Урок русского языка в 4 классе Существительные, имеющие только одну форму числа (Поговорим о счастье и о горе)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в четвёртом классе

Сценарный план


Тема:

Существительные, имеющие только одну форму числа (Поговорим о счастье и о горе)

Цели урока:

1) Используя метод содержательного обобщения через организацию квази-исследовательской деятельности подвести учащихся к обнаружению особенностей грамматической категории числа, к открытию, что не все формы существительных имеют две формы числа.

2) Используя ситуацию постановки и решения учебной задачи и особенности учебного содержания , формировать первичные представления о сущностных характеристиках понятий "счастье", "горе"

Тип урока:

Конкретизация понятия "категория числа", этическая беседа

Ход урока

1. Орг. момент

Задача учебно-воспитательного момента (УВМ): Установить эмоциональные контакты и настроить ребят на дружную совместную работу

Учитель проводит ритмирование, а затем звучит песня из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (стихи Юнны Мориц).

У. Про что эта песня? Наш класс - дружная компания? Мы сегодня своей большой и дружной компанией будем раскрывать очередной секрет русского языка.

2. Актуализация знаний

Задача УВМ: Повторить изученное, подготовить ребят к решению новой учебной задачи, создать ситуацию успеха, подготовить проблемную ситуацию.

У. С каким понятием мы работали на прошлом уроке?

Д. Категория числа имени существительного.

У. А что такое категория числа? Из каких существенных характеристик состоит это понятие? Уточните, что такое категория числа имени существительного. (На доске возникает схематическая модель).

Категория числа имени существительного

Форма (рассказывает о значении числа)

Значение (указывает на кол-во предметов)


форма ед. и мн. числа

один или больше, чем один



У. Проверим, как мы умеем преобразовывать слова, изменяя форму числа. Я буду диктовать вам слово, имеющее одну форму числа. А вы, записав это слово в соответствующий столбик, изменить форму числа и записать его в другой столбик. Сколько будет столбиков? Почему? (Учитель диктует слова, выделенные курсивом)

сердце сердца

семья семьи

отец отцы

брат братья

друг друзья

чувство чувства

У. Какая морфема указывает на значение числа? (окончание). Выделите окончания. На что ещё могут указывать окончания у имен существительных? (на постоянный род и падеж)

Какие значения выражаются с помощью окончания? (грамматические) А какое еще значение есть в слове? (лексическое). Как оно выражается? (с помощью основы) А что такое имя существительное? Зафиксируйте всё это на модели.

У. Все согласны с моделью? (групповая работа по оценке модели - 1 минута)

3. Постановка учебной задачи

Задачи УВМ: Создать проблемную ситуацию, предшествующую постановке и решению учебной задачи. Провести беседу о счастье.

У. На доске высказывание. Найдите в нём слова, соответствующие нашей модели, и допишите их в столбики, изменяя форму числа.

Каждый человек мечтает о счастье. Но все ли понимают, в чем заключается счастье?

Дети пытаются выполнить задание, но сталкиваются с проблемой:

человек люди

счастье ?

Д. Как записать форму множественного числа слова "счастье"? И есть ли она вообще?

Возможны следующие варианты развёртывания учебной ситуации

Один вариант

Какие словоформы есть у слова счастье? Есть среди них такая, которая отличается значением числа? (нет). Значит, и нет грамматического значения числа.

Другой вариант

Давайте попробуем внимательнее присмотреться к этому слову. Может, увидим подсказку? Внимательно рассмотрев основу слова, дети определяют, что раньше в этом слове был корень часть, значит счастье - это быть частью чего-то.

У. Давайте попробуем без словаря объяснить лексическое значение слова "счастье". Что же такое счастье для вас? Когда человек испытывает счастье? Счастье это праздник? Даже если ты празднуешь один? Счастье это вкусная еда? Даже если ты кушаешь один? Когда человек считает себя счастливым? (Когда он не одинок, когда он вместе с семьёй, с друзьями, когда он является частью чего-то очень важного для себя.)

Дети делают общий вывод о лексическом значении этого слова

Счастье - это чувство, которое испытывает человек, когда он ощущает себя частью чего-то значительного.

У. Ну а теперь вернёмся к категории числа для этого слова. Видимо, счастье - это то, что невозможно измерить. Оно либо есть, либо его нет. Поэтому у этого слова нет ....?

Д. Нет грамматического значения, а есть только форма единственного числа.

У. Это открытие. Как вы думаете, оно относится только к слову счастье? Давайте попробуем подобрать слова, которые не имеют значения числа. (сумерки, молоко, шахматы, смех...) Чем отличаются слова, которые мы записали в столбиках, от слов, которые мы сейчас называли? (Первые изменяются по числу, т. е. имеют две формы числа, а последние по числу не изменяются) У каких из них есть грамматическое значение, а у каких нет? (дети отвечают)

У. Русский язык очень логичный, умный и гармоничный. Действительно, зачем же несколько грамматических форм словам, которые обозначают предмет, не поддающийся счёту? Что же касается формы числа, то совершенно ясно, что такое существительное просто обязано выбрать «одежду» либо единственного, либо множественного числа. Ведь у него есть словоформы, которые пользуются определенным набором окончаний.

Можно посмотреть вывод дедушки АГА. (читаем учебник на стр.151)

3. Моделирование открытого способа действия

У. Итак, мы открыли новый секрет русского языка? Какой это секрет?

Д. В русском языке есть слова, обозначающие предмет, который не поддается счёту. Такие имена существительные не имеют категории числа. Они лишь могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа.

У. Давайте зафиксируем своё открытие на модели. (Дети делают новую схематическую модель в тетради и на доске, а затем представляют её через словарную модель).

4. Проверка открытого способа действия через решение частных задач

Задача УВМ: В ходе проверки способа действия, провести этическую беседу.

У. Давайте поработаем с новой моделью. На доске написан текст. Найдите в нём слово, которое относится к нашему открытию. Запишите его в тетради в начальной форме и укажите форму числа.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Д. Это существительное "санки", оно не имеет категории числа.

У. А вам нравится это стихотворение? Какое чувство испытывает лирический герой? Можно сказать, что он счастлив? Почему?

Д. Он счастлив, потому что, он часть своей деревни, своего, отчего дома. У него есть санки и он часть общей радости - зимнего катания с горы.

У. Читаем, и действует дальше.

Вот свернули санки,

И я на бок хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

И друзья мальчишки, стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

Есть слово, которое относится к нашему открытию? (Нет) А что изменилось у героя? Как герой называет свое состояние? (Беда). Почему беда?

Д. Потому, что над ним смеются.

У. С вами такое бывало, когда над вами смеялись? (Да) Какое чувство испытывали вы? (Обиду). А бывало, когда смеялись над кем-то вы сами? Думали ли вы тогда , что ваш смех может вызвать обиду? Делайте выводы.

У. Продолжаем работу. Ищем слова, не имеющие категории числа.

Все лицо и руки залепил мне снег

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех.

Какое чувство здесь испытывает герой? (Горе) Почему уже не беда, а горе?

Д. Да потому что все вокруг смеются. Наш герой перестал себя чувствовать частью всего того, что его радовало минуту назад. Дети своим смехом как бы вытолкнули его из своего сообщества. А это уже горе.

У. Сравните слова "счастье" и "горе". Что можно о них сказать?

Д. Это слова -антонимы, у них нет категории числа.

У. Горе так же как счастье неизмеримо. А если рассмотреть ситуацию, на самом деле это горе?

Д. Нет. Это не горе, это обида. А настоящее горе человек испытывает в других ситуациях, когда война, или кто-нибудь умирает...

У. Вы правы, ребята. Когда человек становится взрослым, он понимает, что такое горе, а что нет. Вот и наш герой пришёл к такому же выводу:

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

А сейчас - самостоятельная работа с учебником - упражнение 90.



5.Итоговая рефлексия

У. Итак, урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Интересно было?

Что нового сегодня мы открыли? Как мы оценим нашу работу? Дружно работали?

Русский язык - это интересная страна, и новые открытия у нас ещё впереди.

А сейчас вернемся в начало урока. Я хочу дать вам задание, связанное с этой замечательной песней. Найдите, пожалуйста, в тексте песни имена существительные, которые не имеют грамматического значения числа и запишите их в тетрадь.

Домашнее задание - Упражнение 91.


© 2010-2022