Урок литературы в 6 классе. Мастерство портретной характеристики в рассказе И. С. Тургенева Бежин луг

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерство портретных характеристик

в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»


Задачи:

  • Познакомить учащихся с произведением известного цикла рассказов И.С.Тургенева;

  • Развивать представление о речевой и портретной характеристиках;

  • Развивать способность искать нужные цитаты, выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением;

  • Воспитывать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.

Ход урока.

I. Повторение изученного

На уроках литературы и при самостоятельном чтении вы познакомились с множеством произведений художественной литературы. В каждом из них - интересные герои, представить которых вам помогал портрет, нарисованный писателем. Давайте вспомним некоторые из них:

А) «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, нейверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно…» (Маруся. В.Г.Короленко, «Дети подземелья»).

Б) «Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». (Валек. В.Г.Короленко, «Дети подземелья»).

В) «Он был самым замечательным лицом из числа всей ее челяди - мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках» (Герасим. И.С.Тургенев, «Муму»).

? Из чего состоят эти портреты? Какие детали помогли вам определить, о каких литературных героях идет речь?

- Внешность, одежда, манера держаться.

Давайте вспомним определение портрета литературного героя:

«Портрет в литературном произведении - описание внешности персонажа (его лица, фигуры, одежды). Он играет большую роль в характеристике героя, служит одним из средств создания образа. Через портрет можно передать состояние героя, его характер.

II.

1) И.С. Тургенев - один из самых замечательных мастеров пейзажа и портрета. Вы познакомились с его рассказом «Бежин луг». В этом произведении писатель дает удивительные портреты мальчиков. Но это не просто портреты. Это портреты-характеристики, помогающие нам, читателям, полнее и ярче представить образы, понять отношение к ним автора. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

Но сначала давайте вспомним содержание пр-ия.

? От чьего лица ведется повествование в рассказе

- От лица автора.

? Что с ним произошло?

- Он заблудился вечером после охоты и вышел к Бежину лугу.

? Кого он там встретил?

- Там собрались ребята, выгнавшие табун лошадей в ночное.

? Сколько мальчиков?

- 5

? Чем они занимаются, сидя у костра?

- Рассказывают разные истории про нечистую силу, утопленников и солнечное затмение.

Автор, притворившись спящим, слушает и рассматривает мальчиков. Мы видим их глазами автора

2) Давайте найдем в тексте, как автор описывает мальчиков.

? Каким был Федя?

- Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица; кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

? Каким, по-вашему, был этот мальчик?

- Он старше всех, сын зажиточных крестьян (сапоги, гребешок, рубашка). Отличается тем, что держится с чувством собственного достоинства, не столько говорит, сколько слушает других мальчиков. Можно назвать его щеголем, франтом (небрежно накинутый армячок, цветная рубаха, гребешок)

? Найдите описание Павлуши

- У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замАшной рубахи да из заплатанных портов.

? Как автор относится к этому герою?

- Он произвел наиболее сильное впечатление на автора рассказа. Приземистый, неуклюжий, с бледным рябым лицом и широкими скулами, Павлуша оставил глубокий след в памяти автора своим «умным и прямым» взором и «силой, звучавшей в его голосе». Павлуша, как и другие мальчишки, заражен суевериями, но вместе с тем автор подметил в нем хозяйскую деловитость (он варит картошку), распорядительность. А еще больше пленил Павлуша автора своей изумительной смелостью: «Без хворостинки в руке, ночью, он, ни мало не колеблясь, поскакал один на волка».

? А каким был третий мальчик, Ильюша?

- Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему, и Павлуше на вид было не более 12-ти лет

? Что мы можем сказать об этом герое по описанию автора?

- Это мальчик, работающий на фабрике, т.е. достаточно самостоятельный, обеспечивающий семью. У него очень пытливый ум, но в то же время этот мальчик безоговорочно верит в сверхъестественные силы, боится их. Он осознает свое превосходство над другими мальчиками (уже работает). В отношении автора чувствуется какая-то жалость в отношении этого мальчика.

? Как выглядел Костя?

- Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

? Почему Костя показался рассказчику интересным?

- В Косте, которого автор назвал «трусишкой», больше всего бросается в глаза (и это подчеркнуто соответствующими чертами портрета: «задумчив», «печален» взор его «больших черных, жидким блеском блестевших глаз», «хотевших что-то высказать») его запуганность таинственными силами природы, от которых, по его мнению, нет никакого спасения, но в то же время очень чуткое, отзывчивое отношение к жертвам этих таинственных сил. В манере речи Кости легко определяется сто-то близкое к стилю УНТ, напоминающее песенно-былинный размер: «Пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился…»

? Найдите описание младшего мальчика, Вани.

- Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего 7 лет.

? Что можно сказать о Ване по его описанию?

- Семилетний мальчик Ваня мало активен в течение всей ночи. Его присутствия у костра автор сначала даже не заметил: так смирнехонько прикорнул он под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, он не сдержал своего восторга перед открывшейся в природе красотой и привлек внимание автора вырвавшимся возгласом: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, гляньте на божьи звездочки - что пчелки роятся!» Это чувство прекрасного сочеталось в Ване с другим прекрасным чувством - добрым отношением к своей сестре Анюте.

3. Мы рассмотрели портреты всех мальчиков - героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

? Давайте определим, какие же детали в портрета повторяются, являясь ключевыми, т.е. главными?

- Волосы и глаза

? Почему автор такое пристальное внимание уделяет глазам? Говорят, что глаза - это зеркало души. Они отражают состояние человека, его настроение, даже если он не хочет делиться этим с окружающими. Давайте еще раз обратим внимание на эту деталь в портретах мальчиков.

- Федя: светлые глаза и постоянная полувеселая, полурассеянная улыбка.

- Павлуша: глаза серые, глядел он очень умно и прямо.

- Ильюша: лицо подслеповатое, сдвинутые брови не расходились - он словно всё щурился от огня.

- Костя: возбуждал любопытство автора своим задумчивым и печальным взором.

? Таким образом, мы можем говорить о мастерстве портретной характеристики в рассказе. Ведь Тургенев, используя детали портрета (прическу, лицо, взгляд, одежду, позу), помогает нам понять характер героев. В образах крестьянских мальчиков автор показал их одаренность, напряженность мысли, пытливость, живое воображение, смелость в поступках.

III. А теперь давайте обратимся к портретам самого И.С.Тургенева. Они написаны разными художниками в разное время. Но в них, безусловно, есть что-то общее, что отражает не только внешность, но и внутренний мир И.С.Тургенева.

? Как вы опишете Тургенева, опираясь на эти портреты? Какие детали будут ключевыми, обязательными?

IV. Д/З. Составить краткие устные характеристики каждого мальчика, подтверждая их цитатами.

4

© 2010-2022