Программа курса «Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Средние века»

 Курс «Зарубежная литература: Средние века. Эпоха Возрождения»  предназначен в качестве элективного курса для обучающихся в  9 классе любой  профильной школы. Курс  предоставляет возможность для ученика и  учителя возможность цельно и последовательно представить  развитие западноевропейской литературы в меняющемся  культурном контексте на протяжении двух тысяч лет. Объем предлагаемого материала  выходит за рамки обычной школьной программы. Особое значение этот курс будет иметь для классов с гума...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа курса

«Зарубежная литература:

Эпоха Возрождения. Средние века»


(для обучающихся 9 класса, 36 часов)








Пояснительная записка

Курс «Зарубежная литература: Средние века. Эпоха Возрождения» предназначен в качестве элективного курса для обучающихся в 9 классе любой профильной школы. Курс предоставляет возможность для ученика и учителя возможность цельно и последовательно представить развитие западноевропейской литературы в меняющемся культурном контексте на протяжении двух тысяч лет. Объем предлагаемого материала выходит за рамки обычной школьной программы. Особое значение этот курс будет иметь для классов с гуманитарной направленностью. Взятый в полном объеме, этот курс представляет собой своего рода нулевой цикл в овладении мировой культурой, который для кого-то станет основанием профессии, а для кого-то - основой его человеческой и культурной образованности.

Целью курса «Зарубежная Литература» является углубление представления о том, как менялись словесное искусство, его место в культуре, его жанровые формы. Данный курс высвечивает основные проблемы, резче очерчивает главные линии литературной эволюции.

Курс состоит из 4 модулей и рассчитан на 36 часов.

Введение /1 час/.

Цель - рассмотреть характер эпох, на материале которых будет изучаться зарубежная литература.

1 модуль «Героический эпос»/5 часов/.

Цель блока - знакомство с основными памятниками героического эпоса - кельтского, германского, французского - в сопоставлении с аналогичными фактами истории русской литературы или культуры конца ХХ века в целом.

2 модуль «Эволюция повествовательной формы» /12 часов/.

Цель блока - показать, как последовательно рыцарский роман, новелла и ренессансный роман выполняют эпическую функцию - сохранения и передачи культурной памяти. Изменение жанровой формы ставится в зависимость от изменения характера мышления.

- 2 -

3 модуль «Поэтическое открытие любви» /9 часов/.

Цель блока - знакомство с куртуазной поэзией, которая открыла любовь как новую ценность - духовную, очеловеченную, земную. Вечные темы изменчивы и в своей изменчивости особенно показательны для общего состояния культуры. То, что начали трубадуры, было продолжено Данте и Петраркой, чтобы затем развиться в традиции европейской ренессансной поэзии.

4 модуль «Шекспировский жанр» /9 часов/.

Цель блока - отработать приемы жанрового (то есть исторического) анализа текста на двух основных драматических формах - комедии и трагедии, а также познакомиться с сонетами Шекспира.

По окончании курса учащиеся защищают реферат или пишут сочинение на выбранную тему.

Весь историко-литературный материал сопровождается разнообразными заданиями, подсказывающими способ его изучения. Варьируются по объему и по своему характеру проверочные задания, предлагаются вопросы по основным проблемам и понятиям, по проверке памяти.

Преподавание данного курса носит ярко выраженный деятельностный характер с использованием игровых технологий диалога в культуре и диалога культур. Поэтому, кроме традиционных форм занятий, будут использоваться такие формы, как практикумы, семинары, уроки погружения в культуру, путешествия, экскурсии. Главная цель таких занятий - создать атмосферу сопричастности учащихся к литературно-культурным явлениям, способствовать осознанию ими себя свободной, творческой личностью, осваивающей другие эпохи как мир, ставший частью духовной биографии школьника, самостоятельно и осознанно выбрать свою будущую профессиональную траекторию.


- 3 -


  1. Организационно-методический раздел

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование модулей и тем

Всего часов

Форма занятий

Форма контроля

1.

Введение.

1

лекция

2.

Героический эпос

- характеристика эпической формы: между мифом и историей;

- основные памятники;

- герой эпоса - каким мы его видим и каким он был;

- сотворение мифа - сотворение мира;

- из мифа в историю и из язычества в христианство;

- а был ли автор?

4

Лекция,

Практические занятия

Творческие задания, тестирование

3.

Эволюция повествовательной формы:

- рыцарский роман;

- новелла - жанр раннего Возрождения;

- роман - эпос нового времени.

12

Лекция, семинар, практические занятия

Доклады, сочинения

4.

Поэтическое открытие любви:

- поэзия трубадуров;

- Данте;

- «Книга песен»

9

Лекция, семинар, практические занятия

Творческие задания, доклады, чтение наизусть

5.

Шекспировский жанр:

- «Сон в летнюю ночь»: анализ комедии;

- «Гамлет»: анализ трагедии;

- сонеты

9

Лекция, беседа, дискуссия

Творческие

задания, доклады, сочинения

6.

Проверка знаний учащихся

1

Реферат

Итого:

36









- 5 -


  1. Содержание программы

Введение. «Средние века и эпоха Возрождения»/1 час/.

Эпохами мы привычно именуем большие и малые отрезки исторического времени, имеющие установимые начало и конец, часто связанные с каким-то событием оставившего заметный след человека. Эпоха Возрождения для нас одно из наименований в этом ряду, одна из эпох. Тот, кто отваживается устанавливать эпохи, берет на себя смелость сделать историю человеческих дел мерилом времени. Это было смело и ново, хотя едва ли осознавалось как нечто вполне новое, скорее как одно из следствий возрождаемой античной мудрости: человек есть мера всех вещей. С нее и начиналась эпоха Возрождения. Определившая себя через сходство с античностью, через ее возрождение, она все остальное рассматривает как досадный промежуток, культурную паузу. Возрождению принадлежит идея средних веков. С ними тогда спешили распрощаться, чтобы открыть беспрепятственный путь к желаемым античным ценностям, соединившимися в образе свободной и разумной личности. Однако возвращались, не желая и не имея права освободиться от того, что уже более тысячи лет составляло основу европейской культуры, - от христианства.

В основе христианской культуры - книга; это роднит христианство с античностью и одновременно противопоставляет культуре варваров первоначально бесписьменной. В родстве и противостоянии этих элементов начинается формирование новой культурной ситуации. Полнее всего ее становление отразила история ранней форм словесного искусства - героического эпоса.

1 модуль «Героический эпос» /4 часа/:

Характеристика эпической формы: между мифом и историей. Основные памятники /1 час /

Большинство сказаний о подвигах легендарных героев мы называем поэмами, объединенными личностью героя или кругом событий. Это и есть героический эпос. Основные эпические памятники народов Западной Европы создавались на протяжении почти полутора тысячелетий - с первых веков нашей эры. Именно на такую глубину восходит память кельтского эпоса - ирландских саг и германских

- 6 -

героических песен, хотя известные нам сюжеты складывались на протяжении веков, а их тексты были записаны порой спустя тысячу лет.

Герой эпоса - каким мы его видим и каким он был. Сотворение мифа - сотворение мира /2 часа/

Что собой представляет герой эпоса? Кто он: божество, сошедшее на землю, человек божественного происхождения или лицо историческое? Из чего и кто творит мир? Человека? Как из хаоса родится космос? Кто такой культурный герой? Чем отличается позднее изложение мифа от словесных форм его раннего бытования?

Из мифа в историю. Из язычества в христианство. А был ли автор?/1 час/

Как миф и история сосуществуют в эпосе? Как складывается сюжет эпического повествования, что ему предшествует? Как исторический факт переосмысляется, чтобы стать эпическим событием? Как меняется понятие героизма в условиях христианской государственности? А был ли автор?

2 модуль «Эволюция повествовательной формы» /12 часов/

Рыцарский роман /3 часа/

Ответственность автора и право на вымысел. Легенда о Тристане и Изольде. Сюжет бретонского цикла. Творчество Кретьена де Труа.

Новелла - жанр раннего Возрождения /3 часа/

Три типа средневековой культуры: рыцарская, церковная и народная смеховая. Речевой облик новеллы. Жанр новеллы у Боккаччо. Его сборник «Декамерон».

Роман - эпос нового времени /6 часов/

Эпос и роман. Теория словесного искусства - поэтика. Основной объект для пародирования - высокий эпос. Франсуа Рабле. « Гаргантюа и Пантагрюэль»: создание книги и ее композиция, приемы пародии в отношении рыцарских и церковных идеалов. Мигель де Сервантес. «Дон Кихот»: анализ романа.

3 модуль «Поэтическое открытие любви»:

Поэзия трубадуров /3 часа/

Что было новым в чувстве куртуазной любви в сравнении с античностью? Каковы были источники, на основе которых складывался культ любовного чувства? Каким образом любовь становится поводом для

- 7 -

нового понимания человека, тем самым подготавливая почву для решительного переворота в европейской культуре? Культ куртуазной любви. Рождение новой поэзии.

Данте. Новый сладостный стиль. Книга-исповедь/3 часа/

Чем новый сладостный стиль отличается в трактовке любовной темы от предшествующих поэтических традиций и что берет у них? Какое смысловое значение приобретает метафора? Что подразумевается в утверждении: любовь стала новой верой? Подлинное и личное или философское и вымышленное определяют характер любви в «Новой жизни»?

«CANZONIERE» - «Книга песен» /3 часа/

Жизнь и поэзия. Великая аналогия. Петраркизм.

В каком отношении к предшествующей традиции любовной поэзии стоит книга Петрарки? В какой мере Петрарка предоставляет возможность последовательно биографического прочтения своей поэтической исповеди? Можно ли согласиться с тем, что метафора стала знаком нового мышления, а сонет стал формой нового мышления?

4 модуль «Шекспировский жанр» /9 часов/:

«Сон в летнюю ночь»: анализ комедии /2 часа/

Характер шекспировского смеха, конфликт в комедии. Магистральная тема комедии - Природа. Источники сюжета. Не все хорошо, что хорошо кончается.

«Гамлет»: анализ трагедии /4 часа/

Поучать, развлекая. Трагедия мести и медлящий герой. Гамлет и другие. Шуты и клоуны.

Сонеты /3 часа/

Сонеты Шекспира и традиция поэзии эпохи Возрождения. Сонеты Шекспира в русских переводах. Сонетный стиль в «Ромео и Джульетты.

По окончании курса учащиеся защищают реферат по выбранной теме.


- 8 -

Учебно-методическое обеспечение курса:

Учебники

Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы: Средние века; Возрождение. - 3-е изд. - М., 1978.

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1997.

Шайтанов И. О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 1997.

Хрестоматии

Зарубежная литература: Эпоха Возрождения /сост. Б. И. Пуришев. - 2-е изд. - М.,1976.

Зарубежная литература средних веков: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литература / сост. Б.И. Пуришев. - 2-е изд. - М.,1974.

Зарубежная литература средних веков: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литература /сост. Б.И. Пуришев. - 2-е изд. - М., 1975.

Антологии

Европейские поэты Возрождения. - М., 1974. - (Библиотека всемирной литературы).

Книга песен: Из европейской лирики Х111- ХV1 веков. - М., 1986.

Памятники средневековой латинской литературы IV- IX веков /отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспаров. - М., 1970.

Памятники средневековой латинской литературы Х -Х11 веков /отв.ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспаров. - М., 1972.

Методическое пособие:

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. Эпоха Возрождения: 10-11 кл.: Метод. Советы. - М.: просвещение, 1999.



© 2010-2022