- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Существительное как часть речи
Существительное как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова Н.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
в 5 классе c использованием методики обучения средствами субьективизации
Г.А. Бакулиной
«Имя существительное как часть речи»
Учитель: Горбунова Наталья Алексеевна
Цели:
образовательная - оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов; раскрыть понятие «предмет», показать, что предмет в грамматике понимается широко, обобщенно; повторить морфологические постоянные и непостоянные признаки имён существительных
развивающая - способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества; развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, развивать монологическую речь, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии;
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах и парах, воспитание любви к Родине, интереса к русскому языку.
Планируемые результаты
Предметные: повторить материал о имени существительном как части речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте учебника, развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ХОД УРОКА
1 этап. Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Обратите внимание как улыбается солнышко, и я хочу, чтобы мы с вами сейчас тоже улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начали наш урок.
- Сегодня мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать. Чтобы начать нашу работу, давайте оформим тетради ( запись даты)
- Верите ли вы, что вежливые люди, встречаясь, всегда желают друг другу здоровья?
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
- Что значит здороваться?
Проверка д/з
- Как называется текст д/з?
- Зачитать однокоренные слова к слову здоровье.
- Давайте заглянем в словарь С.И. Ожегова и зачитаем слованую статью:
ЗДОРОВЬЕ 1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
2. То или иное состояние организма.
Наш урок сегодня пройдет под девизом:
Чтоб здоровье сохранить.
Ловким, гибким, сильным быть.
Мы всегда, везде, экспромтом.
Будем заниматься … спортом
Молодцы!
- А сейчас словарная работа - словарный диктант, я вам читаю загадки, отгадки вы записываете в тетрадь, затем проверка.
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе - кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
Давайте, читатель,
Подумав немного,
Мы шест заострённый
Прибавим к предлогу.
И медпроцедура
Должна получиться:
Её производят
При помощи шприца.
(Укол)
Он хорош для кислых щей
Помимо прочих овощей.
(Щавель)
Рядом с ласковой малиной
Мы недавно посадили
Ягоду чудесную,
Очень интересную!
Цветом - будто бы чернила,
Никогда «лицо» не мыла.
Только это - не черника,
Это наша...! ( Ежевика)
Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках,
То будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
(Спорт)
Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас... (турник)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в ... (волейболе)
Вот так чудо-стадион
Для коней построен он.
(Ипподром)
Дом, где выстрелы гремят
И стоят мишени в ряд.
Снайперу-потеха,
Мишеням не до смеха
(Тир)
Приношу я тебе несчастье,
Но избавь меня от согласной -
Стану благом я бедняку
(Еда)
Из меня один стреляет,
А другой меня съедает
(Лук)
Этот знак не продают,
А торжественно вручают.
За спортивные успехи
Ей лишь лучших награждают.
(Медаль)
В футбол команды две играли.
Играли, но не проиграли.
«0:0» - таков был матча счёт.
Кто результат мне назовёт? (Ничья)
Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу.
(Обруч)
Что не продашь и не купишь? Здоровье
Спортзал, укол, щавель, ежевика, спорт, турник, волейбол, ипподром, тир, еда, лук, медаль, ничья, обруч, здоровье
Проверка:
Я вам предлагаю поставить оценки.
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Ну а если больше ошибок, ничего не ставим. Это значит, что ребятам, кто допустил больше 4 ошибок, нужно ещё выучить написание данных слов.
Поставим к каждому слову вопрос. Какие это вопросы? (Кто? Что?)
Что обозначают эти слова?
Всему название дано: и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живёт ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
Спортзал, укол, щавель, ежевика, спорт, турник, волейбол, ипподром, тир, еда, лук, медаль, ничья, обруч, здоровье
2 этап.Сообщение темы и целей урока.
- А теперь вы узнаете тему урока, если составите слово из выделенных букв, что у нас получилось?
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в свободной строке тему: «Имя существительное как часть речи»
Это новая для вас тема, или вы о ней что-то знаете?
▼Учитывая тему и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске: 1) повторить, что такое ... ... как часть речи и его
грамматические признаки;
2) выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, могут иметь ... ... ;
З) учиться выделять ... ... среди других другux ... ....
4) повторить, какими … бывают имена существительные в предложении.
Уч-к:. Цель нашего урока: повторить, что такое имя существительное как часть речи и его грамматические признаки; выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, могут иметь имена существительные; учиться выделять имена существительные среди слов других частей речи.
- Вернёмся к домашнему заданию, № 4 Приведите примеры (можно обратиться к таблице «Части речи»
- Каких частей речи больше в этом тексте?
Ребята, в русском языке на 100 слов приходится 40 существительных.
3 этап.
- Существительные хорошо знакомы вам с начальных классов.
Давайте составим кластер, который поможет нам легко узнавать эту часть речи.
Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в тетрадях обучающихся:
-Ну а теперь, глядя на наш кластер расскажите об имени существительном.(ответы учеников)
А сейчас, ребята, давайте обратимся к учебнику и проверим, всё ли правильно мы с вами сказали. (Ребята должны отметить, что не было упомянуто на какие вопросы отвечает существительное и о синтаксической роли существительных)
Упражнение
Записать текст с доски, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть существительные как члены предложения
Альп..нистом может стать только смелый человек. Смелость поб..ждает см..ртельную опас..ность. В горы может идти тот, кто кинется на сп..сение друга, не б..ясь за свою жизнь.
Альпинизм - спорт сильных, смелых и бл..городных людей.
- Хорошо поработали - пора и отдохнуть
ФИЗМИНУТКА ( супер физкультминутка)
- Ну вот мы с вами отдохнули и с новыми силами продолжим нашу работу.
Видео
- Итак, имена существительные можно разделить на группы, с некоторыми из них мы сейчас поработаем.
На столах у вас лежат карточки.
Работа в парах
Найди соответствия и соедини их карандашом, а кто будет затрудняться, обращайтесь к упражнению №694, где есть примеры таких слов
Группы по значению
Существительные
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ, КОНКРЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Олимпиада, соревнования, турнир, конкурс
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
Мяч, сигарета, градусник, скакалка
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Сочи, Москва, Рио-де-Жанейро, Корея
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
Бодрость, забота, простуда, безделье
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
Врач, боксёр, симулянт, спортсмен
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Золото, серебро, бронза
-
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СВОЙСТВА, КАЧЕСТВА, СОСТОЯНИЕ
Бег, закаливание, купание, тренировка
1.Мяч, сигарета, градусник, скакалка
2.Врач, боксёр, симулянт, спортсмен
3.Олимпиада, соревнования, турнир, конкурс
4.Сочи, Москва, Рио-де-Жанейро( летние олимп. игры - столица солнечной Бразилии), Корея (в Южной Корее в городе Пхенчхан в 2018г. зимние олимп. игры)
5. Золото, серебро, бронза
6.Бег, закаливание, купание, тренировка
7.Бодрость, забота, простуда, безделье
4 этап.Рефлексия:
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.
Вернёмся к вопросам стр.246
Знаем мы теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Выберите смайлик, который будет соответствовать вашему пониманию темы урока и покажите мне.
- Я ВСЁ ПОНЯЛ НА УРОКЕ
- Я ЧАСТИЧНО ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ УРОКА
- Я НЕ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ УРОКА