Конспект урока Образ Мцыри: двойственность героя. (по поэме М. Лермонтова Мцыри

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК-КЛАСТЕР,

УРОК-СИНКВЕЙН

Богославская Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Алексеевка

Теоретико-методический комментарий к уроку

Урок-синквейн - термин, присущий технологии развития критического мышления через чтение и письмо, рассмотрен здесь исключительно в качестве методического приема. Безусловно, в системе самой технологии (если учитель применяет ее комплексно) данный урок получит более объемное и полное звучание.

Наименования урок - синквейн и урок - кластер использованы в виде контекстных синонимов: данная методика построения урока предусматривает определеннуюэтапность в получении и, что важнее, - в самостоятельном добывании информации о произведении. На этапе побуждения интереса можно использвать, например, наисание эссе на заданную тему ( Когда я слышу слово «тополь», то мне представляется…).

Собственно составление синквейна( пятистишия) требует синтеза информации и материала в коротких выражениях и, что немаловажно, приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять наиболее удачные варианты.

Синквейн - это пятистишие, первая строка которого - основное слово (имя существительное), вторую строку составляют 2 определения к этому существительному, третья строка - 3 глагола к нему, четвертая строка представляет собой фразу, выражающую отношение к этому слову, в пятой строке подбирается метафора ( одно слово) к основному слову, выражающая его суть.

Например, на уроке по пейзажной лирике, учащиеся составляли синквейны к слову «осень». Вот один из вариантов восприятия этого времени года.

ОСЕНЬ

Разноцветная, золотая

Увядает, созревает, холодает

Унылая пора, очей очарованье

Дожди

Синквейны эффективны при сборе, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании понятийного аппарата и словарного запаса учащихся. Изучаемый текст разбит на отрывки; учащиеся читают их и выписывают важные фразы отрывков. Прием взаимообучения эффективен в работе с информативными текстами, например по теме «Литературный образ - персонаж».

Образ Мцыри: двойственность героя

(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

(8 класс)


Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».

Ход урока


I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Цель нашего урока -попробовать понять характер Мцыри, как нам его изобразил М.Ю. Лермонтов. Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявление свободолюбивого характера героя.

2. Беседа

- Как вы думаете, какие понятия лежат в основе характера Мцыри? (Любовь к свободе, целеустремленность, душевность, понимание, ребячество.)

- Из ваших вариантов ответов выберите два, которые бы включали в себя все остальные. (Свобода- природа; свобода - несвобода; монах - ребенок.)

Мне кажется, что в характере Мцыри заложены две основополагающие черты - это любовь к … (свободе) и … (душевность) в отношении к окружающему миру.

- Назовите ключевые слова. (ключевые понятия могут быть записаны на доске с пропусками слов.)

Совершенно верно.

- Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым ? (Независимый, энергичный, жизнелюбивый.)

3. Работа со словарем

- А что означает слово «свобода» ?(Ответ.Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, мировоззрением.)

- А давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «свобода». Посмотрите значение слова в словаре.

(Возможно выступление одного ученика, как представление мини-опережающего задания).

Слово «свобода» имеет несколько значений.

Свобода - 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно - политическую жизнь и деятельность общества или его членов; 3) отсутствие каких - либо ограничений, стеснений в чем - нибудь; 4) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

- А что же такое душа? (Ответ.Душа - внутренняя сущность человека; это то, как человек относится к другим людям и себе; обязательная часть человека; существование души не доказано наукой).

- Поработаем со словарем.

Душа - 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего - нибудь , главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.

- Подумайте, какое значение мы положим в основу ключевого понятия «душа» Мцыри.

4. Работа с текстом

Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа» (один или несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения - вариант авторского / читательского стула).

Мы определились в понятии «душа» нашего героя.

- Как вы думаете, какое из определений понятия «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т.к. он находился в неволе (в монастыре) и мечтал вырваться оттуда.)

- Как Мцыри попал в монастырь ?(Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет.)

- Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был…»как серна гор, пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»; он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, /Бродил безмолвен, одинок».)

- Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Мне кажется, что определяющим является понятие «свобода», поскольку несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбывым ребенком:

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Смотрел неясною тоской

По стороне своей родной.)

- Как же тогда соотносится понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям, но она не зависит от характера человека. Понятия «душа» и «характер» связаны друг с другом, поскольку если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же.)

- В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ.С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой - воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам.)

- Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ.Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т.к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.)

- Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)

5. Задание - кластер

Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом можно разделить на определенные периоды - кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».

- Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.

- Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.

(Работа в группах (5 мин).Защита кластера.)

6. Продолжение работы с текстом

- Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре ?

Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину :


Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть…

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого. Он стремится найти хоть что - то из прошлой жизни:

…И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда - нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Давным - давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.)

- Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент ?(Ответ. Мцыри горд, храбр, силен. При встрече с барсом он выходит победителем:

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг… и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…)

- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом ?

(Ответ. Да:





То был пустыни вечный гость -

Могучий барс. Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждоюборьбы

И крови… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.)

- Какие выводы мы можем сделать ?

- Как вы думаете, почему Мцыри решил сразится с барсом ?

(Ответ. Мне кажется,что Мцыри хотел проверить себя, свою силу и мужество. В монастыре Мцыри был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)

- Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера. (Встреча с молодой грузинкой.)

- Приведите цитату.

Тогда к потоку с высоты,

Держась за гибкие кусты…

<… >

Как отперлась тихонько дверь…

И затворилася опять!...

- На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?

(Ответ.Мне кажется, что это два разных человека. При встрече с барсом Мцыри силен, ловок, хитер, безрассуден. А когда он видит молодую девушку, он становится робким, беззащитным.)

- Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения? (Ответ. Да, Мцыри одинок. В монастыре он был замкнут на себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми, ему близка природа. Он хочет любить, но не умеет. Поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок при встрече с молодой грузинкой.)

7. Литературоведческий анализ текста.

- Давайте вспомним, какие художественно - изобразительные средства может использовать автор художественного текста. (Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т.д.)

- С какой целью авторы используют эти средства ? (Ответ.Цель использования изобразительно - выразительных средств - подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев; выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.)

7. Работа в группах. Выступление групп.

Сейчас поработаем в группах. Ваша задача выявить в тексте заданное изобразительно - выразительное средство и определить, с какой целью использует его автор.

- Какие основные черты характера главного героя можно выделить ?(Ответ. Его идеал - свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочтя смерть жизни в монастыре.)

Слова «свобода», «природа», «воля», «судьба», «душа» - ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.

- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» (можно записать данные слова на доске).

Свобода

Манящая, окрыляющая

Вдохновляет, зовет, освобождает

Сравнима с глотком воздуха

Воля

Душа

Чистая, искренняя

Просыпается, жаждет, чувствует

Сохраняет заветы предков

Дитя

III. Итоги урока

В завершение урока проводится работа с планом сочинения по произведению.

План

1. Свобода: ее истоки и проявление.

2. История Мцыри.

3. Свобода Мцыри.

4. Кульминационные эпизоды: бой с барсом, встреча с грузинкой.

5. Идеал Мцыри.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему : «Душой - дитя, судьбой - монах»


© 2010-2022