- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Любовь и порох» (по пьесе А. И. Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях»)
Конспект урока «Любовь и порох» (по пьесе А. И. Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дятчина О.М. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка
2. Дятчина Ольга Михайловна
3. Урок внеклассного чтения
4. 8 класс (общеобразовательный)
5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена», рецензированная доктором филологических наук, профессором ЕГУ Комлик Н.Н.
Урок «Любовь и порох»
(по пьесе А.И.Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях»)
Цель: воспитывать интерес и уважение к истории народа.
Задачи: раскрыть смысл названия пьесы, проследить за основной авторской мыслью о всемогуществе любви и патриотизме русского человека в годы Великой Отечественной войны.
Эпиграф: Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
В.Шекспир
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
Работа по теории литературы:
- Что такое драма как род литературы?
- На какие жанры делятся драматические произведения? (Трагедия, комедия, драма).
- Охарактеризуйте каждый из них
Вступительное слово учителя
(на фоне песни «Журавли» на слова Р.Гамзатова):
Великая Отечественная война. Наверное, нет семьи, которой не коснулась война. В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. Враг неистовствовал, на передовых взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.
Нелегкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув 18 лет, уходили девушки на фронт. Там, где каждый день мог принести смерть, приходила к ним первая любовь.
Любовь и порох. Трудно представить себе что-либо более противоположное. Любовь - это красота и радость, доброта и нежность, это сама жизнь. Но именно о любви на фронте и пойдет речь.
Сегодня мы обращаемся с вами к драме А.С.Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях».
-
Работа по новой теме
а) Сообщение учащихся об Александре Ивановне Засимовой:
- А.И.Засимова была поистине настоящим русским интеллигентом: человеком высоких нравственных принципов, высокообразованным, владеющим двумя иностранными языками, прекрасно разбирающимся в творчестве великих классиков зарубежной литературы: Андерсена, Арагона, Бальзака и Золя; человеком необыкновенного трудолюбия и такта, уважающим чужое мнение и всегда, при любых обстоятельствах, называющим всех на «Вы», добрым и отзывчивым.
А.И.Засимова прожила долгую, яркую и одновременно трудную жизнь. Родилась она 9 октября 1920 года в г.Алатырь Чувашской АССР в семье рабочих. В 1939 г. поступила в Московский областной педагогический институт, который успешно окончила в 1942 г. по специальности преподаватель русского языка и литературы. По окончании института два года проработала учителем и завучем Софроновской неполной средней школы Михневского района Московской области. В 1949 г. она уже ассистент кафедры Всеобщей литературы Воронежского государственного педагогического института.
2 июля 1953 г. ей была присвоена ученая степень кандидата филологических наук. Темой для научного исследования А.И.Засимовой стало творчество великого французского писателя Оноре де Бальзака.
С 1960 г. Александра Ивановна работает вначале преподавателем, а затем старшим преподавателем кафедры зарубежной литературы ВГПИ.
В 1964 г. А.И.Засимова была избрана на должность доцента кафедры русской и зарубежной литературы педагогического института (ныне Липецкий государственный педагогический университет), и с этого времени ее жизнь и творческая судьба тесно связаны с Липецком. Двадцать лет своей жизни отдала Александра Ивановна филологическому факультету института. Практически нет ни одной липецкой школы, в которой бы ни работали ученики А.И.Засимовой.
В институт усовершенствования учителей А.И.Засимова пришла работать 1 сентября 1995 г. на должность доцента кафедры гуманитарных дисциплин.
Александры Ивановны не стало в 2007 г.
б) Сообщение учащихся об исторической основе пьесы:
- Итогом всей творческой жизни А.И. Засимовой стало написание драмы в двух действиях «Ромео и Джульетта в шинелях». Эта пьеса - духовное наставление подрастающему поколению. Она о любви, о мужестве, о смерти…Герои пьесы не вымышленные персонажи, они - реальные люди. Главная героиня - Руднева Евгения - штурман 46-го Гвардейского авиаполка. Ей было всего 22 года, а она сражалась с фашистами на У-2. Совершила 645 боев, в последнем бою погибла. Советское командование посмертно присвоило Рудневой Евгении Михайловне звание Героя Советского Союза, а Международный астрономический центр вновь открытой планете-астероиду дал название «Руднева». До войны Евгения мечтала стать ученым-астрономом. А еще она мечтала о высокой и светлой любви. Бог дал ей эту любовь: взаимное чувство вспыхнуло между Евгенией и Вячеславом Скворцовым, капитаном танкового Гвардейского полка. Евгения Руднева погибла, но Вячеслав на всю жизнь сохранил любовь к этой удивительной девушке, в которой не было «обыденности». Сама Александра Ивановна, автор пьесы, в жизни тоже не была «обыденной»: человек огромной силы духа и воли, она хорошо разбиралась в людях, ценила в них талант, интеллигентность, искренность, могла тонко чувствовать и сопереживать. Поэтому из-под пера А.И.Засимовой вышла такая яркая пьеса о любви.
в) Анализ пьесы:
- Какой эпизод из жизни Евгении Рудневой положен в основу пьесы?
(Первый фронтовой отпуск, знакомство с танкистом Вячеславом Скворцовым, первая настоящая любовь к нему).
1 действие драмы:
- Что вы можете сказать о жизни Жени до войны? Чем она занималась, о чем мечтала?
- Почему Женя, не послушав родителей, все-таки ушла на фронт и стала первоклассным штурманом 46-го Гвардейского авиаполка? Как это характеризует ее?
- Как ведет себя Женя на фронте?
- Найдите сцену первой встречи Евгении Рудневой и Вячеслава Скворцова. Как завязываются их отношения?
- Что пленяет молодого танкиста в Жене?
- Как зарождается чувство? Какова роль пейзажа? Как вы понимаете словосочетание «весенняя музыка»?
(Это символ нового, символ любви. И как подтверждение - слова Вячеслава: «И у меня острое ощущение весны. Это весна моей любви!»)
- Охарактеризуйте отношения Евгении Рудневой с родителями. Найдите сцены встречи и прощания Жени с ним.
- Кто такой Виктор? Как вы думаете, почему между Виктором и Женей не сложилось таких теплых отношений? Почему Женя выбрала Славу? Сравните Виктора и Вячеслава.
- А теперь обратимся к сцене признания в любви. Какими вы представляете себе участников этой сцены?
- Ваши одноклассники приготовили инсценировку этого отрывка
(сцена из драмы на фоне «Офицерского вальса»).
Слово учителя:
- Время пролетело незаметно, отпуск закончился, пришло время расставаться. Тяжелы эти минуты и для Жени, и для ее родителей, и для Вячеслава. Но как ни трудно прощаться, долг перед Родиной, перед народом выше личного. И Евгения Руднева, несмотря на уговоры матери, на предложение остаться при университете, непреклонна в своем решении вернуться в полк.
2 действие драмы:
- 2 действие переносит нас на фронт. Какая атмосфера царит в женском 46-ом Гвардейском авиаполку? (Теплая семейная атмосфера).
- Охарактеризуйте подруг Евгении Рудневой. Каковы они в бою?
(Они бесстрашны, всеми силами стараются помочь Советской армии в приближении победы. Они вылетают на своих У-2 в самое пекло и не считают это подвигом. Для них это всего лишь обычные военные будни.)
- А в свободное от полетов время?
- Как относятся подруги к Жене? Проанализируйте сцену дня рождения и разговор Дины и Бершанской.
- Что такое война? Как характеризуется она героями пьесы?
- Как переплетается тема любви и военная тема по 2 д. драмы?
(Война разлучает влюбленных, не пускает их друг к другу).
- Случайно ли название пьесы «Ромео и Джульетта в шинелях»? Кто вспоминает о трагедии Шекспира?
- Какова главная тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?
(Главная тема трагедии Шекспира - тема любви.
Любовь как сила, объединяющая не только людей, но и эпохи. Поэтому название пьесы символично, оно соединяет героев драмы А.И.Засимовой и трагедии Шекспира. Как и у Шекспира, любовь Жени и Славы нежна и неисчерпаема, как море. Сама Женя вспоминает слова Джульетты…)
- Обратите внимание на созвучие имен героинь: Женя, Джульетта.
- Каков финал драмы? Прочитайте последнюю сцену. Как вы понимаете слова Вячеслава: «Пусть вечно сияет планета моей любви»?
(Огонь любви, миг счастья всегда будут жить в душе Вячеслава. Они навечно останутся в его памяти.)
Работа по вопросам:
- Почему у В.Шекспира - трагедия, а у А.И.Засимовой - драма?
- Обратимся к эпиграфу пьесы. В чем смысл стихотворения Александра Кочеткова?
- Как соотносится эпиграф к пьесе и эпиграф к уроку?
Эпиграф к пьесе: С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них -
И каждый раз на век прощайтесь!
И каждый раз на век прощайтесь!
И каждый раз на век прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Вывод:
Настоящая любовь, несмотря ни на что, - светлое чувство. Она соединяет людей и при жизни, и после смерти.
-
Итог урока
Чтение наизусть:
Назови меня именем светлым,
Чистым именем назови -
Донесется, как песня, с ветром
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденья за явь приму.
Хлынь дождем на шумную крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Пуля свалит в степи багровой -
Хоть на миг сдержи суховей,
Помяни меня добрым словом,
Стынуть буду - теплом повей.
Появись, отведи туманы,
Опустись ко мне на траву,
Подыши на свежие раны -
Я почувствую,
оживу.
(Александр Яшин.)
Учитель:
- Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. 1418 дней и ночей… Они вместили в себя горечь отступлений, кровь и пот, боль потерь, тысячи километров дорог, тяжелые будни. Но любовь помогала выстоять, она поднимала боевой дух, не давала зачерстветь душе. Скоро мы будем отмечать 65-летие победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.
5. Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Любовь в огне войны».
Литература
-
Шекспир В. Избранное / Сост., авт. ст. и коммент. А. Аникст; - М.: Просвещение, 1985.
-
Засимова А. Ромео и Джульетта в шинелях. - Липецк: ГУРОГ (Липецкая газета), 2005.
-
Т.Л. Соколова. А.И. Засимова: штрихи к портрету / Сборник материалов III областной научно-практической конференции «Теория и практика изучения регионально-краеведческого компонента в системе школьного образования». - Липецк: ИРО, 2009.