Урок-путешествие по теме Лексика ( 5 класс)

   Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации материала в 5 классе по теме "Лексика".Форма проведения- урок-путешествие "Два корабля".    Задачи урока: формировать умение подбирать к данным словам  синонимы, антонимы, находить прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные  слова; развивать творческое  мышление, активность учащихся; повысить интерес к изучению русского  языка.    В течение урока учащиеся  выполняют  разнообразные зада...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие «Два корабля»

учитель русского языка и литературы Сачко Н.И.

Обобщение пройденного материала по теме «Лексика»

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова

  • совершенствовать умение работы со словарями разных типов

Развивающие:

  • развивать творческое мышление, активность учащихся



  • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

Воспитательные:

привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

воспитывать бережное отношение к родному языку

Ход урока

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далекое и трудное

плавание. Конечно, море будет не настоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний, самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак , в путь! Сейчас мы узнаем названия наших кораблей: « Бесстрашный» и «Непобедимый». Но сначала давайте определим, какой корабль первым отойдет от причала?

  1. Предлагается равное количество вопросов и заданий для обеих команд. Каждый правильный ответ- 1 очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой уходит в море.

- определите лексическое значение слова невежество

- определите, в каком значении употребляется слово крыло в словосочетании крыло самолета

-А вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто назовет больше многозначных слов.

- Теперь выйдите 2 самых отважных матроса ( из каждой команды по 1 человеку)

Назовите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения

- наружный твердый слой хлеба

Ж.р.. ед.ч, И.п

-передвигаться по воздуху

Прош.вр.,ед.ч., м.р.

-имеющий цвет вишни

Ед.ч.,м.р., Р.п.

-наименьшая единица устной речи

Ед.ч., м.р., И.п.

-Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно их немедленно закрыть. Для этого выполним следующие задания( работа с карточками)

-Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным , я вам буду загадывать загадки.

1.Есть всегда он иу людей,

Есть всегда у кораблей

2.В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

3.Нас в играх набирают

А иногда и на нос надевают.

4.Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня

Но бывает смысл иной

Весь огромный шар земной.

-А теперь мы с вами проплываем мимо острова « Антонимы». Закончите народные пословицы:

1 команде: Ученье- свет, неученье-…( тьма)

Знай больше, говори…(меньше)

2 команде: Не бойся врага умного, бойся врага…(глупого)

Лучшая вещь новая, лучший друг…(старый)

-Наше плавание продолжается. Но вот нам встретились на пути « Многозначные острова»

Задание : составить предложение со словом колокольчик 1 команде в значении «цветок»

2 команде: в значении «маленький колокол»

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Г. Демкиной « Обо всем»

Пять рабочих ставят дом

Ставит опыт агроном,

(он растит такую рожь-

С головой в нее уйдешь.)

Ставит счетчики монтер,

Ставит фильмы режиссер

(снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог)

Мама ставит пироги,

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк, спи. Не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

-О каком многозначном слове идет речь?

-Ай! Впереди акулы! Чтобы спастись, нужно разыграть пантомиму. Кто лучше изобразит?

1 команда: язык, брак

2 команда: лук, коса

-Но вот вдалеке показался необитаемый остров, и попасть туда сможет только та команда, которая правильно найдет в тексте слова, употребленные в переносном значении:

Чистое и ясное утро. Летит паутинка. Паутинкой накрыты лозняки по канавкам, верхушки незрелых трав. Высоко в небе купаются ласточки, режут воздух стрижи. Клочья тумана плывут над низиной, над тихой рекой.

-А теперь наши корабли оказались в море « Синонимов». Подберите синонимы к словам

1 команда: сырой, бояться, наездник, очи, путь, мыслить.

2 команда: зной, знаменитый, пилот, храбрый, еда, горе.

-Ну вот, наше путешествие и закончилось. Оба корабля благополучно добрались до берега.

Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

Итог урока.

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Домашнее задание : ответить на контрольные вопросы по теме « Лексика»







© 2010-2022