- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Из истории становления орфографии
Из истории становления орфографии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева Л.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Из истории орфографии.
Становление школьного курса орфографии.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «русское правописание» (1885) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
В трудах Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, Д. И. Тихомирова и других обучение правописанию рассматривалось в контексте общеязыковой, речевой подготовки учащиеся: предъявлялись требования к письму грамотному, чистому, красивому, но и обязательно и к письму «толковому», логически стройному, богатому мыслями и словами.
Что касается непосредственно правописания, то обучать ему рекомендовалось с помощью специальных упражнений (списывание, диктовки, изложение, сочинение), избегая, однако, «механической работы сознания»: «для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой»
Д. И. Тихомиров, так же как и его предшественники и последователи, отводил грамотному письму место средства для наилучшей передачи мыслей. Чтобы правописание служило именно средством, а не самоцелью, нужен навык, «навык руки», т. е., как говорил Ф. И. Буслаев, «правописание должно находиться на кончике пера».
Уже к концу 19в. Были сформулированы основные принципы обучения правописанию:
- опора на произношение;
- опора на значимые элементы речи (морфема, слова, текст);
- осмысленное отношение детей к выполняемым упражнениям;
- ориентация обучения на формирование автоматизмов грамотного письма.
В учебниках родного языка, созданных К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым, Л. И. Поливановым, представлена разработанная система упражнений.
Неудивительно, что к концу 19 в. появляются солидные труды, посвящённые методики орфографии, например книга Г. М. Дьяченко «Методика обучения правописанию» (М., 1881), основные положения которой не потеряли своего значения и для нашего времени или работа А. Соболева «Критический обзор способов обучения правописанию» (Спб., 1900).
Вторая половина 19 в. оказалась очень продуктивной для методики орфографии. Этот этап с полным основанием может считаться этапом становления направления в методике орфографии. Успехи в развитии этого направления не проходили, однако гладко: истины рождались в борьбе мнений.
Две позиции вызывали особенно острую полемику:
-
Какие впечатления - зрительные или слуховые - дают наибольший эффект в обучении правописанию?
Нужны ли правила?
Известный для своего времени учитель и методист В. П. Шереметевский считал, что «слух и зрение - два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография - «искусство графическое». А раз зрительные впечатления главные, то основным методом обучения должно быть списывание (разные его виды).
Диктовка же, обладающая контролирующей и карательной функцией, не столько обучает, сколько регистрирует ошибки ещё не обученных учеников. (И как не надоест, наконец , вечно диктовать, вечно читать и считать ошибки и вечно карать за оные, не задумываясь ни на минуту о том, кто виноват…).
В первой трети 20 в. нападки на правила, на пользу всякой теории усилились; защитники рационального направления в обучении получили название «грамматистов», их противники - «антиграмматистов».
Причиной борьбы послужили неудовлетворительные результаты обучения: в школе преобладала диктовка; не подготовленная необходимыми тренировочными упражнениями, она фиксировала слабую, неустойчивую грамотность учащихся, которая не улучшилась от того, что учителя добивались дословного заучивания формулировок правил; упражнения носили однообразный характер и были формальны.
В целом в период грамматизма - антиграмматиза был сделан шаг вперёд в становлении научной методики орфографии.
Формированию теоретического направления помогли и вышедшие в первой четверти 20 в. труды по теории орфографии А. И. Томсона, Д. Н. Ушакова. В работах этих учёных содержалось обоснование ведущего принципа русской орфографии - морфологического.
Особенно ценным для практики обучения явилось положение об ориентации при чтении и письме на смысловые единицы речи ( морфемы слова).
Вторым важным для обучения русской орфографии достижением явилось учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о психической основе письма, о том, что «существующие взаимоотношения между письмом и языком мы можем установить только в таком случае, если сведём их на надлежащую почву, на почву психическую». Исключительную важность этого положения подчеркнула через 60 лет В. Ф. Иванова в своей научной монографии «Принципы русской орфографии».
Этот период - период обоснования морфологического принципа как ведущего в русской орфографии и разработки методической системы на этой основе - способствовал формированию ряда важных для практики обучения методических положений.
В этот же период М. В. Ушаков предложил очень важную для школы классификацию орфограмм в зависимости от их определяемости произношением.
Прошедшее 13 - 17 декабря 1935 г. в Москве совещание по проблемам обучения правописанию окончательно утвердило теоретическое направление в методике преподавания.