Открытый урок по литературному чтению Л. Пантелеев «Фенька». (3 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 3 класс «Б»

Тема урока: Л. Пантелеев «Фенька».

Цель урока: создание условий для усвоения содержания рассказа Л. Пантелеева «Фенька», определения основной мысли.

Задачи:

- Организовать различные виды чтения, проверить усвоение содержания рассказа, провести рефлексивное осмысление поступков героев сказки.

- Развивать функциональную грамотность, внимание, логическое мышление, творческие способности;

- Прививать интерес к предмету; прививать нравственные качества: доброту, чуткость, внимание, любовь к ближнему.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: русский язык, математика, изо.

Ресурсы: презентация к уроку, карточки с заданиями, иллюстрации, сердечки.

Ход урока.

I

1





2





II

1







2





3



4













III

1)









2)

IV

1)















V



VI

1)







2)



3)













Вывод

VI



VII

VIII

IX











Оргмомент.

Эмоциональный настрой

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

- Спасибо, садитесь.

Речевая разминка

- Прочитать стихотворение С. Погорелова разными способами: шёпотом, тихо, громко, быстро

В камере хранения

Примите, прошу на хранение

Дурное моё настроение,

Уроки учить нехотенье,

Хотенье болтать ерунду.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Почему мы начинаем урок с этого стихотворения?

Мотивация.

- Давайте определим тему и задачи нашего урока.

Расшифруйте слово. Числа соответствуют порядку букв в алфавите.

22,6,15,30,12,1

- Кто же написал это произведение?

- На прошлом уроке вы познакомились с содержанием произведения.

- Какие же задачи вы бы поставили перед собой на сегодняшнем уроке?

- Мы продолжим работу с рассказом. Наша главная задача - определить основную мысль рассказа. Для этого мы проанализируем текст. На уроке мы будем учиться рассуждать, делать выводы. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.

- Я предлагаю выдвинуть гипотезу.

-Объясните своими словами, что такое гипотеза?

- А где можно найти толкование слов?

- Обратимся к Толковову словарю С. И. Ожегова: гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких -либо явлений.

Гипотеза нашего урока:

Действительно ли Л. Пантелеев в своём произведении даёт повод к размышлению о воспитании нравственных качеств у человека.

- А как вы понимаете значение слова нравственность?

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Ребята, каждый из вас хочет получить хорошую оценку .Она будет зависеть от того, как точно вы будете выполнять требования к знаниям и умениям

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям



Требования к пересказу:

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Проверка д.з.

- Расскажите об авторе

(Настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Годы жизни 1908-1987. Родился в г. Петербурге, в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и попал в школу им . Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева «Республика Шкид». Писатель стремился, чтобы детская книга была книгой «глубокого содержания, где были бы и юмор, и героика, и лирика , и настоящие человеческие страсти, и большая мысль.» Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Некоторые его повести и рассказы экранизированы: «Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет». Умер Пантелеев в Москве. В 1987 году.)

- Прочесть диалоги. Откройте учебники (стр.110-111,112-113, 113)

Работа с текстом

Анализ произведения.

1. К какому литературному жанру относится это произведение? Докажите, что в произведении есть элементы фантастики.

2. Вид написания. (проза)Какие литературные приёмы использовал автор? (сравнение). Докажите.

3. Назовите действующих лиц. К положительным или отрицательным героям вы отнесли бы их? Обоснуйте своё мнение. За какую привычку вы пожурили бы автора?

4. Кто главный герой? Докажите.

5. Как появилась Фенька у автора?

6. Сравните портрет Феньки и Кузьки. Что у них общего и в чём различие? Подтвердите свой ответ чтением отрывков. Сравни психологический портрет Кузьки и Феньки.

7. Чем питается Фенька? Знает ли она правила поведения? Как вы можете это доказать? Как характеризует Феньку тот факт, что она сначала вытирается, а потом умывается?

8. Как объяснила Фенька выпитые чернила? Почему пыльный чемодан Фенька не может есть, а вымытый ржавый гвоздь съедает?

9.Почему автор и Фенька не понимают друг друга? Как ты думаешь, почему каждое действие нужно объяснять Феньке?

10. Как ты считаешь, почему сразу изменилось поведение Феньки, когда автор рассказа, решил её выгнать?

11.Оцените поведение Феньки, что вы оправдываете, а что порицаете?

12. Хотели бы вы иметь своим другом Феньку?

Физминутка

Работа с текстом (продолжение)

2) Дочитай…

3) Дорасскажи…

4) Прочитай о…

5) Расскажи о…

Практическая работа.

Цифровой диктант. Если утверждение верное «1», нет-«О»

1. дождь стучал в окно к автору -

2. гостья зашла через окно +

3. девочку напугали собаки+

4. любимое кушанье Феньки мороженое -

5. автор укрыл Феньку платочком -

6. автор приготовил себе молочный суп -

7. когда автор вернулся с работы, Фенька готовила обед -

8. Фенька стала жить в чемодане +

- Проверьте свои ответы по ключу.

Поднимите руки,у кого все ответы совпали.

Работа с иллюстрациями.

- Опишите свой рисунок. Что вы хотели показать?

- Найдите в тексте отрывок или цитату, которая подходит

к вашему рисунку.

Работа в парах.

- Выбрать пословицы, которые подходят по смыслу к содержанию текста. Подтвердить словами из текста или доказать.

1 ряд

  1. Смелый побеждает. А трус погибает.

  2. Лентяй поленился, а упорный добился.

  3. Каков есть, такова и честь.

  4. Всякому своя честь дорога.

  5. С ним натощак не договоришься.

  6. Ему палец в рот не клади

2 ряд

  1. Самая трудная борьба самого себя побороть.

  2. Бесчестье хуже смерти.

  3. Выгода на миг, доброе имя навек.

  4. Книга книгой, а своим умом двигай.

  5. Без терпенья, нет ученья.

  6. Каков есть, такова и честь.

3 ряд

  1. Жадность последнего ума лишает.

  2. На трусливого и уж змея.

  3. И медведя плясать учат.

  4. Ворчаньем наскучишь, терпеньем научишь.

  5. Каков есть, такова и честь.

  6. Всякому своя честь дорога.

- О чём произведение Пантелеева?

- Подтвердилась ли гипотеза?

Рефлексия.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить себя, если вы узнали для себя что - то новое и хорошо поработали на уроке, то покажите красное сердечко, а если вы мало поработали или было много непонятно - жёлтое.

Оценки за урок.

Д.з. по выбору

Пересказ от имени Феньки.

Придумать продолжение рассказа.

Подведение итогов.

  • Понравился ли вам рассказ и почему?

  • Хотели бы вы, чтобы Феньку назвать своим другом?

  • Пригодятся ли полученные знания вам в жизни?

Слайд №1 (Титульный)





Слайд №2(Стихотворение)





Слайд№3 (Числа)

Слайд №4 (Портрет писателя)





Слайд №5 (гипотеза)

Слайд №6 (гип. нашего урока)



Слайд№7 (нравственность)



Слайд №8 (критерии оценивания)













Слайд №9 (портрет Л. Пантелеева.)













Слайд №11 (иллюст Кузьки и Феньки)

Слайд№11

Включить музыкальную физминутку на моноблоке

















Слайд№12 показать после того , как выполнят диктант

1 -

2 +

3 +

4 -

5 -

6 -

7 -

8 +





Слайд №13

(Задания парам)



Слайд№14 (показать после выполнения задания)

Ключ

Ряд №1

3,5,6

Ряд№2

1,5,6

Ряд№3

3,4,5

Слайд №15 (гип. нашего урока)



Слайд №16

Д.з.

Слайд№17 (итог урока)

Слайд №18 (спасибо за внимание)

Слайд №19 (интернет ресурсы)










1 ряд

1. Смелый побеждает. А трус погибает.

2. Лентяй поленился, а упорный добился.

3. Каков есть, такова и честь.

4. Всякому своя честь дорога.

5. С ним натощак не договоришься.

6. Ему палец в рот не клади

2.ряд

  1. Самая трудная борьба самого себя побороть.

  2. Бесчестье хуже смерти.

  3. Выгода на миг, доброе имя навек.

  4. Книга книгой, а своим умом двигай.

  5. Без терпенья, нет ученья.

  6. Каков есть, такова и честь.

3 ряд

  1. Жадность последнего ума лишает.

  2. На трусливого и уж змея.

  3. И медведя плясать учат.

  4. Ворчаньем наскучишь, терпеньем научишь.

  5. Каков есть, такова и честь.

  6. Всякому своя честь дорога.



© 2010-2022