Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Г. С. Меркина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ «ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «__» _______ 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директора школы

___________ /Борисов Д.В.

Приказ № ___

от «__» __________ 2015 г.







Рабочая учебная программа

основного общего образования

по литературе для 9 В и Г классов







Автор-составитель:

Челомбитько Ю.М.,

учитель русского языка и литературы.














2015 - 2016 уч. год


Структура рабочей образовательной программы по курсу «Литература» для 8 класса:

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного материала по курсу

  3. Требования к уровню подготовки выпускников

  4. Календарно-тематическое планирование

  5. УМК и дополнительная литература по курсу


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

  • Примерная программа (основного) общего образования по литературе //Примерные программы по учебным предметам. М.: «Просвещение», 2011.

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: «Русское слово», 2008.

  • Учебный план СОГБОУИ "Лицей имени Кирилла и Мефодия» на 2015-2016 уч. год.

  • Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета «Литература» по учебному плану СОГБОУИ "Лицей имени Кирилла и Мефодия» на 2015-2016 уч. год (102 часа).

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как учебного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

Введение

Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской Литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература история; этические и эстетические взгляды.

Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Теория литературы: трагедия.

Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия. Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте - выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В. Гёте в России.

Теория литературы: литература эпохи Просвещения.

Из древнерусской литературы

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».

Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.

Развитие речи: различные виды чтения, сочинение.

Из литературы XVIII века

А.Н. РАДИЩЕВ

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).

Теория литературы: жанр путешествия.

Развитие речи: различные виды пересказа и комментария..

Из литературы XIX века

А.С. ГРИБОЕДОВ

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, сочинение-размышление.

А.С. ПУШКИН

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К порю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла... », «Арион», «Пророк», «Анчар», «К***» ( «Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». романтическая поэма «Цыганы». Художественные особ6енности поэмы - время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).

Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа, Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Н.В. ГОГОЛЬ

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Теория литературы: развитие реализма.

Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: философская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

А.А. ФЕТ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Н.А. НЕКРАСОВ

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Развитие речи: различные виды пересказа.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: совесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися.

Из литературы XX века

Своеобразие литературного процесса первой четверти ХХ века (реализм, авангардизм, модернизм).

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказ «Челкаш». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Теория литературы: романтическое и реалистическое движение, новый тип героя.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа.

Из поэзии Серебряного века Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, сочинение.

М.А. БУЛГАКОВ

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

Теория литературы: сатира, сарказм.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.

М.А. ШОЛОХОВ

Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти».

Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в Творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе», образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Теория литературы: реальное и символическое. Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Авторская песня - новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.

Развитие речи: дискуссия; сообщения; составление сценария литературно-музыкальной композиции.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

а также использовать приобретенные знания и умения в практической, учебной деятельности и в повседневной жизни для создания связного текста, определения своего круга чтения, поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.









  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

1

Немеркнущее Слово: основные вехи отечественной литературы.

1


Из зарубежной литературы (8 часов)

2

Творчество Уильяма Шекспира. История создания трагедии «Гамлет»

1


3

«Гамлет»: многообразие психологических типов, проблемы добра и зла, чести и бесчестия

1


4

Художественное своеобразие трагедии «Гамлет»

1


5

Творчество Ж.-Б.Мольера. Комедия «Мнимый больной»

1


6

Художественное своеобразие комедии «Мнимый больной»

1


7

И.В.Гёте «Фауст» Историческая основа трагедии

1


8

Художественное своеобразие трагедии «Фауст»

1


9

«Вечные» темы произведений зарубежной классики

1


Из древнерусской литературы (5 часов)

10

«Слово о полку Игореве» контексте древнерусской литературы. История открытия и публикации. Проблема авторства.

1


11

Сюжет и композиция «Слова…»

1


12

Образ Русской земли в «Слове…»

1


13

Художественное своеобразие «Слова…»

1


14

Подготовка к написанию домашнего сочинения по «Слову о полку Игореве»

1


Из литературы XVIII века (3 часа)

15

Общая характеристика литературы XVIII века. Формирование «новой» русской литературы в начале столетия

1


16

А.Н. Радищев. Литературная деятельность. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни

1


17

Обзор отдельных глав «Путешествия из Петербурга в Москву»

1


Из русской литературы XIX века (68 часов)

18

Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума»

1


19

Анализ первого действия комедии «Горе от ума». Система персонажей

1


20

Анализ второго действия комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта

1


21

Анализ третьего действия комедии «Горе от ума». Нравственная проблематика пьесы

1


22

Анализ четвертого действия комедии «Горе от ума». Особенности композиции пьесы

1


23

Образ Чацкого в системе персонажей комедии

1


24

Смысл заглавия и проблема ума в комедии

1


25

Своеобразие комедии как жанра. Сатира и юмор. Комедия в русской критике

1


26-27

Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

2


28

Урок обобщающего повторения «Веселое имя Пушкин»

1


29

Лирика А.С.Пушкина лицейского периода

1


30

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина петербургского периода

1


31

Лирика А.С.Пушкина периода южной ссылки

1


32-33

А.С.Пушкин в Михайловском. Любовная лирика

2


34-35

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

2


36

Болдинская осень. Маленькие трагедии

1


37

Творчество А.С.Пушкина 30-х гг.

1


38

«Евгений Онегин» А.С.Пушкина - «собранье пестрых глав»

1


39

«Онегин, добрый мой приятель». Анализ первой главы

1


40

Онегин и Ленский. Анализ второй главы

1


41

Онегин и Татьяна. Анализ третьей и четвертой глав

1


42

Сон и именины Татьяны. Анализ пятой главы

1


43

Дуэль. Анализ шестой главы

1


44

Татьяна в доме Онегина и в Москве. Анализ седьмой главы

1


45

Последняя встреча. Анализ восьмой главы

1


46-47

Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2


48

Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1


49

Лирика первой половины XIX века. Поэты пушкинского круга

1


50

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Обзор раннего творчества


1


51

Размышления о судьбе поколения, поиски идеала в лирике М.Ю.Лермонтова

1


52-53

«Из пламя и света рожденное слово». Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова

2


54

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова

1


55

Философская лирика М.Ю.Лермонтова

1


56

«Герой нашего времени». История создания и публикации романа

1


57

Анализ повести «Бэла». Система персонажей. Роль пейзажа в повести

1


58

Анализ повести «Максим Максимыч». Художественные средства изображения характеров

1


59

Анализ повести «Тамань». Романтические и реалистические тенденции в романе

1


60-61

Анализ повести «Княжна Мэри». Своеобразие конфликта и нравственная проблематика

2


62

Анализ повести «Фаталист». Роль повести в сюжетно-композиционной организации романа.

1


63-64

Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании характера героя

2


65-66

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

2


67

Творческий путь Н.В.Гоголя

1


68

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. Проблема жанра

1


69

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»

1


70-71

Образы помещиков (Коробочка, Ноздрев, Собакевич) в поэме Н.В.Гоголя

2


72

Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя

1


73-74

Образ губернского города в поэме Н.В.Гоголя

1


75

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя

1


76

Лирические отступления в поэме

1


77

Художественное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души

1


78

Подготовка к написанию домашнего сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1


79

Основные вехи биографии Ф.И. Тютчева. Любовная и философская лирика

1


80

Основные вехи биографии А.А.Фета. Художественное своеобразие лирики А.А.Фета

1


81

Творческая биография Н.А.Некрасова. Своеобразие гражданской лирики поэта

1


82

Основные вехи биографии Ф. М. Достоевского. Роман «Бедные люди»

1


83

Тема «маленького» человека в творчестве русских писателей

1


84

Основные вехи биографии Л.Н.Толстого. Автобиографическая проза.

1


85

Проблематика повести «Юность»

1


Из русской литературы XX века (17 часов)

86

Особенности литературного процесс начала XX века. Романтические тенденции в творчестве М.Горького.

1


87

Жизнь и творчество А.А.Блока. Анализ стихотворений «Россия», «Девушка пела в церковном хоре»

1


88

Художественный мир С.А. Есенина. Анализ стихотворений «Я снова здесь, в семье родной…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «До свиданья, друг мой, до свиданья…» и др.

1


89

Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «Лиличка».

1


90

Творческий путь М.И.Цветаевой. Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

1


91

Творческий путь Н.С.Гумилева. Анализ стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…»

1


92

Творческий путь А.А.Ахматовой. Основные темы лирики поэта

1


93

Сочинение по лирике начала XX века

1


94

Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Проблематика повести «Собачье сердце»

1


95

Поэтика повести «Собачье сердце». Прием гротеска

1


96

Основные вехи биографии М.А.Шолохова. Проблема человека на войне в рассказе «Судьба человека»

1


97

Роль сюжета и композиции в передаче художественной идеи рассказа «Судьба человека»

1


98

Творческий путь А.А.Твардовский. Анализ стихотворений «Я знаю, никакой моей вины…», «Лежат они, глухие и немые…»

1


99

Основные вехи биографии А.Солженицына. Творческая история рассказа «Матренин двор»

1


100

Художественное своеобразие образа Матрены

1


101

Художественный мир повести Чингиза Айтматова «Джамиля»

1


102

Основные темы и мотивы авторской песни. Подведение итогов года

1













V. УМК И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Учебный

курс

Учебная программа

Учебник(и)

Учебное пособие для учащихся

Методические пособия для учителя

Мониторинговый инструментарий

Литература

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: «Русское слово», 2008.


С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература 9 класс. М.: «Русское слово», 2014.




Жижина А.Д. Русская классическая поэзия XIX века. Сравнительный анализ: учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: «Русское слово», 2011

Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.


Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь.- М.: «ЭКСМО», 2009.































© 2010-2022