- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока: Урок-путешествие «Причастный оборот»
Конспект урока: Урок-путешествие «Причастный оборот»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Синякина О.И. |
Дата | 11.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-путешествие «Причастный оборот».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - путешествие с использованием лингвистической сказки.
Технология: элементы игровой технологии.
Цель: познакомить учащихся с понятием "причастный оборот" и с его синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом "который".
Знать: опознавательные признаки причастного оборота.
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом "который" причастным оборотом.
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные.
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2. Актуализация
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом "который" и предложениями с причастным оборотом
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки).
Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен.
Невеселая была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который…, каждая крошка - которая…, каждое дитя - которое…
Солнце, которое всходило; цветы, которые расцветали; птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, - поправила она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, - вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные короля!
3. Работа по образованию причастий
Цель: показать на примерах процесс образования причастий.
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает - изучающий, который рассказывает - рассказывающий, который смеется - смеющийся, который думает - думающий, который читает - читающий, который танцует - танцующий, который бросил - бросивший, который ускакал - ускакавший, который убежал - убежавший, который ушел - ушедший, который замолчал - замолчавший, который устал - уставший))
4. Выполним упражнение
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами.
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. - Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
1. Это ш - девр архитектуры, который был возведен в 4 веке до нашей эры.
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон - адой.
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная
кв - дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
Квадрига - двухколесная
колесница, запряженная
четырьмя лошадьми
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высотой царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м - взолея.
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м - взолеями.
5. Работа по развитию речи (ведется в тетрадях)
Цель: Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки.
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
КЛЮЧ.
Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
2. Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)
КЛЮЧ.
Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
КЛЮЧ .
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.
6. Подведение итогов урока
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом "который" и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их, (дети называют слова).
7. Домашнее задание.
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу:
Шарик, который летит, - летящий.
Снежок, который хрустит, - хрустящий.
Ручей, который журчит, -
Речь, которая звучит, -
И.т.д.
Цели урока
Образовательные:
-
дать понятие о причастном обороте;
-
рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;
-
показать роль причастного оборота в русской речи.
Развивающие:
-
формирование умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
-
РР обучение выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;
-
предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов.
-
наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.
Воспитательные:
-
эстетическое воспитание в описании картины Айвазовского;
-
социализация личности ребёнка: воспитание сотруднических отношений в работе групп.
Оборудование:
-
репродукции-слайды картин И. Айвазовского;
-
компьютерная презентация с текстами и схемами для лингвистических наблюдений.
Методы:
-
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска;
Принципы:
-
доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности!
Тип урока: комбинированный.
Ход и содержание урока:
-
Орг.момент. Постановка цели урока в соответствии с темой.
Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.
(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).
Слайд № 1
* Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.
Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.
* Списать текст, обозначив графически орфограмму.
Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.
-
К какой части речи относятся слова с пропусками?
-
Докажите, вспомнив определение причастия.
-
Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
-
Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.
-
Назовите синтаксическую функцию причастия?
-
Какова роль определений в тексте?
Слайд № 2. Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст. Некоторые словосочетания в нём выделены.
Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение
и составьте самостоятельно определение понятия "причастный оборот".
Слайд № 3.
* Перед вами тот же текст без причастных оборотов.
Слайд 4.
* Сравните его с первоначальным вариантом.
Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?
Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.
* Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.
Пример ответа ученика:
Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.
Третья учебная ситуация.
Слайд № 5
* Какая информация содержится в данном изображении?
Вопрос ставится ко всему причастному обороту.
- Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.
Это определяемые слова.
- Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.
Четвёртая учебная ситуация. Словарно-терминологическая работа.
- Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит "обособить"? Составьте словарь корня.
* Работа с доской. Подбираем однокоренные слова.
Слайд № 6
* Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарём С.И Ожегова
Обособить - выделить особо, ограничить
Особенный - не такой, как все, исключительный
Обособленный - стоящий особняком, отдельный
Обособление - выделение, ограничение
Обособиться - выделиться из общего,
изолироваться, занять особое положение
Пятая учебная ситуация. Поисковая.
- !!! Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?
Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова.
Слайд № 7
Слайд № 8
Шестая учебная ситуация. Комплексная работа. Описание картины И. Айвазовского "Девятый вал"
* Эмоциональная подготовка к восприятию картины.
- Какие чувства вызывает у вас встреча с морем? Почему?
- Закройте глаза. Каким вы представляете сейчас море - бушующим, неистовым или ласковым, спокойным?
- Просмотр видеосюжета "Музыка шторма".
- Море как страшная стихия, таинственная, непредсказуема, волшебная - это тема многих полотен великого русского живописца. Айвазовского. Познакомьтесь с этими произведениями. Показ слайдов с репродукциями картин Айвазовского. Слайды 9-11
- Поделитесь впечатлениями.
- Чем отличается творчество живописца от работы кинооператора?
* Спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?
Слайд № 12
Бушующее море мчит свои суровые волны, осв …щённые неяркими, тр …вожными лучами солнца, скрытого за стеной ту(?)ч. Злая стихия хочет пок …зать свою с …крушительную силу и подн …мает всё выше лавины воды, переел …вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты.
* Творческие задания (дифференцированно):
Сильные учащиеся. Работа в группах, парах или индивидуально (по желанию детей).
- Постарайтесь описать картину "Девятый вал", используя в речи причастные обороты. Обозначьте их графически и, если это необходимо, пунктуационно. (См. слайд 13)
Основной состав класса:
- По данному началу (слайд № 7)составьте из 3-5 предложений текст-описание по картине Айвазовского "Девятый вал", включив в него данные причастные обороты, обособленные и необособленные. Обозначьте их графически. Не забудьте о знаках препинания. (См. слайд 13)
Слайд № 13
Причастные обороты:
Неистово бушующая стихия.
Обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром.
Обессиленные бурей люди.
Просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна.
Возможное начало текста.
Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…
Задание для слабых учеников.
- С причастиями "бушующий", "тонущие", "сверкающие" составьте причастные обороты для описания картины Айвазовского.
Седьмая учебная ситуация. Оценка деятельности класса. Ответы на вопросы учеников.
Домашнее задание.
Теория (параграф учебника).
Практика (дифференцированные задания):
1. Сильные ученики.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов "Суконный язык")
* Задание:
-
Всегда ли уместно употребление причастий?
-
Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
-
Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.
2. Основной состав класса.
* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.
1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.
4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.
5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.
6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.
3. Слабые ученики.
* Выполнить указанное учителем упражнение учебника.
Задание №1
Определите, какую роль выполняет причастие в каждом из данных словосочетаний.
Выпишите словосочетания в два столбика:
1) причастие - главное слово; 2) причастие - зависимое слово.
Преодолевающие болезнь, наблюдаемое явление, горящие леса, переплывающие через реку, поднявшихся медленно, сидящая девушка, проявленный интерес, спрятавшийся в траве, нанесенный на холст.
Причастие с зависимым от него словом называется причастным оборотом.
Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал.
Слово, от которого зависит причастие, называется определяемым.
Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал.
|
определяемое слово
Задание №2
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
-
Тучи, которые тают вдали.
-
Лодка, которая плывет по реке.
-
Книга, которую прочитал школьник.
-
Земля, которую освещает солнце.
-
Дома, которые стоят по краю дороги.
-
Небо, которое грозно потемнело.
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, запятыми не выделяется.
причастный оборот
определяемое слово
|
|
растущие на клумбе
цветы
Задание №3
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.
-
Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.
Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
определяемое слово,
причастный оборот,
|
|
цветы,
растущие на клумбе,
Задание №4
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял после определяемого слова. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: освещенная бледной луной; припудренные утренним инеем; выкрашенные к празднику; долетавшими издалека.
1) Тишина изредка прерывалась звуками. 2) Дорога петляла среди деревьев. 3) Дома смотрелись как новые. 4) Луга светились серебром.
Задание №5
Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.
1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо.
Контрольное задание №6
Диктант-схема. Самопроверка.
-
Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
-
Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
-
За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
-
В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
-
И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
-
Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
-
На засеянном по весне поле появились первые всходы.
-
Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
-
На окне все еще лежала забытая утром книга.
-
Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
-
От травы скошенной утром шел пряный запах.
-
И лишь увядшие цветы напоминали о лете.
Номер предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Причастный оборот стоит перед определяемым словом
Причастный оборот стоит после определяемого слова
В предложении нет причастного оборота