Обобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»

Представлен материал из опыта работы по теме исследования «Формирование поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах», где проведен сравнительно-сопоставительный анализ по освоению исследовательских тем на уроках литературы в  экспериментальной ( социально-экономической) и контрольной (физико-химической группы)  группах.Также предложены критерии мониторинга сформированности поликультурной толерантности старших школьников на уроках литературы (высокий , средний ,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах.

Из опыта работы педагога-исследователя Кудиновой В,Г.,

учителя русского языка и литературы МБОУ БГ №102 Демского района ГО г. Уфа РБ

ЦОбобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»елью эксперимента является обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Педагогическое исследование строится на базе 10 класса, где экспериментальной является группа социально- экономического профиля (58% качества знаний и 67 % по литературе) и контрольной - группа физико- математического профиля( 62% качества и 88% по предмету )

На констатирующем этапе был разработан диагностический инструментарий: анкетирование, тестирование, рейтинг, наблюдение, самооценка, который позволил целостно определить уровень сформированности толерантности на всех этапах опытно-экспериментальной работы.

В качестве критериев мониторинга сформированности поликультурной толерантности старших школьников на уроках литературы (высокий, средний, низкий) выступают компоненты развития творческих способностей учащихся: эмоционально - ценностный (отношение к выполняемому заданию), когнитивный (осведомленность о способах выполнения заданий), действенный (регулярность выполнения поручений, предполагающих практическую деятельность).

Компонент

Высокий

Средний

Низкий

Эмоцинально - ценностный

ЭГ - 5 45%

К Г- 3 33%

ЭГ-3 27%

КГ- 5 55%

ЭГ-3 27%

КГ- 1 11%

Когнитивный

ЭГ-3 27%

КГ- 2 22%

ЭГ- 5 45%

КГ-6 66%

ЭГ- 3 27%

КГ-1 11%

Действенный

ЭГ- 3 27%

КГ-1 11%

ЭГ- 3 45 %

КГ-7 77%

ЭГ- 3 27%

Кг-1 11%

Результаты обследования показывают, что в экспериментальной (социально- экономической) группе больше учащихся, имеющих высокий уровень по всем компонентам, в контрольной группе основная масса обучающихся имеют средний уровень развития творческих способностей, при этом действенный компонент, связанный с практической направленностью более высокий и меньше учащихся с низким уровнем сформированности творческих способностей.

  1. уч. год является подготовительно - обучающим, главной задачей было внедрение в учебную и внеурочную деятельность исследовательского метода по формированию поликультурной толерантности школьников, для этого использовалась оптимизация содержания филологического образования в старших классах через воспитание межнациональной толерантности и патриотизма, гуманизма и нравственности на уроках и внеурочной деятельности.

На подготовительно - обучающем этапе проводилось постепенное внедрение в учебный процесс дифференцированных и разноуровневых заданий, исследовательских и творческих работ, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех учащихся способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам. На обучающем этапе учитель формулирует проблему, задает алгоритм действий и контролирует ход работы, четко отслеживая все действия работы над проектом, который представляется на семинарском занятии.

В течение подготовительно - обучающего этапа проведена работа по освоению написания исследовательских тем по литературе следующих видов:

  • лОбобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»итературно-культурологическое исследование «В Петербурге Достоевского» строится на решение проблемы «Как романе «Преступление и наказание» изображен Петербург?» Сбор материала проводится по плану: изучение пейзажа города, описание кварталов, доходных домов, интерьеров комнат, сцен уличной жизни.

Для развития творческих способностей предложено создание иллюстрации или схемы « Петербург Достоевского». На «5» выполнили по 25% экспериментальной и контрольной группы, на «4» - 8% ЭГ и 42% КГ, не выполнили задание- 3 учащихся ЭГ и 1 ученик контрольной группы.

  • проблемные: (основное содержание - постановка вопросов (проблем)

этико-эстетического характера) помогают выявить творческие способности учащихся. После проведения внеклассного чтения по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» было предложено написание эссе по высказываниям писателя :

  • «Нет вины одного народа перед другим, как нет хороших и плохих народов».

  • «Плохих народов не бывает, бывают плохие люди»

  • «Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живы?»

ООбобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»бсуждение межнациональных проблем вызвало большую заинтересованность и высокое выражение эмоциональных чувств. В экспериментальной

( социально- экономической) группе

на « 5»-5 55% , 4- 3 33% , «3»- 2 22% , в контрольной группе «5»- 2 25% , «4»- 6 75% , «3»-0. Несмотря на 100% качество в контрольной группе, более глубокое раскрытие проблемы отмечается в экспериментальной группе 55% .

  • Обобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»сопоставительные предполагают сравнение двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой или учебными задачами. В течение года проводилось несколько сравнительных исследований :

ноябрь « Сравнение образа Базарова в критических статьях Д.Писарева «Базаров» и А. Антановича «Асмодей нашего времени»

ФОбобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»евраль «Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого «Война и мир»;

Март «Сравнительно - сопоставительное исследование по произведениям Э. Хемингуэя «Старик и море» и В.П. Астафьева «Царь -рыба»

Анализируя качество выполнения сравнительно - сопоставительных исследований, отмечается положительная динамика в социальной - экономической группе (от 54 до 64% качества выполнения заданий), в контрольной группе остается стабильное качество 64% , хотя эта группа более точнее находит сходства и сравнения.

  • творческие работы занимают особое место, предполагается художественное восприятие объекта и личностно-ассоциативный путь поиска.

ВОбобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах» течение года предлагались на выбор сочинения - рассуждения или творческие работы: создание карты сражения, схемы, написание сочинений в форме дневника, письма, статей в газету, репортажей, эссе на современные проблемы.

Сочинение «Кто вы, господин Базаров?» (по роману И.Тургенева «Отцы и дети») было предложено написать в форме рассуждения или в форме письма, дневника, обращения к литературному герою. В экспериментальном классе соотношение традиционного сочинения и творческих работ составляет 30 на 70% , в контрольном физико- математическом 50 на 50 % .Все творческие работы были оценены на «хорошо» и «отлично».

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что необходимо создавать педагогические условия формирования поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах в форме проведения различных видов семинарских занятий, так как учебно - исследовательская деятельность является фактором повышения качества знаний, как в экспериментальной, так и в контрольной группах и

средством воспитательно - образовательной системы подготовки старшеклассников к жизни в поликультурной среде.





© 2010-2022