Урок Типы сложного предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Типы сложных предложений (урок в 9 кл. по УМК М.Разумовской)

Технология: разноуровневое обучение

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1. Обучающие: а) закрепить умение отличать простые и сложные предложения;

б) формировать знания об основных типах сложных предложений и умение разграничивать сложные предложения разных типов;

2. Развивающие: а) развивать устную и письменную речь уч-ся; б) совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки уч-ся; в) развивать словарный запас уч-ся.

3. Воспитывающие: а) воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к русской литературе.

Технологическая карта урока

Цели

на каждом

этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Педагогические

приемы

Система

ожидаемых

умений

Этап урока: ВЫЗОВ

1. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Объяснение цели предстоящей работы

Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы «З-Х-У» записями о первоначальных знаниях о сложном предложении

Составление таблицы «З-Х-У»

Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

2. Активизация деятельности учащихся

Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы

Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников

Фронтальный опрос

Развитие коммуникативных навыков.

3. Мотивация к дальнейшей деятельности.

Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (что бы хотели узнать нового о строении сложного предложения), определяют цели урока

Составление таблицы «З-Х-У», определение целей урока

Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока.

Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Формирование собственной позиции

Учитель предлагает определить среди записанных на доске предложений тип сложного, аргументируя свой ответ

Учащиеся находят сложное предложение, составляют алгоритм нахождения сложного предложения сначала индивидуально, потом в парах

Работа в парах. Составление алгоритма ответа

Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм

2. Пробуждение интереса к получению новой информации

Учитель предлагает обратиться к приложениям и, проанализировав предложения, установить логическую закономерность в строении сложного предложения

1 ряд №1,5,6,9;

2 ряд №7,8,9,11;

3 ряд №2,3,4,12;

индивидуальное задание №3,14,15,16

Учащиеся, проанализировав предложения, называют возможные схемы строения сложного предложения, делают вывод.

Сопоставление опорных записей

Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы

3. Получение новой информации

Учитель предлагает прочитать параграф (учебник «Русский язык. редакцией Разумовской) с использованием приема «инсерт»

Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт», делают записи в тетради.

Учащиеся озвучивают новую информацию вслух

«Инсерт» (маркировка текста)

Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать материал. Активизация внимания

Учитель предлагает оформить полученные знания в третью колонку таблицы «З-Х-У»

4. Размышление

Учитель просит учащихся обратиться к предложениям и распределить предложения в 2 колонки: предложения с осложненной структурой и сложные предложения

Учащиеся выполняют задание и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем.

Учащиеся выполняют упражнение

Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка

Умение делать выводы, расставлять знаки препинания в сложном предложении, строить схемы

5. Закрепление полученных знаний

Учитель просит выполнить разно уровневое задание упражнение

Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ

1. Целостно обобщить полученную информацию

Учитель просит подготовить по таблице «З-Х-У» сообщение о сложном предложении

Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице

Взаимопроверка

Умение целостно обобщать и систематизировать информацию

Учитель предлагает выполнить тестовой части сборника ОГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г. Егораевой. М.: изд.

Умение находить сложное предложение в тестовых заданиях ГИА

Ход урока.
1. ВЫЗОВ

- «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», - говорит нам устами своего героя Стародума Д.И.Фонвизин в пьесе «Недоросль», изучение которой мы только что закончили на уроках литературы.
А что значит, по мнению драматурга, быть человеком? Ответить на этот вопрос вам помогут слова из зрительного диктанта.
2. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу Зрительный диктант.
На доске Злонравие Благонравие
Невежество Воспитание
Произвол Добродетель
- Какими качествами должен обладать настоящий человек? Каким он не должен быть? Определите лексическое значение записанных слов.
- Какие из записанных слов стилистически окрашены? Почему?
- Используя записанные словосочетания, составьте предложения по схемам:
На доске [- =], и [- =]. [- = ], [- =]. (Чтобы ==), [ =].
- Что объединяет записанные нами предложения с точки зрения их структуры?
- Сделайте вывод, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему и цели урока.
3. Осмысление.Сообщение темы и целей урока.
4. Актуализация изученного.
- Какие предложения называются сложными?
- От чего зависит тип сложного предложения?
- В зависимости от средства связи частей все сложные предложения делятся на
- В свою очередь, союзные сложные предложения делятся на …
- Вспомните, что вам известно о ССП

- Какие предложения называются СПП?

- В чём особенности БСП?
5. Закрепление закрепление полученных знаний.
-Цифровой диктант.
На доске 1 - ССП 2 - СПП 3 - БСП 4 - простое
1) Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. 2) Добродетель всё заменяет, а добродетели ничто заменить не может. 3) Невежда без души - зверь. 4) Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть. 5) Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: добродетель своих завистников имеет. 6) Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостаёт в нём какого-нибудь качества сердца. 7) Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.
Работа по уровням.
1 уровень
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания; определите типы сложных предложений, постройте их схемы.
На доске Ум коль он только что ум самая бездел…ца. Прямую цену уму даёт бл…гонравие а без него умный человек чудов…ще. Оно (не)изм…римо выше всей беглости ума. Умного человека легко изв…нить можно если он какого(нибудь) качества ума и не имеет. Честному человеку (н…)как простить нельзя ежели (не)достаёт в нём какого(нибудь) качества сердца.

4 уровень Напишите сочинение-миниатюру на тему:
На доске Актуален ли афоризм Стародума «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?
В работе используйте сложные предложения разных типов (определите, какие именно типы сложных предложений вы использовали).
6. Рефлексия.

- «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», - говорит нам Д.И.Фонвизин устами своего персонажа. Конечно же, эти слова актуальны и в наши дни, ведь, перефразируя драматурга, можно сказать, что человек без души - зверь. Помните об этом.

Чем был интересен для вас сегодняшний урок? Что новое вы открыли для себя?

© 2010-2022