машу?
4-я группа
- Раскройте символику вещего сна
- Если Петр Гринев уже получил благословение отца, тогда что обозначают слова мужика с «черной бородой»?
-Что из этого получилось?
- Что этим хотел сказать автор?
- Кем провозглашает себя Пугачев, как называет его народ? Какое значение имеет изменение имени?
- Приведите пример, когда Пугачев действует как отец
5-я группа
- Кто из героев считал, что можно обойтись без родительского благословения?
- Почему Гринев-младший не надеялся получить родительское благословение, но после несчастий был уверен в обратном?
- Похожа ли жизнь П. Гринева на жизнь его отца ?
Выступление групп (по 2 мин)
V. Рефлексия (Подведение итогов)
- Какие выводы каждый из вас сделал для себя? Поделитесь с партнером по плечу своим мнением.
Опрос по группам
( Пушкин показывает, как Петруша взрослеет; соблюдая наказ отца, с честью проходит все испытания ; одобрение - благословение необходимо, чтобы наша жизнь была счастливой, а мы - успешными; автор дает нам советы, как жить)
Д/з. Ответить письменно на вопрос: « Какое из родительских наставлений вам кажется сейчас важным и почему?»