- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации по разработке авторской программы
Методические рекомендации по разработке авторской программы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хусаинова С.К. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации по разработке авторской программы.
Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если Вы любите детей и свою работу. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, даже если у Вас есть талант. Что для этого нужно? Прежде всего, необходимо знать предмет, который Вы преподаете. Но чтобы успешно преподавать, необходимо владеть определенными приемами: методами объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся, методами педагогического воздействия, знать психологию.
Одно из приоритетных направлений социального развития - достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.
Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения.
Закон РК «Об образовании» определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик колледжа и является основой различных образовательных маршрутов для студентов в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:
-
базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
-
образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
-
образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т. д.). Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.
Существует несколько определений учебной программы. Приведу некоторые из них:
-
Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.
-
Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.
-
Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.
Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РК, содержащие обобщенный перечень
знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические
рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые
формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы,
преподаватели могут разработать авторские и модифицированные программы.
Модифицированные программы - это программы, разработанные на основе
примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения и другие.
Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они
основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному
предмету.
Включение авторской программы в образовательный процесс предполагает
проведение следующих процедур:
Общие положения
-
Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.
-
Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.
-
Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.
Функции учебной программы и требования к ней, способы построения учебной программы
Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
-
нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
-
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
-
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
-
процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
-
оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Функции учебной программы определяют следующие требования к ней:
-
Учет основных положений образовательной программы колледжа (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана колледжа).
-
Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
-
Наличие признаков нормативного документа.
-
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
-
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.
-
Конкретность представления элементов содержания образования. Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.
Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения. При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объема времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ, в частности в процессе освоения иностранного языка.
Структура учебной программы Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:
-
Титульный лист.
-
Пояснительную записку.
-
Цели и задачи учебной дисциплины.
-
Требования к уровню усвоения дисциплины.
-
Учебно-тематический план.
-
Содержание тем учебного курса.
-
Практические занятия.
-
Контроль уровня обученности.
9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.
10. Учебно-методическое обеспечение предмета.
Разработка учебных программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие.
Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако, на мой взгляд, подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».