Урок-конференция по творчеству Есенина (итоговое занятие)

Итоговое занятие по творчеству Сергея Есенина   УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ «Тебе в залог я сердце оставляю…» Цель: раскрыть наиболее сильные стороны поэзии Есенина, показать то, что делает его поэтом большого масштаба, обогатившим русскую и мировую литературу; совершенствовать творческие способности учащихся в анализе стихов, в подборе необходимого материала по теме; развивать чувство свободного общения, умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать чувство гражданского долга, любви к Родине, родно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговое занятие

по творчеству Сергея Есенина


УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

«Тебе в залог я сердце оставляю…»

Цель: раскрыть наиболее сильные стороны поэзии Есенина, показать то, что делает его поэтом большого масштаба, обогатившим русскую и мировую литературу;

совершенствовать творческие способности учащихся в анализе стихов, в подборе необходимого материала по теме; развивать чувство свободного общения, умение отстаивать свою точку зрения;

воспитывать чувство гражданского долга, любви к Родине, родной природе.

Тип урока: оценка знаний учащихся в интерактивной форме.

Наглядность: портрет С. А. Есенина, иллюстрации

Эпиграф:

Моя лирика жива одной большой

любовью к Родине. Чувство Родины -

основное в моем творчестве.

С. Есенин.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы и цели урока.

  2. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя:

Есть писатели, которые живут в энциклопедиях и разнообразных справочниках, а есть такие, которые живут в сердцах людей. К последним относится и Есенин, ибо его поэзия - это не только красота русской природы и летопись деревенской жизни, но это ещё и сложный мир души каждого человека, где переплелись печаль и радость, любовь и жгучее одиночество, страдания и надежды. Я думаю, что сегодня должен состояться конструктивный диалог между классом и творческой группой, целью которого будет доказать, что Есенин - личность яркая, неординарная и талантливая. Пусть этот урок-зачет принесет вам хорошие результаты. Я желаю вам удачи, активности, азарта. Итак, слово творческой группе.

Члены творческой группы эмоционально, артистично представляют свои сообщения.

I. Есенин у всех в памяти запечатлён, почти заштампован своими синими глазами, кудрявой золотой головой, рассеянной улыбкой; и ещё в представлении многих - озорным, пьяным, с бранью на устах; и ещё - бросающим в переполненный зал чудесные слова своих стихов. Но его редко видели злым, грустным, ёжащимся от холода, целый осенний, плачущий дождём день лежащим в постели, куря одной за другой папиросы; его мало видели весёлым, с неподражаемо-тонким юмором изображающим мужиков или когда в кругу близких возьмёт он кого-нибудь в «переплёт» на весь вечер и всех превзойдёт в изобретательности, доводах и способах довести свою «жертву» до белого каления, или поющим под гармонь, с припевом, притоптыванием и посвистом песни, или ведущим бесконечно-длинные разговоры с сёстрами и матерью в приезды последней.

II. Как жил Есенин? Внешне - жил странно, не по-обычному. Шумно, неспокойно. Вокруг него постоянно галдела ватага людей, среди которой он был самым шумным, самым галдящим. Те квартиры, где живал Есенин, знали всё, кроме покоя. И не то, чтобы он шумом своим заполнял всю квартиру, - он квартиру и её обитателей приводил в движение, заставлял вести общую с ним жизнь. Там, где он бывал, всё жило им.

III. И так страшно и неожиданно стало произошедшее в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер»27 декабря 1925 г.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей,

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

IV. Страстные споры разгорелись вокруг смерти поэта. На могиле Есенина спорили так, как не спорили при его жизни. Так называемые «друзья» стремились представить его этаким непонятым талантливым гением, кабацким поэтом, хулиганом, пессимистом. В бой за Есенина вступили лучшие писатели, поэты, выдающиеся деятели культуры.

Чтец читает стихотворение «Сергею Есенину» В. Маяковского.

V. Горький вспоминал: «Впервые я увидел Есенина в 1914 г. Он показался мне мальчиком лет 15-17. Кудрявенький, светленький, в голубой рубашке... Он очень напоминал слащавенькие открытки, изображавшие боярских детей, всех с одним и тем же лицом. Через 6-7 лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А. Толстого. От кудрявого игрушечного мальчика остались лишь очень яркие глаза. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво: то вызывающе и пренебрежительно, то неуверенно, смущенно, недоверчиво. Есенина попросили читать. Он читал потрясающе. Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью... Взволновал он меня до спазма в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он - я думаю - и не нуждался в них. Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку щенят».

Чтец выразительно читает стихотворение

«После этих стихов невольно подумалось, что Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», «любви ко всему живому». А несколько позже Горький, потрясенный гибелью поэта, писал одному из своих корреспондентов: «Если бы вы знали, друг мой, какие чудесные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма «Черный человек»... Мы потеряли великого русского поэта».

VI. Многие поэты, чья лира звучала уже после Есенина, пережили радость встречи с его стихами, у каждого из них в душе «свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте. Стихи Есенина звучат на украинском и белорусском, латышском и грузинском, эстонском и армянском и многих-многих других языках. «Очень русский поэт С. Есенин сделался дорогим и для нас, узбеков», - писал Гафур Гулям. Не будет преувеличением сказать, что поэзия С. Есенина оказало определённое влияние и на некоторых украинских поэтов. Среди них прежде всего можно назвать Владимира Сосюру. С восхищением писал о Есенине Павло Тычина: «Сергей Есенин! Кого мне поставить в один ряд с ним - таким высокоодаренным, самобытным певцом России?» А современник Есенина поэт Н. Тихонов справедливо утверждал: «Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Замечательные слова в адрес великого поэта сказал Юрий Прокушев: «Так рассказать в поэзии о Человеке, его земных радостях и тревогах, с такой душевной теплотой писать о своих соотечественниках мог только мужественный, мудрый, честный, открытый художник, который по праву олицетворяет в себе лучшее и прекрасное в его народе. Именно таким видится нам великий русский поэт С. Есенин».

VII. Есенин не любил, когда его называли поэтом из низов. Он всегда говорил: «Я просто поэт!» Деревенского юношу с копной золотых волос и васильковыми глазами воспринимали как простачка. А. Блок горячо поддерживал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передовых литературных журналах. В литературных кругах постоянно обсуждалась и личная жизнь поэта, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи, драчуна. Сегодня мы знаем, что семейные узы не приносили счастья поэту. Он трижды был женат. Имел детей с Анной Изрядновой, Зинаидой Райх, Надеждой Вольпин. Трагедия, происшедшая 27 декабря, шокировала всех, кто знал поэта. Его жена Зинаида Райх отвергала мысль о самоубийстве, священник Константиновской церкви тоже не мог в это поверить и отслужил в церкви службу. Мать поэта чувствовала сердцем, что не мог он так уйти из жизни. При всем хаосе и неразберихе Есенина хоронили так, как не хоронили ни одного русского поэта. Талант его ни с чем не сравним, стихи его удивительно просты, поэтому стихи Есенина любят люди разных возрастов и профессий.

VIII. Бой за Есенина продолжаем и мы сегодня, в начале третьего тысячелетия. Глубоко человечные, свободолюбивые, в высшей степени патриотические слова поэта доходят до нас, пробуждая в нас лучшее.

Учащиеся читают стихи.

Чтец: ... Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Чтец: О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску...

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить, -

Я научиться не могу.

Чтец: Тебе одной плету венок.

Цветами сыплю стежку серую,

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую...

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний

А в сердце светит Русь.

Чтец: Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою ".

Чтец: Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь ".

IX. Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в .лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом. Его стихи - это целый каскад художественных открытий. Природа в стихах поэта звенит голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей, играет цветами бесчисленных радуг. Это не просто увиденное и услышанное. (Читает стихотворение«Отговорила роща золотая...»).

X. В поэзии Есенина покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония мысли и образа. В его поэзии есть что-то сокровенно-родное и близкое. Покоряет то, что, пожалуй, ни у одного поэта так природа не связана с человеком, его земными радостями и тревогами. (Читает стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...»)

I. Он искал пристанище, искал уюта, тепла. Но ничего этого у него не было. Зачастую он был беспомощен, как двухлетний ребёнок; не мог создать нужной для себя обстановки, устроить просто, по-человечески свою жизнь. И, вместе с тем, он умел заботиться о других. Помогал семье, взял из деревни сестёр, учил их, бесконечно радовался их школьным успехам. Интересно отношение Есенина к молодым, начинающим поэтам. Их много приходило к нему, и в судьбе многих из них он принял немалое участие. Это было участие не только советом; он оказывал многим жизненную поддержку. При своей неустроенной, бесшабашной жизни, он находил всё же время заняться этими младшими друзьями, учениками. Бездомные, без денег, они находили у него приют, ночлег; а ко многим он на столько привязывался, что втягивал их в свою жизнь.

II. Есенина любили все, близко знавшие его. Есенина нельзя было, невозможно было не любить. Он всех привлекал своим огромным редким талантом. Как он писал? Обычно, когда он усаживался писать, он просил поставить на стол горячий самовар, который кипел всё время. Чаю он выпивал тогда много. Вино же исчезало из комнаты. Даже нарзану он не позволял ставить на стол. Даже пустые бутылки выбрасывал. И как горько слушать сегодня «предположения», что Есенин писал стихи пьяным. Ни разу в жизни он ни одной строчки не написал в нетрезвом состоянии! Выносить приговор всегда проще. Я считаю, что талант, которым обладал Есенин, вызывал странную зависть у современников. То, что мог он, не мог никто другой. И это давало основание сделать поэта без вины виноватым. Ведь никто другой не умел очеловечить природу так, как это делал он. Животные, птицы у него думают, воображают, видят сны, страдают, плачут, как человек. Умом и чувством стремится он проникнуть в глубокие тайны и очень просто и образно донести их до потомков. Не всякий человек знает о красивой птице иволге. Эта золотая, с черными подкрылками птица прилетает в березовые рощи очень поздно, когда лето начинает входить в зиму, и уже вскоре умолкает до следующего года ее трехколенная серебряная флейта. Когда она поет на вечерней или утренней заре, весь пернатый мир затихает, прислушиваясь к ее удивительно чистому голосу. Она осторожна и пуглива. Ее трудно увидеть, трудно найти ее гнездо. Когда идешь тишайшим вечером по лесу и вдруг услышишь ее голос, невольно вздрагиваешь и останавливаешься - так он пронзителен, волнующ и чист, так он завораживает и подчиняет себе человеческую душу, верящую в сказку и творящую ее. И вот, когда впервые соприкасаешься со стихами Есенина, с тобой происходит нечто подобное встрече с иволгой в вечернем лесу. Есенин - это иволга. Он заставляет человека, общающегося с ним, быть естественнее и обретать чудо поэзии в неброском, но очень глубоком мире долинной России, в ее сказочном языке. Надо только услышать иволгу, не спугнуть ее, когда она поет. Лесники знают об этом и, проезжая по заросшей ольшаником тропе, придерживают коня, когда начинает петь иволга.

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звоном плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронись в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

III. Сила Есенина в том, что интимнейший мир своего внутреннего «я» он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и поэтому безраздельно покоряющих читательское сердце. Вспомним его «Письмо к матери»: ласковое и умиротворяющее, полное горького сознания вины перед самым дорогим человеком и надежды на щедрость материнского сердца. (Чтение стихотворения «Письмо к матери»).

IV. Лирика Есенина автобиографична в самом широком значении этого слова. Но черты автобиографичности есть в творчестве любого писателя или поэта, сильнее всего они в поэзии лирической, и лишь у немногих поэтов так обнажены связи между содержанием лирики, ее поэтическим строем и теми борениями души, через которые прошел поэт. Правдивость - одна из самых характерных черт его творчества. Будущий биограф установит эту исключительную, непосредственную связь между событиями в стихах и событиями в жизни поэта. У него не было «выдуманных» стихов, как это иногда казалось. Каждая строчка его говорит о чём то конкретном, имевшем место в его жизни. Всё - вплоть до имён, которые он называет, вплоть до предметов. У него действительно были и цилиндр, и чёрная чадра, и кольцо, что вытащил попугай, и много других вещей, упоминаемых им в стихах. «В стихах моих, - предупреждал Есенин, читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала путь многим поэтам. Этот образный строй живет во мне так же, как мои страсти и чувства». И действительно, эти чувства и восприятия затрагивают нас. Наше поколение считает лирику Есенина не только поэтическим памятником времени, но и живой силой, воздействующей на сознание и чувства людей.

V. Не может оставить читателя равнодушным и любовная лирика Есенина. Стихи о любви безгранично искренни, предельно чисты, обладают большой притягательной силой. Поэт гневно осуждает неправду в человеческих отношениях, он осуждает расчетливое женское лукавство, любовь без тепла, без верности, без чести, он не приемлет женщин «легкодушных, лживых, пустых и с тоской пишет о сердцах, охладевших, не способных дарить людям любовь». Но в его стихах мы находим и мечту о чистой возвышающей человека любви. Об этом говорится в стихотворении «Листья падают» (чтение стихотворения).

VI. Радостное волнение играло на его лице, губы как то странно сжимались, когда он получал из издательства маленькие сборники своих стихов. Он разглядывал их, перелистывал, показывал и говорил:

- Это - что! А вот скоро увижу первый том полного собрания. Вот это - здорово как будет!

Издание полного собрания занимало его.

- Вот в России почти все поэты умирали, не увидав полного издания своих сочинений. А я вот увижу своё собрание. Ведь увижу!

Вся фигура и лицо его, озарённые, выражали какое то притаённо-радостное ожидание.

Собрание своих сочинений он всё же не увидел.

VII. Сегодня поражает не только количество созданного и задуманного Есениным, но также широта и многообразие его связей с эпохой. В частности, эпистолярное наследие поэта показывает, с какими замечательными людьми сводила его судьба, сколь насыщенными событиями, впечатлениями, общественной и издательской деятельностью была его ослепительно короткая жизнь. В России есть пока только два Академических изданий русских поэтов: Пушкина и Есенина, и в этом, бесспорно, есть глубокий смысл, как и в том, что прекрасный памятник великому рязанцу стоит рядом со знаменитым памятником Пушкину - на Тверском бульваре. По существу, оба поэта давно стали «культовыми фигурами, объектами стихийного поклонения, своеобразной «народной канонизацией»».

Чтение стихотворения «Пушкину»

Учитель: У великих людей не две даты бытия в истории - рождение и смерть, а только одна - рождение. Есенин умер, но для того, чтоб вновь родиться. Жизнь великого поэта можно назвать шествием к звездам. Этими словами в старые времена обозначался большой человеческий подвиг. Такие не умирают, ибо звезда не угасает. А. Толстой говорил "Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души".

Трепетное сердце и обнаженную душу протягивает нам поэт в стихах - возьмите, я -такой. Какой?

Что главное в жизни? Каким должен быть человек? Что такое любовь и честь? Слава и бесчестье?

Есенин - это вечное, - утверждает Н.Тихонов.

Согласен ли ты с ним?

III. Закрепление и обобщение.

1. Удалось ли творческой группе достичь цели урока?

Учащиеся дают оценку работе группы.

Работа в группах. Анализ одного из прочитанных на уроке стихотворений по данному плану.

  • В какой биографический период жизни писателя было создано произведение?

  • Что явилось поводом или способствовало его написанию?

  • Какой теме посвящается стихотворение?

  • Каким чувством, настроением оно проникнуто?

  • Какие образы в вашем воображении порождают строки этого произведения?

  • Как и чем это достигается (художественные средства языка)?

  • Каким вам представляется лирический герой?

  • Какова основная мысль этого произведения?

  • Каково ваше отношение к стихотворению?

  • Если требуется, определить, каким стихотворным размером оно написано.

2. Что нового вы узнали на этом уроке? (Между классом и творческой группой идет непринужденная полемика, ребята дискутируют, делают выводы, оценивают ответы друг друга. В заключение руководитель творческой группы подводит итог работы конференции).

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Снова легкой походкой Есенин

По России проходит своей.

Нет ни горькой, ни сладкой отравы,

Все заклятья, все чары сняты.

Веют свежестью, юностью травы,

Пахнут первой любовью цветы.

Всеми росами родины вымыт,

Забияка и сорванец,

Знает он, что поэзия - климат,

Лучший климат для душ и сердец.

И за верность напевам заветным,

Для которых и грусть не беда -

Он останется тридцатилетним

Молодым, как рассвет, навсегда

3. Оценивание знаний и активности учащихся.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по итогам урока.

© 2010-2022