Комплексная работа по русскому языку и литературе в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексная работа

по русскому языку и литературе

6 класс

Прочитайте фрагмент из повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и выполните задания к нему.



  1. Слепая елань, куда повела Митрашу стрелка компаса, было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота. 2) И уж, конечно, всем, кто идёт в Блудово болото, надо хорошо знать, что это такое - Слепая елань.

  2. Мы это так понимаем, что всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца.4)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. 5) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам.6) Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передавать всё своё добро детям.7)Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.

8)Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины. 9)Там, где сидели дети, у Лежачего камня, растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет. 10)Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к Слепой елани, слой становился всё моложе и тоньше.

11)Мало - помалу, по мере того, как Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы, кочки под его ногами становились не просто мягкими, как раньше, а полужидкими.12) Ступит ногой как будто на твёрдое, а нога уходит, и становится страшно: не совсем ли в пропасть уходит нога? 13)Попадаются какие - то вертлявые кочки, приходится выбирать место, куда ногу поставить.14)А потом и так пошло, что ступишь, а у тебя под ногой от этого вдруг, как в животе, заурчит и побежит куда - то под болотом.

15)Земля под ногой стала, как гамак, подвешенный над тинистой бездной.16)На этой подвижной земле, на тонком слое сплетённых между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки.



  1. Озаглавьте текст.

  2. Сформулируйте тему текста.

  3. Составьте простой план текста.

  4. Выпишите из текста по два примера на каждое орфографическое правило, обозначьте орфограммы:

1)безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением;

2)чередующиеся гласные в корне слова;

3)парные согласные в корне слова.

5. Выпишите из текста слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его фонетическую транскрипцию.

6. Найдите предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного. Укажите номер этого предложения.

7. Закончите предложение.

По числам, родам и падежам изменяется…

А) наречие;

Б) глагол;

В) причастие;

Г) существительное.

Приведите два примера из текста этой части речи.

8. Выпишите из предложения №10 прилагательное, употреблённое в форме простой превосходной степени. Обозначьте суффикс этого прилагательного.

9. Из 15 - 16 предложений выпишите слово, соответствующее схеме:

10. В предложениях 15 - 16 найдите сравнение. Выпишите его. Какую роль это средство выразительности играет в данном тексте?

© 2010-2022