Конспект урока ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ  П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»   Цели урока: 1. дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; 2. создавать условия для развития творческих способностей учащихся; пространственного мышления, речи, памяти; 3. способствовать воспитанию доброжелательности, уважения мнения других, любви к родному языку.   Об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ

П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»

Цели урока:

1. дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;

2. создавать условия для развития творческих способностей учащихся; пространственного мышления, речи, памяти;

3. способствовать воспитанию доброжелательности, уважения мнения других, любви к родному языку.

Оборудование: мультимедийная доска, мультимедийная презентация с репродукциями натюрмортов П. П. Кончаловского «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в корзине» и др., музыкальное сопровождение - отрывок пьесы В.Рахманинова «Сирень», звуки сада; букет сирени

Ход урока


  1. Орг. момент.

Включаются звуки «Пение птиц», «Побег травы», «Голоса леса»

Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, но вот одна ветка качнулась, и целый ливень обрушился на нас. Но вот преодолена последняя преграда - и мы в самом сердце сиреневого царства. Посмотрите, какая изумительная, восхитительная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная она. Ею нельзя не восхищаться. Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей лёгкостью, неповторимостью, а художников - своими яркими красками. Много натюрмортов с изображением этих цветов нам уже известны

Слово учителя

- Что же такое натюрморт? Встречались ли вы с этим жанром живописи?

Возможные ответы учащихся:

- Мы уже знакомились с этим жанром живописи, когда описывали картину Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками». Натюрморт - это изображение неживой природы.

Слово учителя

- Правильно. Молодец. Итак, посмотрите на экран. Перед вами картина Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками».

Слово натюрморт произошло от французского слова «натюр» - природа плюс «март» - мёртвый. Буквально, слово натюрморт означает «мёртвая природа».

II. Новый материал.

- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский. Его еще называют мастером натюрморта.

Сообщение о художнике.

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П. П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». Кончаловский говорил: "Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы".

Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий.

Беседа по картине.

- Сейчас я предлагаю вам рассмотреть натюрморт Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной?

- Прослушайте отрывок из пьесы П. И. Чайковского "Фея сирени" из балета "Спящая красавица" и скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

- Какого цвета, каких оттенков сирень?

- С чем можно сравнить цветы?

- Очевидно, такая сирень ароматная.

- Опишите грозди сирени.

- Опишите корзину, в которой находится сирень?

- А почему художник выбрал для сирени корзину, банку, а не какую-нибудь роскошную, дорогую вазу

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы.

Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: "В этом букете все живет, цветет и радуется".

Беседа по составлению плана сочинения:

- Из скольких частей состоит план (вступления, основной части, заключения)

- О чём будете писать во вступлении?

(О том, что Кончаловский умел и любил рисовать цветы)

- Я вам предлагаю первый пункт плана озаглавить так:

I. П.П. Кончаловский - мастер изображения цветов (слайд)

- В основной части мы будем описывать букет. (Чудесный, роскошный, изумительный)

II. Чудесный букет сирени.

  1. Цвет сирени.

  2. Гроздья сирени.

  3. Листья сирени.

  4. Корзина.

- Я вам предлагаю последний пункт плана озаглавить словами П.П. Кончаловского:

III . «В букете всё живёт, цветёт и радуется».

Итог урока.

- Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П. П. Кончаловского.

Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.

© 2010-2022