Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе примерной образовательной программы по литературному чтению (сборник программ начального общего образования, стр. 67-104), основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования Курс реализуется в рамках УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе, разработанной В.Ю.Свиридовой, Литературное чтение, 4 класс, в 2 ч., издательский дом «Федоров» (2014). Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса по литературному чтению.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

2. Общая характеристика учебного предмета

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.



Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:


  • интерес к содержанию и форме художественных произведений;

  • интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

  • интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

  • чувство сопричастности своему народу;

  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:


  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

  • чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

  • понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;

  • понимания своей семейной и этнической идентичности;

  • любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

  • чувства ответственности за мир природы;

  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

  • первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:


  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

  • произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

  • самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

  • соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:


  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

  • пересказывать текст по плану;

  • структурировать знания при сопоставлении текстов;

  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

  • применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

  • искать информацию, представлять найденную информацию;

  • уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

  • знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

  • понимать структуру построения рассуждения;

  • воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

  • проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:


  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

  • проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

  • участвовать в учебном диалоге;

  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

  • видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

  • устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка

  • читательского дневника);

  • проявлять самостоятельность в групповой работе;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности


Обучающийся научится:


  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

  • читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

  • кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

  • определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

  • узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

  • соотносить главную мысль и название произведения;

  • находить портрет и пейзаж в произведении;

  • видеть особенности юмористических текстов;

  • соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал

Обучающийся получит возможность научиться:


  • пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

  • сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

  • представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

  • осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

  • находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

  • понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

  • понимать особенности жанра басни;

  • определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

  • находить в юмористических текстах приемы создания комического;

  • оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:


  • самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

  • самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

  • осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

  • осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

  • готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

  • понимать назначение аннотации на литературное произведение;

  • называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

  • составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

  • писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

  • создавать презентации книг различной тематики;

  • сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);

  • участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:


  • представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;

  • различать малые жанры фольклора;

  • различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;

  • определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;

  • выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

  • понимать многозначность поэтического слова

Обучающийся получит возможность научиться:


  • понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;

  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;

  • обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

  • обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;

  • выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;

  • понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

  • самостоятельно находить мораль басни;

  • понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:


  • пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

  • читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

  • передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

  • выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

  • создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

  • читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;

  • подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

  • читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

  • сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.











Результаты изучения учебного предмета

Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углу-"бить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением -все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.

Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

  1. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 102 часа (3 часа в неделю; 34 учебных недели). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.

Глава 3».Огонь волшебного рассказа» по плану - 28 ч., дано - 26ч.

Глава 4. «Всё, что сердцу мило» по плану - 26ч., дано - 24ч.

В 4 классе Мандрик Р. (протокол № 213 от 01.06.12г.) на основании приказа директора ОУ №______ от 01.09.2015г. обучается по программе специального коррекционного образовательного учреждения VII вида.

У ученика слабо развита память, неустойчивое внимание, недостаточно развиты психические процессы: анализ, синтез, классификация и обобщение. Пространственные и временные представления сформированы недостаточно, частично.

При составлении программы использовалась программа для обучающихся с недостаточной подготовкой. В тематическом планировании программный материал для изучения учащимися VII вида выделен зеленым цветом.



























  1. Содержание учебного предмета.

4 класс (102 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно_познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,

позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее,ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения).

Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм

речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Мини сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на

вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании

текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Самостоятельное воспроизведение текста

с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение

эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде

самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих со ставить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.

Библиографическая культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение,

сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в ми_

фе, пафос борьбы с ними в былине.

Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.

Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы _ к торжеству ума, смекалки.

Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально-бытовая сказка.

Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке(открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы. Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.

Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.

Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии . драмы.

Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.

Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия,

превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа.

Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные оллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.

Рассказ. Событие в рассказе _ яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.

Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной

формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Драма. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление

текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев _ ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы _ это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.

Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения четвертого года обучения

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции. Подвиги Геракла.

Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал»,«Илья Муромец и Соловей разбойник»,«Святогор и Илья Муромец»*, «Никита Кожемяка», «Садко»*.

Русские народные волшебные и бытовые сказки

«Иван царевич и серый волк», «Летучий корабль», «Марья Моревна»*, «Иван крестьянский сын и чудо_юдо»*, «Семь Симеонов»*, «Что дальше слышно», «Кашица из топора», «Как Иван дурак дверь стерег», «Мена»*, «Как мужик гусей делил»*, «Петухан Куриханыч»*.

Классики русской и зарубежной литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Блок*, С. Есенин*, К. Бальмонт, В. Хлебников, И. Бунин, М. Цветаева, А. Ахматова,В. Маяковский*, Саша Черный, Н. Асеев, А.К. Толстой, Д. Кедрин, Н. Рыленков*.И. Крылов «Слон и Моська»; М. Лермонтов «Бородино»; Н. Некрасов «Крестьянские дети»; А.К. Толстой «Илья Муромец».А. Чехов «Ванька», «Белолобый», «Каштанка»*; А. Толстой «Детство Никиты»*;С. Аксаков «Детские годы Багрова внука»*;Л. Андреев «Петька на даче»; А. Куприн«Мысли Сапсана о людях, животных,

предметах и событиях», «Слон»; Саша Черный «Дневник фокса Микки»; Л. Чарская«Сказки»*.

В. Гюго «Гаврош»*; М. Метерлинк «Разум цветов»*; Э. Сетон Томпсон «Уличный певец»*.

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

Братья Гримм «Маленькие человечки»*;Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»*, «Русалочка»*, «Елка»*, «Чайник»*; Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; В. Гауф «Карлик Нос»*; О. Уайльд «Мальчик звезда»*;Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»*.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»; П. Бажов «Огневушка Поскакушка»; С. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Современная русская и зарубежная литература

С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц*,М. Бородицкая, В. Берестов, Тим Собакин*,Н. Матвеева, Д. Самойлов*, В. Соколов*,Б. Окуджава*, Ю. Левитанский*, Н. Матвеева, К. Некрасова*.

М. Пришвин «Земля показалась», «Старый гриб»*; К. Паустовский «Барсучий нос»*, «Резиновая лодка»*; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»*; Ю. Яковлев «Мама»;В._ В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»,«Куриный бульон»; Н. Носов «Трудная задача»; Ю. Коваль «Самая легкая лодка

в мире»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Лисичка»; Ф. Кривин «Часы, минуты, секунды»; Л. Петрушевская «Сказки»*; Ф. Искандер «Рассказы»*.Дж. Родари «Джельсомино в Странелжецов»*; О. Пройслер «Маленькое Привидение»*; Т. Янссон «Ель», «Приключения Муми_Тролля»*.Японские трехстишия.

Приключения и фантастика

В. Крапивин «Старый дом»; В. Некрасов«Приключения капитана Врунгеля»*;

Е. Велтистов «Приключения Электроника»;А. Мошковский «Пятеро в звездолете»;

Ю. Сотник*, В. Железников*, Л. Кассиль*,Л. Лагин «Старик Хоттабыч»*; К. Булычев

«Приключения Алисы»*.М. Твен «Приключения Тома Сойера»*;Д. Дефо «Робинзон Крузо»*; Д. Свифт«Путешествие Гулливера»*; Р. Брэдбери«Р _ значит ракета»*.

Глава 1. Волшебная старина

Крутим барабан времени. Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки русского земледельца. Наедине с книгой. Мир сказок: «Иван царевич и серый волк», «Летучий корабль».Законы волшебной сказки. Отражение в сказке представлений древних людей о мире.

В. Васнецов «Иван царевич на Сером Волке». Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность. Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике и хрестоматии).Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины: «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Никита Кожемяка». Красота и своеобразие языка русской былины.

Художественные особенности былины. Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Приметы исторического времени в былине. Мотивы былины в художественно произведении (А.К. Толстой «Илья Муромец»).Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова«Богатыри».Жизнь жанра сказки во времени. Отличие волшебных сказок от бытовых (на примере народных сказок «Что дальше слышно»,«Как Иван дурак дверь стерег», «Кашица из

топора»).Мотивы бытовой сказки в художественном произведении (С. Маршак «Сказка про

короля и солдата»).Особенности авторской сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Глава 2. Пленительные напевы

Понятие «классической» поэзии. Особенности художественного мира, созданного

в стихотворениях В. Жуковского «Там небеса и воды ясны!..», А. Пушкина «Москва…

Как много в этом звуке…». Разные образы родины. Формирование чувства причастности к

отечественной истории и культуре. Поэзия и история. Отечественная война 1812 года в

стихотворении М. Лермонтова «Бородино».Басня И. Крылова «Слон и Моська»

(и другие по выбору из хрестоматии).Отрывок из стихотворения Н. Некрасова

«Крестьянские дети». Выразительность поэтического образа, созданного Н. Некрасовым. Средства выразительности, которыми он создан.Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А. Чехова «Ванька»).Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И. Бунина «Детство».

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». Главный герой рассказа, его возрождение и возвращение. Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание»; М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно».Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф. Тютчева «Смотри, как

роща зеленеет…».Наедине с книгой. В реальном мире волшебной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности волшебного мира в авторской сказке. Разные

сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе» Решающий поединок _ кульминация сказки. Финал сказки. Отзыв о сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса (на примере пьесы С. Маршака«Двенадцать месяцев»). Характеры героев и персонажей пьесы. Конкурс инсценировок. Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь (по стихотворению Саши Черного «Рождественское», сказке Туве Янссон «Ель»).

Глава 3. Огонь волшебного рассказа

Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность

к родным местам, по стихотворению Д. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..».

Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника, писателя, поэта: картина К. Петрова -Водкина «Утренний натюрморт», рассказ М. Пришвина «Земля показалась», стихотворение Н. Асеева «Февраль».Образы родной природы в картине

А. Саврасова «Грачи прилетели».Наедине с книгой. Загадки авторской сказки (по сказке П. Бажова «Огневушка Поскакушка»). Нравственные проблемы, поднятые в произведении. Основные мотивы и главная мысль сказки. Особенности авторского повествования. Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях А. Пушкина «Зимняя дорога», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».

Три вида рифмы _ три разных образа. Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»).Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый».

Наедине с книгой. Необычное восприятие мира в рассказе А. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».Хрупкость мира в шуточной интерпретации Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..».Знакомьтесь _ дневник, написанный собакой (Саша Черный «Дневник фокса Микки»). Главный герой. Его характер. Кульминация повести и развязка. Мир глазами ребенка. Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон»).Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение (А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»).Искусство _ мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, друзей в рассказе Ю. Яковлева «Мама», стихотворениях

В. Берестова «Разлука», «Семейная фотография». Лирический герой В. Берестова. Урок

выразительного чтения стихов наизусть. Работа с аннотацией на примере юмористических рассказов В. Драгунского«Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон», Н. Носова «Трудная задача».

Глава 4. Все, что сердцу мило

Тайны поэзии. А. Фет (стихотворение «Это утро…»). Образ весны и ручья в стихотворении Н. Матвеевой «В лощинах снег…». Уроки выразительного чтения. Мир авторской сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды».Поэтическая сказка Сергея Козлова «Лисичка».

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные образы, (по стихотворению М. Цветаевой «Красною кистью…»,хокку японских поэтов Иссё, Бусона, Кёрай, Кикаку). Урок _ праздник поэзии: читаем хокку. Поэтические секреты по стихотворению К. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М.Шагала «Над городом».Строим воздушные замки (по стихотворениям Е. Баратынского «Чудный град…»,

А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера«Воздушные замки»).Сложное чувство одиночества, вдохновения, творческого порыва (М. Лермонтов«Парус»).Необычный герой и необычный мир

в художественном произведении: Ю. Коваль«Писатель путешественник», В. Крапивин

«Старый дом».Авторская сказка-повесть (по произведению С. Прокофьевой «Лоскутик и Облако»).

Размышления о времени и себе. Твое место в мире семьи, школы, города, страны(на материале притч Ф. Кривина, В. Солоухина, фантастических произведений А. Мошковского, Е. Велтистова, картин С. Дали.

5.Тематическое планирование.



Глава 1. Волшебная старина 22ч.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе;

- способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба.

Обучающийся получит возможность для формирования:

. чувства гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умения чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

- основы для принятия культурных традиций своей страны;

- основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;

- ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;

- понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств - вины, совести как основы морального поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

.- осознавать этапы организации учебной работы;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- пересказывать текст по плану;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий._

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих.

Обучающийся получит возможность

научиться:

- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений

-учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

- принимать участие в коллективных проектах, инсценировках, спектаклях;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Глава 2.Пленительные напевы 26ч.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

- основы для принятия культурных традиций своей страны;

- общее представление о мире профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

- основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;

- осознания нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

- умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

- интереса к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;

- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;

- осознания, что искусство и литература - значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;

- ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, внимании, заботе, о высоком чувстве любви.

Регулятивные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

- осознавать этапы организации учебной работы;

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи

Обучающийся получит возможность для формирования

- самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

- пересказывать текст по плану;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;

- полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Обучающийся получит возможность научиться

- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

- сотрудничать с учителем и сверстниками;

- грамотно формулировать вопросы;

- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

- принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

- открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Глава 3 Огонь волшебного рассказа 28ч.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

- интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

- понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;

- основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

- основы для принятия культурных традиций своей страны;

- общее представление о мире профессий значении и содержании.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

- осознания нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

- умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;

- осознания, что искусство и литература - значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;

- ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- осознавать этапы организации учебной работы;

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в том числе в подготовке сообщений;

- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

- сотрудничать с учителем и сверстниками;

- грамотно формулировать вопросы;

- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

- принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

- открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Глава 4. Все, что сердцу мило 26ч.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

- общее представление о мире профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

- чувства ответственности за мир природы;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

- понимать структуру построения рассуждения;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться

в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.














7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета


  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова Издательский дом «Федоров»,2011

157 Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Поурочное планирование по литературному чтению для 4 класс по учебнику Свиридовой В.Ю.

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

- портреты писателей;

- репродукции произведений живописи;

3. Технические средства обучения:

- классная доска;

- мультимедийный проектор ;

- компьютер;

- сканер;

4. Экранно-звуковые пособия:

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);

- презентации, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);

5. Оборудование класса:

- ученические двухместные столы с комплектом стульев;

- стол учительский;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

6. интернет ресурсы:

zankov.ru






















8. Результаты освоения конкретного предмета и система их оценки.

Критерии нормы оценок ЗУН обучающихся.

Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)

1 класс

В 1 классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов и минуту.

Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения 20- 25 слов в минуту.

Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками...» - ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения - 15-20 слов в минуту или ниже.

2 класс

Оценка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения - не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на во просы по содержанию прочитанного текста.

Оценка «4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, вер но передает содержание прочитанного (частично при по мощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Оценка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Оценка «2» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Оценка «1» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 20 слов в минуту; не передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

3 класс

Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в ми нуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми сло вами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» -- ученик читает целыми словами со скоростью не менее 35 слов в минуту, часто переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отве чающих отметке «3».

Оценка «1» -- ученик читает целыми словами со скоростью менее 35 слов в минуту, по слогам; делает более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает более 4 ошибок; темп чтения молча меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «2».

4 класс

Оценка «5» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

для этого необходимые части прочитанного текста.

Оценка «4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мне ние о прочитанном.

Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе про читанного; рассказ о герое составляет по плану, предло жен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Оценка «2» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70 слов молча; не определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного с помощью учителя; рассказ о герое не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание, но может ответить не на все вопросы.

Оценка «1» - ученик читает целыми словами со скоростью меньше 50 слов в минуту вслух и меньше 70 слов молча; не определяет основную мысль произведения; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое не составляет, не понимает содержание.

Выразительность чтения

Отметка «4» - ученик читает четко, соблюдает смысло вые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысло вые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» - ученик читает тихо, не выделяет смысловые паузы и логические ударения, темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «1» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «2».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов.

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий;

«1» - если задание не выполнено совсем.

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не отвечает.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Оценка «1»- совсем не знает стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Оценка «1» - допущены ошибки по всем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «1» - допущены ошибки по всем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Оценка «1» - совсем не пересказывает, даже по вопросам учителя.

СОГЛАСОВАНО



Протокол ШМО учителей

начальных классов

МБОУ Грушевской ООШ

от _____ _____ 2015 г. № _______

Руководитель ШМО:

___________ Е.А. Фролова


СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора по УР

_____________ Н.Л. Куцарь

______ _______ 2015 г.



© 2010-2022