Конспек урока. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока:

Стихотворение С. А. Есенина « Не бродить, не мять в кустах багряных…»

11 класс.

Тип урока: урок-анализ.

Цель урока:

Образовательная: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; продолжить обучение анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении Есенина;

Развивающая: развитие творческого мышления, памяти, навыков устной связной речи; развитие умений и навыков анализа лирического произведения;

Воспитательная: прививать любовь к художественной литературе, самостоятельность, способность к сотрудничеству.

Задача: формирование творческих качеств.

(Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

2. Найти в тексте изобразительно-выразительные средства)


Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Наглядность и оборудование:

портрет поэта, тексты стихотворения, музыка, написанная на стихи С. Есенина.








ХОД УРОКА

Есенинская любовь к родной земле, как

дыхание. Она - свет, который изнутри

освещает почти каждое его стихотворе-

ние в отдельности и всю его поэзию в

целом. Это не просто чувство - это

философия жизни, краеугольный

камень его миропонимания. Это его

опора, источник, где он черпал силу.

Кошечкин.

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овес.

а) Распределите слова на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном;

2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

б) Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»?

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (Выразительно читает стихотворение ученица 11 класса Тремасова А.)

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но осталось в складках мягкой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.


  1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

а) Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда», «овес»? Почему?

(Поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность.)

б) Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)

в) Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

(«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)

г) О чем это произведение?

(О природе. О Родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)

д) Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?

(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы. Приведите примеры. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ)

Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы.

(Первое и последнее четверостишия)

Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.

е) Найдите слова, обозначающие цвет.

(БАГРЯНЫЙ, АЛЫЙ, РОЗОВЫЙ - одна цветовая гамма.)

-Как меняются оттенки?

( Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала - багряные (темно-красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:

На закат ты розовый похожа…

А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намек: «тихий час», а в «тихий час» заря - розовая.)

Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней».

(НЕЖНАЯ, ЛУЧИСТАЯ, СВЕТЛАЯ; ее имя - ТОНКОЕ, волосы - ОВСЯНЫЕ, руки - НЕВИННЫЕ.)

На всем, что связано с ней - нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в то же время это свет ее души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли…

Цвет ее волос - «овсяный». «Вечер СИНИЙ шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный.

ВЫВОД. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль ЗРИТЕЛЬНЫХ ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.

ж) Не менее существенное значение в стихотворении имеют ЗВУКОВЫЕ ОБРАЗЫ. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

( с-с), (н-н) - аллитерация (повторение согласных).

Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова ОВСЯНЫЙ - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с легким посвистом (с), хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа.

(с) постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в (з): зерна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение (з) слова звук:

Имя тонкое растаяло, как звук…

-Как же упомянутый звук начинает действовать?

СЛЫШУ, ГОВОР, ПОЮЩИХ.

То есть, слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление слова-образа «ты песня».

ВЫВОД. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения - образа юной красавицы.

з) -Каким настроением овеяно стихотворение («Отоснилась ты мне навсегда»)?

(Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной природой, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)

и) -В каких строках выражается лирический мотив прощания? Заканчивается ли стихотворение прощанием?

(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия. Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.

* Вывод (делают учащиеся).

Это стихотворение - яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

5. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося).


© 2010-2022