- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока «Архаизмы, историзмы, неологизмы» (6 класс)
Разработка урока «Архаизмы, историзмы, неологизмы» (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогожникова Е.В. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок № ________
Тема: «Архаизмы, историзмы, неологизмы»
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», «архаизмы», историзмы», «неологизмы».
Задачи: предметные: определить причины устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами;
метапредметные: формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества); развитие речевых умений учащихся;
личностные: воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
-
Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.
-
Проверка усвоения материал прошлого урока
Изобразите в тетради схему «Лексика русского языка» по материалам прошлого урока
Работают над схемой.
-
Мотивация УД.
Работа с эпиграфом
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. В. Гоголь
В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?
Читают, анализируют, осмысливают.
Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.
-
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.
-
Актуализация опорных знаний.
Что такое слово? (Основная единица языка)
Что называется лексикой? (Словарный состав языка)
Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. )
Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.
Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
-
Работа над темой.
Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
- Представьте себе, - говорил он, хватаясь за сердце, - иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
- Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, - пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?
Слушают, анализируют, осмысливают, отвечают.
-
Физкультминутка
Один из учащихся проводит разминку.
Выполняют разминку.
-
Работа над темой урока ( продолжение).
Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы - это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.
В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.
Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).
Работают со схемой учебника: стр. 83.
Работа с рисунками на доске.
Архаизмы - слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей - актёр, позорище - театр, виктория - победа, ведать - знать и т.д.
Учащиеся предполагают соответствия частей тел, подбирают архаизмам современные слова.
Неологизмы - новые слова, не освоенные полностью языком.
Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.
Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.
-
Дополнительный материал.
Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».
Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
Слушают, определяют окказионализм.
-
Рефлексия.
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке? 6. Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? 7. Для чего нужны неологизмы? 8. Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
Заключительное слово учителя:
«Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...»
В.Г.Белинский
-
Домашнее задание
Послушайте стихотворение Н. Кончаловской.
Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидоры росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник.
- Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.
№20, упр.162
Запись в дневник.
5