- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Образ Мцыри: двойственность героя. (по поэме М. Лермонтова Мцыри
Конспект урока Образ Мцыри: двойственность героя. (по поэме М. Лермонтова Мцыри
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богославская Т.Н. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК-КЛАСТЕР,
УРОК-СИНКВЕЙН
Богославская Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Алексеевка
Теоретико-методический комментарий к уроку
Урок-синквейн - термин, присущий технологии развития критического мышления через чтение и письмо, рассмотрен здесь исключительно в качестве методического приема. Безусловно, в системе самой технологии (если учитель применяет ее комплексно) данный урок получит более объемное и полное звучание.
Наименования урок - синквейн и урок - кластер использованы в виде контекстных синонимов: данная методика построения урока предусматривает определеннуюэтапность в получении и, что важнее, - в самостоятельном добывании информации о произведении. На этапе побуждения интереса можно использвать, например, наисание эссе на заданную тему ( Когда я слышу слово «тополь», то мне представляется…).
Собственно составление синквейна( пятистишия) требует синтеза информации и материала в коротких выражениях и, что немаловажно, приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять наиболее удачные варианты.
Синквейн - это пятистишие, первая строка которого - основное слово (имя существительное), вторую строку составляют 2 определения к этому существительному, третья строка - 3 глагола к нему, четвертая строка представляет собой фразу, выражающую отношение к этому слову, в пятой строке подбирается метафора ( одно слово) к основному слову, выражающая его суть.
Например, на уроке по пейзажной лирике, учащиеся составляли синквейны к слову «осень». Вот один из вариантов восприятия этого времени года.
ОСЕНЬ
Разноцветная, золотая
Увядает, созревает, холодает
Унылая пора, очей очарованье
Дожди
Синквейны эффективны при сборе, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании понятийного аппарата и словарного запаса учащихся. Изучаемый текст разбит на отрывки; учащиеся читают их и выписывают важные фразы отрывков. Прием взаимообучения эффективен в работе с информативными текстами, например по теме «Литературный образ - персонаж».
Образ Мцыри: двойственность героя
(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
(8 класс)
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; выявить особенности построения образа Мцыри, причины его свободолюбия; показать двойственность его внутреннего мира; формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарем; развивать умение работать с художественным текстом; обратить внимание учащихся на «несвободность» понятия «свобода».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Цель нашего урока -попробовать понять характер Мцыри, как нам его изобразил М.Ю. Лермонтов. Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявление свободолюбивого характера героя.
2. Беседа
- Как вы думаете, какие понятия лежат в основе характера Мцыри? (Любовь к свободе, целеустремленность, душевность, понимание, ребячество.)
- Из ваших вариантов ответов выберите два, которые бы включали в себя все остальные. (Свобода- природа; свобода - несвобода; монах - ребенок.)
Мне кажется, что в характере Мцыри заложены две основополагающие черты - это любовь к … (свободе) и … (душевность) в отношении к окружающему миру.
- Назовите ключевые слова. (ключевые понятия могут быть записаны на доске с пропусками слов.)
Совершенно верно.
- Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым ? (Независимый, энергичный, жизнелюбивый.)
3. Работа со словарем
- А что означает слово «свобода» ?(Ответ.Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, мировоззрением.)
- А давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «свобода». Посмотрите значение слова в словаре.
(Возможно выступление одного ученика, как представление мини-опережающего задания).
Слово «свобода» имеет несколько значений.
Свобода - 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно - политическую жизнь и деятельность общества или его членов; 3) отсутствие каких - либо ограничений, стеснений в чем - нибудь; 4) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
- А что же такое душа? (Ответ.Душа - внутренняя сущность человека; это то, как человек относится к другим людям и себе; обязательная часть человека; существование души не доказано наукой).
- Поработаем со словарем.
Душа - 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего - нибудь , главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.
- Подумайте, какое значение мы положим в основу ключевого понятия «душа» Мцыри.
4. Работа с текстом
Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа» (один или несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения - вариант авторского / читательского стула).
Мы определились в понятии «душа» нашего героя.
- Как вы думаете, какое из определений понятия «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т.к. он находился в неволе (в монастыре) и мечтал вырваться оттуда.)
- Как Мцыри попал в монастырь ?(Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет.)
- Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был…»как серна гор, пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»; он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, /Бродил безмолвен, одинок».)
- Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Мне кажется, что определяющим является понятие «свобода», поскольку несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбывым ребенком:
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Смотрел неясною тоской
По стороне своей родной.)
- Как же тогда соотносится понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям, но она не зависит от характера человека. Понятия «душа» и «характер» связаны друг с другом, поскольку если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же.)
- В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ.С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой - воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам.)
- Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ.Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т.к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.)
- Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)
5. Задание - кластер
Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом можно разделить на определенные периоды - кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».
- Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.
- Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.
(Работа в группах (5 мин).Защита кластера.)
6. Продолжение работы с текстом
- Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре ?
Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину :
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть…
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого. Он стремится найти хоть что - то из прошлой жизни:
…И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда - нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Давным - давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.)
- Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент ?(Ответ. Мцыри горд, храбр, силен. При встрече с барсом он выходит победителем:
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…)
- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом ?
(Ответ. Да:
То был пустыни вечный гость -
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждоюборьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.)
- Какие выводы мы можем сделать ?
- Как вы думаете, почему Мцыри решил сразится с барсом ?
(Ответ. Мне кажется,что Мцыри хотел проверить себя, свою силу и мужество. В монастыре Мцыри был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)
- Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера. (Встреча с молодой грузинкой.)
- Приведите цитату.
Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты…
<… >
Как отперлась тихонько дверь…
И затворилася опять!...
- На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?
(Ответ.Мне кажется, что это два разных человека. При встрече с барсом Мцыри силен, ловок, хитер, безрассуден. А когда он видит молодую девушку, он становится робким, беззащитным.)
- Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения? (Ответ. Да, Мцыри одинок. В монастыре он был замкнут на себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми, ему близка природа. Он хочет любить, но не умеет. Поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок при встрече с молодой грузинкой.)
7. Литературоведческий анализ текста.
- Давайте вспомним, какие художественно - изобразительные средства может использовать автор художественного текста. (Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т.д.)
- С какой целью авторы используют эти средства ? (Ответ.Цель использования изобразительно - выразительных средств - подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев; выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.)
7. Работа в группах. Выступление групп.
Сейчас поработаем в группах. Ваша задача выявить в тексте заданное изобразительно - выразительное средство и определить, с какой целью использует его автор.
- Какие основные черты характера главного героя можно выделить ?(Ответ. Его идеал - свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочтя смерть жизни в монастыре.)
Слова «свобода», «природа», «воля», «судьба», «душа» - ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.
- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» (можно записать данные слова на доске).
Свобода
Манящая, окрыляющая
Вдохновляет, зовет, освобождает
Сравнима с глотком воздуха
Воля
Душа
Чистая, искренняя
Просыпается, жаждет, чувствует
Сохраняет заветы предков
Дитя
III. Итоги урока
В завершение урока проводится работа с планом сочинения по произведению.
План
1. Свобода: ее истоки и проявление.
2. История Мцыри.
3. Свобода Мцыри.
4. Кульминационные эпизоды: бой с барсом, встреча с грузинкой.
5. Идеал Мцыри.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему : «Душой - дитя, судьбой - монах»