Конспект урока «Любовь и порох» (по пьесе А. И. Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях»)

Данная разработка предназначена для урока внеклассного чтения для учащихся 8 класса. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена»,  рецензированная  доктором  филологических наук, профессором Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина Комлик Н.Н. Цель: воспитывать интерес и уважение к истории народа. Задачи: раскрыть смысл названия пьесы, проследить за основной авторской мыслью о всемогуществе любви и патриотизме русского человека в годы Ве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка

2. Дятчина Ольга Михайловна

3. Урок внеклассного чтения

4. 8 класс (общеобразовательный)

5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена», рецензированная доктором филологических наук, профессором ЕГУ Комлик Н.Н.

Урок «Любовь и порох»

(по пьесе А.И.Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях»)

Цель: воспитывать интерес и уважение к истории народа.

Задачи: раскрыть смысл названия пьесы, проследить за основной авторской мыслью о всемогуществе любви и патриотизме русского человека в годы Великой Отечественной войны.

Эпиграф: Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

В.Шекспир

Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Работа по теории литературы:

- Что такое драма как род литературы?

- На какие жанры делятся драматические произведения? (Трагедия, комедия, драма).

- Охарактеризуйте каждый из них

Вступительное слово учителя

(на фоне песни «Журавли» на слова Р.Гамзатова):

Великая Отечественная война. Наверное, нет семьи, которой не коснулась война. В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. Враг неистовствовал, на передовых взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.

Нелегкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув 18 лет, уходили девушки на фронт. Там, где каждый день мог принести смерть, приходила к ним первая любовь.

Любовь и порох. Трудно представить себе что-либо более противоположное. Любовь - это красота и радость, доброта и нежность, это сама жизнь. Но именно о любви на фронте и пойдет речь.

Сегодня мы обращаемся с вами к драме А.С.Засимовой «Ромео и Джульетта в шинелях».

  1. Работа по новой теме

а) Сообщение учащихся об Александре Ивановне Засимовой:

- А.И.Засимова была поистине настоящим русским интеллигентом: человеком высоких нравственных принципов, высокообразованным, владеющим двумя иностранными языками, прекрасно разбирающимся в творчестве великих классиков зарубежной литературы: Андерсена, Арагона, Бальзака и Золя; человеком необыкновенного трудолюбия и такта, уважающим чужое мнение и всегда, при любых обстоятельствах, называющим всех на «Вы», добрым и отзывчивым.

А.И.Засимова прожила долгую, яркую и одновременно трудную жизнь. Родилась она 9 октября 1920 года в г.Алатырь Чувашской АССР в семье рабочих. В 1939 г. поступила в Московский областной педагогический институт, который успешно окончила в 1942 г. по специальности преподаватель русского языка и литературы. По окончании института два года проработала учителем и завучем Софроновской неполной средней школы Михневского района Московской области. В 1949 г. она уже ассистент кафедры Всеобщей литературы Воронежского государственного педагогического института.

2 июля 1953 г. ей была присвоена ученая степень кандидата филологических наук. Темой для научного исследования А.И.Засимовой стало творчество великого французского писателя Оноре де Бальзака.

С 1960 г. Александра Ивановна работает вначале преподавателем, а затем старшим преподавателем кафедры зарубежной литературы ВГПИ.

В 1964 г. А.И.Засимова была избрана на должность доцента кафедры русской и зарубежной литературы педагогического института (ныне Липецкий государственный педагогический университет), и с этого времени ее жизнь и творческая судьба тесно связаны с Липецком. Двадцать лет своей жизни отдала Александра Ивановна филологическому факультету института. Практически нет ни одной липецкой школы, в которой бы ни работали ученики А.И.Засимовой.

В институт усовершенствования учителей А.И.Засимова пришла работать 1 сентября 1995 г. на должность доцента кафедры гуманитарных дисциплин.

Александры Ивановны не стало в 2007 г.

б) Сообщение учащихся об исторической основе пьесы:

- Итогом всей творческой жизни А.И. Засимовой стало написание драмы в двух действиях «Ромео и Джульетта в шинелях». Эта пьеса - духовное наставление подрастающему поколению. Она о любви, о мужестве, о смерти…Герои пьесы не вымышленные персонажи, они - реальные люди. Главная героиня - Руднева Евгения - штурман 46-го Гвардейского авиаполка. Ей было всего 22 года, а она сражалась с фашистами на У-2. Совершила 645 боев, в последнем бою погибла. Советское командование посмертно присвоило Рудневой Евгении Михайловне звание Героя Советского Союза, а Международный астрономический центр вновь открытой планете-астероиду дал название «Руднева». До войны Евгения мечтала стать ученым-астрономом. А еще она мечтала о высокой и светлой любви. Бог дал ей эту любовь: взаимное чувство вспыхнуло между Евгенией и Вячеславом Скворцовым, капитаном танкового Гвардейского полка. Евгения Руднева погибла, но Вячеслав на всю жизнь сохранил любовь к этой удивительной девушке, в которой не было «обыденности». Сама Александра Ивановна, автор пьесы, в жизни тоже не была «обыденной»: человек огромной силы духа и воли, она хорошо разбиралась в людях, ценила в них талант, интеллигентность, искренность, могла тонко чувствовать и сопереживать. Поэтому из-под пера А.И.Засимовой вышла такая яркая пьеса о любви.

в) Анализ пьесы:

- Какой эпизод из жизни Евгении Рудневой положен в основу пьесы?

(Первый фронтовой отпуск, знакомство с танкистом Вячеславом Скворцовым, первая настоящая любовь к нему).

1 действие драмы:

- Что вы можете сказать о жизни Жени до войны? Чем она занималась, о чем мечтала?

- Почему Женя, не послушав родителей, все-таки ушла на фронт и стала первоклассным штурманом 46-го Гвардейского авиаполка? Как это характеризует ее?

- Как ведет себя Женя на фронте?

- Найдите сцену первой встречи Евгении Рудневой и Вячеслава Скворцова. Как завязываются их отношения?

- Что пленяет молодого танкиста в Жене?

- Как зарождается чувство? Какова роль пейзажа? Как вы понимаете словосочетание «весенняя музыка»?

(Это символ нового, символ любви. И как подтверждение - слова Вячеслава: «И у меня острое ощущение весны. Это весна моей любви!»)

- Охарактеризуйте отношения Евгении Рудневой с родителями. Найдите сцены встречи и прощания Жени с ним.

- Кто такой Виктор? Как вы думаете, почему между Виктором и Женей не сложилось таких теплых отношений? Почему Женя выбрала Славу? Сравните Виктора и Вячеслава.

- А теперь обратимся к сцене признания в любви. Какими вы представляете себе участников этой сцены?

- Ваши одноклассники приготовили инсценировку этого отрывка

(сцена из драмы на фоне «Офицерского вальса»).

Слово учителя:

- Время пролетело незаметно, отпуск закончился, пришло время расставаться. Тяжелы эти минуты и для Жени, и для ее родителей, и для Вячеслава. Но как ни трудно прощаться, долг перед Родиной, перед народом выше личного. И Евгения Руднева, несмотря на уговоры матери, на предложение остаться при университете, непреклонна в своем решении вернуться в полк.

2 действие драмы:

- 2 действие переносит нас на фронт. Какая атмосфера царит в женском 46-ом Гвардейском авиаполку? (Теплая семейная атмосфера).

- Охарактеризуйте подруг Евгении Рудневой. Каковы они в бою?

(Они бесстрашны, всеми силами стараются помочь Советской армии в приближении победы. Они вылетают на своих У-2 в самое пекло и не считают это подвигом. Для них это всего лишь обычные военные будни.)

- А в свободное от полетов время?

- Как относятся подруги к Жене? Проанализируйте сцену дня рождения и разговор Дины и Бершанской.

- Что такое война? Как характеризуется она героями пьесы?

- Как переплетается тема любви и военная тема по 2 д. драмы?

(Война разлучает влюбленных, не пускает их друг к другу).

- Случайно ли название пьесы «Ромео и Джульетта в шинелях»? Кто вспоминает о трагедии Шекспира?

- Какова главная тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?

(Главная тема трагедии Шекспира - тема любви.

Любовь как сила, объединяющая не только людей, но и эпохи. Поэтому название пьесы символично, оно соединяет героев драмы А.И.Засимовой и трагедии Шекспира. Как и у Шекспира, любовь Жени и Славы нежна и неисчерпаема, как море. Сама Женя вспоминает слова Джульетты…)

- Обратите внимание на созвучие имен героинь: Женя, Джульетта.

- Каков финал драмы? Прочитайте последнюю сцену. Как вы понимаете слова Вячеслава: «Пусть вечно сияет планета моей любви»?

(Огонь любви, миг счастья всегда будут жить в душе Вячеслава. Они навечно останутся в его памяти.)

Работа по вопросам:

- Почему у В.Шекспира - трагедия, а у А.И.Засимовой - драма?

- Обратимся к эпиграфу пьесы. В чем смысл стихотворения Александра Кочеткова?

- Как соотносится эпиграф к пьесе и эпиграф к уроку?

Эпиграф к пьесе: С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них -

И каждый раз на век прощайтесь!

И каждый раз на век прощайтесь!

И каждый раз на век прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Вывод:

Настоящая любовь, несмотря ни на что, - светлое чувство. Она соединяет людей и при жизни, и после смерти.


  1. Итог урока

Чтение наизусть:

Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови -

Донесется, как песня, с ветром

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденья за явь приму.

Хлынь дождем на шумную крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Пуля свалит в степи багровой -

Хоть на миг сдержи суховей,

Помяни меня добрым словом,

Стынуть буду - теплом повей.

Появись, отведи туманы,

Опустись ко мне на траву,

Подыши на свежие раны -

Я почувствую,

оживу.

(Александр Яшин.)

Учитель:

- Великая Отечественная Война - это огромная душев­ная рана в человеческих сердцах. 1418 дней и ночей… Они вместили в себя горечь отступлений, кровь и пот, боль потерь, тысячи километров дорог, тяжелые будни. Но любовь помогала выстоять, она поднимала боевой дух, не давала зачерстветь душе. Скоро мы будем отмечать 65-летие победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.

5. Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Любовь в огне войны».

Литература

  1. Шекспир В. Избранное / Сост., авт. ст. и коммент. А. Аникст; - М.: Просвещение, 1985.

  2. Засимова А. Ромео и Джульетта в шинелях. - Липецк: ГУРОГ (Липецкая газета), 2005.

  3. Т.Л. Соколова. А.И. Засимова: штрихи к портрету / Сборник материалов III областной научно-практической конференции «Теория и практика изучения регионально-краеведческого компонента в системе школьного образования». - Липецк: ИРО, 2009.

© 2010-2022