Методические рекомендации по разработке авторской программы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по разработке авторской программы.

Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если Вы любите детей и свою работу. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, даже если у Вас есть талант. Что для этого нужно? Прежде всего, необходимо знать предмет, который Вы преподаете. Но чтобы успешно преподавать, необходимо владеть определенными приемами: методами объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся, методами педагогического воздействия, знать психологию.

Одно из приоритетных направлений социального развития - достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения.

Закон РК «Об образовании» определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик колледжа и является основой различных образовательных маршрутов для студентов в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:

  • базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;

  • образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;

  • образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т. д.). Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Существует несколько определений учебной программы. Приведу некоторые из них:

  1. Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.

  2. Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.

  3. Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РК, содержащие обобщенный перечень

знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические

рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые

формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы,

преподаватели могут разработать авторские и модифицированные программы.

Модифицированные программы - это программы, разработанные на основе

примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной

дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование

организационных форм обучения и другие.

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они

основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному

предмету.

Включение авторской программы в образовательный процесс предполагает

проведение следующих процедур:

Общие положения

  1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.

  2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.

  3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Функции учебной программы и требования к ней, способы построения учебной программы

Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции учебной программы определяют следующие требования к ней:

  1. Учет основных положений образовательной программы колледжа (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана колледжа).

  2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

  3. Наличие признаков нормативного документа.

  4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

  5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.

  6. Конкретность представления элементов содержания образования. Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения. При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объема времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ, в частности в процессе освоения иностранного языка.

Структура учебной программы Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Цели и задачи учебной дисциплины.

  4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

  5. Учебно-тематический план.

  6. Содержание тем учебного курса.

  7. Практические занятия.

  8. Контроль уровня обученности.

9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

10. Учебно-методическое обеспечение предмета.

Разработка учебных программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие.

Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако, на мой взгляд, подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».

© 2010-2022