Методическая разработка по литературе Инфо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кунгурский автотранспортный колледж»


Методическая разработка по литературе Инфо

Дисциплина: литература





Методическая разработка

«Организация самостоятельной работы обучающихся при изучении русской литературы на основе компетентностного подхода с применением информационных технологий»



Автор работы: Коцюбинская Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литер-ры, ГБОУ СПО «КАТК» тел: 89091129656, e-mail: KocyHYPERLINK "mailto:[email protected]"@HYPERLINK "mailto:[email protected]"yaHYPERLINK "mailto:[email protected]".HYPERLINK "mailto:[email protected]"ru



Кунгур, 2014



Пояснительная записка

Данная методическая разработка подготовлена с опорой на следующие документы: «Концепцию модернизации российского образования на период до 2017 года» и «Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения», которые отразили тенденцию к переходу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране очень активно приходит на смену знаниевому.

Современное образовательное учреждение не знаниями, должно обеспечить учащегося - оно должно подготовить его к жизни. Идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».

Перед нами, педагогами, ставится задача - формировать эти компетентности у учащихся на своих занятиях. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми». Выделяют семь ключевых образовательных компетенций: ценностно - смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально - трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения и проверки эффективности обучения. Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения педагогических целей. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Оценивается уже не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить этот багаж знаний в жизни.

Именно на уроках литературы наиболее наглядно и естественно можно использовать при обучении компетентностный подход, формируя необходимые для жизни(выше перечисленные) умения и навыки.

В данной методической разработке предложен вариант организации самостоятельной работы учащихся с произведениями русской литературы ( в рамках подготовки домашнего задания, работы творческой лаборатории, кружка или на занятии, при условии достаточной компьютерной оснащённости).

Цель методической разработки: обучение учащихся творческому подходу в работе с художественным текстом с использованием современных компьютерных технологий и программ.

Данную методическую разработку можно использовать при подготовке к занятиям общегуманитарного и социально-экономического цикла (литература, история, культурология, география и т. д.)

Методическое обоснование работы.

При составлении плана занятия необходимо заранее продумывать, какими методами мы будем пользоваться, чтобы задания на уроке имели не только учебное, но и жизненное обоснование, чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Желательно стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог преподавателя, информативная беседа, фронтальный или индивидуальный опрос, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и т.п.

Разработчик данной методической разработки (по организации самостоятельной работы учащихся при изучении русской литературы) учитывал существенные отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного, и опирался на представленную сравнительную таблицу.



Подход

Этапы



Традиционный подход




Компетентностный подход

Целеполагание

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Предполагаемый результат образования

«Знаю, что…»

«Знаю, как…»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Наблюдение и контроль

Практика и самостоятельная работа

Контроль за деятельностью

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио - продукт творческого обучения)

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя несколько основных этапов: например,

1-й этап - целеполагание. Определяем место учебного занятия, устанавливаем цель и основные задачи.

2-й этап - проектирование и его компетентная направленность.

  • Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

  • теория - понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

  • практика - умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

  • воспитание - нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

  • Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

  • Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап - выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока - организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;

  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

  • Многообразие подходов и точек зрения;

  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап - подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.





Преимущества компетентностного подхода.

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с целями учащихся.

  • Подготовка учащихся к сознательному обучению в дальнейшем, подготовка учащихся к успеху в жизни, повышение мотивации учения.

  • Обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Учитель должен уметь:

  • Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

  • Понимать, какие умения потребуются учащимся в будущей жизни.

  • Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

  • Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

  • Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

  • В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

  • Оценивать продвижение группы в целом и отдельных учащихся не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

  • Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

  • Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Учитель должен понимать:

  • Мир не стабилен и уже таковым не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям, строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.

  • Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители - его самые верные союзники.

  • Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся.

Не следует:

  • Считать себя единственным и главным источником знаний,

  • Передавать свой опыт жизни и воспитания,

Обоснование выбранной темы и её актуальность.

Сегодня очень много говорят о том, что подростки не читают книг и это связано с изменениями в сфере средств коммуникации. При этом отмечаются такие особенности мышления, как виртуализация жизни, относительность ценностей, эклектика вкусов, поверхностность суждений. Молодежь упрекают за неуважение авторитетов, предпочтение игры работе, «клиповое» сознание. Рассуждают о том, что книжная культура вытесняется экранной. Действительно, современность очень далеко ушла от культуры прошлых веков. Молодому поколению, нелегко читать Тургенева и Достоевского, еще сложнее понимать Толстого. Другие времена, другие нравы, другой язык. Смешение эпох, культур, стилей, жанров - вот то, что происходит в современном искусстве. Ремикс в музыке, ремейк в литературе. (ремейк - это современная интерпретация ранее изданного произведения).

Поменялись и способы знакомства с художественной литературой и формы работы с ней. Вопрос: что лучше? Бумажный носитель или электронный - не стоит. Каждый волен выбирать: электронная книга, планшет, ноутбук, компьютер или обычная книга. Всё популярнее становятся электронные библиотеки, как виртуальные, так и обычные. Меняется действительность, а вместе с ней и меняется отношение к литературе.

Отталкиваясь от этой проблемы, созрело решение создать вместе со студентами свой продукт в этой сфере, отразить свой взгляд на современную литературу, через информационный подход в работе с учащимися. В данной работе хотелось рассмотреть: насколько вероятно с помощью самостоятельной работы студентов активизировать их желание знакомиться с литературой 19 - 20 веков через современные технологии, через использование новейших компьютерных программ.

Так как, учащиеся сегодня являются активными интернет -пользователями и получают достаточные знания в области информационных технологий, то для всех эта работа была особенно интересна и полезна. Оговоримся, что это ещё одна возможность лучше узнать будущую профессию, так как в нашем учебном заведении учащиеся получают, в том числе и специальности «Информационные системы», «Автоматизированные системы обработки информации».



Этапы работы: (на уроке)

  • Изучить учебный материал: биографию и этапы творчества писателя (поэта). (Исследовательский метод и вид деятельности). Познакомиться с содержанием художественного произведения (тематикой, проблематикой, героями и идеей).

Самостоятельная работа:

  • Создать видеоряд (ремейк) на материале известных литературных произведений(стихотворений). (Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в работе);

3. Подобрать современное музыкальное сопровождение к ремейкам. (Многообразие подходов и точек зрения).

4. Проанализировав произведение, использовать ключевые цитаты, в создании ремейка Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

5. Самопрезентация и защита творческого продукта.

Описание проектной деятельности учащихся.

В разделе «Серебряный век русской поэзии» мы обратились к творчеству русской поэтессы Марины Цветаевой.

Первым этапом стало знакомство на занятии с жизнью и творчеством поэтессы(на занятии). Каждый студент через своё восприятие и отношение подобрал стихотворение, которое наиболее соответствовало его мироощущению и пониманию творчества поэта.

На втором этапе при совместном обсуждении учащиеся выбрали то стихотворение, которое будет участвовать в творческой работе (создание ремейка).

На третьем этапе учащиеся создали ремейк (домашнее задание) на стихотворение «Прохожий». Для создания ремейка были использованы аудиозапись стихотворения в исполнении актрисы Тарбеевой Екатерины, тематические картинки, презентация.

На четвёртом этапе учащиеся подобрали музыкальное сопровождение, отвечающее настроению и стилистике стихотворения. (домашнее задание)



На пятом этапе произошла открытая защита творческих проектов и выбор наиболее удачной работы. Учащиеся высоко оценили одну из работ (ремейк далее представлен в приложении к методразработке).

Следующей подобной творческой работой стало создание ремейка на известное стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью». Для создания ремейка учащимися были использованы аудиозапись стихотворения в исполнении знаменитой актрисы Алисы Фрейндлих, портреты поэтессы, тематические изображения, музыкальное сопровождение и компьютерные программы. Данная работа так же была высоко оценена самими учащимися, так как имела сильное эмоциональное воздействие. Ещё одна самостоятельная работа учащихся - ремейк на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». После семинара по теме «Суд на Родионом Раскольниковым: казнить - нельзя - помиловать » учащиеся определились со структурой творческого проекта(ремейка). Для создания потребовалось фрагменты одноименного фильма режиссера Дмитрия Светозарова, изображение книги, оригинальная музыкальная композиция Escimo Callboy Gravebegger, ключевые цитаты произведения. На последнем этапе работы - презентация и защита творческого продукта, работа оказалось несколько спорной в выборе музыки и фрагментов ремейка, но учащиеся сумели аргументировать свой выбор и защитили свою позицию, своё видение произведения (ремейк прилагается к методразработке)

Конечно, не обошлось и без ремейка на бессмертный роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он приковывает к себе внимание всех поколений и во все времена. После знакомства с жизнью и творчеством писателя, изучив обзорно это произведение, студенты приступили к самостоятельной творческой работе. Для создания ремейка учащиеся использовали ключевые фрагменты из фильма, современные музыкальные композиции, портрет Булгакова, основополагающие философские цитаты из произведения. Здесь потребовалась помощь преподавателя, в силу того, что произведение достаточно сложное и в жанровом отношении и по смысловому наполнению: смешение различных планов, пересечение миров.

Неожиданно интересной получилась самостоятельная творческая работа учащихся на произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Проанализировав на занятии эту музыкальную романтическую и глубоко трагическую повесть о неразделённой любви, обсудив основные проблемы, поставленные в произведении автором, группа учащихся выбрала для себя это произведение для проектной работы. Поработав с одноимённым фильмом, создав ремейк, к нему учащиеся подобрали современную музыкальную композицию в исполнении Бьянки «За тобой», что придало теме современность и новое психологическое наполнение.

Для создания работ учащимися были использованы программы:

Киностудия MovieMaker(простейшая программа, встроенная в Windows 7)
MovaviVideoEditor 9(профессиональная программа, с большим количеством функций) Power Point 2010 Portable. Foxit PDF Editor Portable / Редактирование PDF файлов. SolveigMultimedia( программа средней сложности)
FormatFactory( стандартный видеоконвертер) SonyVegasPro(полупрофессиональная программа)



























Заключение

Данная проектная деятельность как вид самостоятельной работы учащихся показалась нам очень интересной и актуальной, потому что дала возможность поэкспериментировать с текстом, с иллюстрациями, звуком и изображением(видео). Было создано около 20 ремейков на различные произведения русской классической литературы. Студенты стали виртуальными соавторами художественных произведений XIX-XX веков, доставая из них те смыслы, которые возможно не закладывали в них сами авторы, учитывая тот факт, что времена изменились, и слова зачастую приобрели новую многозначную окраску. Безусловно, что ремейки никогда не смогут заменить художественные книги, но такую задачу мы и не ставили. Мы надеемся, что они помогут заинтересовать студентов творчеством того или иного поэта, той или иной книгой, эмоционально настроят их на восприятие русской литературы в каком-то новом свете и неожиданном ракурсе.

По окончании защиты проектов мы провели опрос среди студентов нашего колледжа. Количество респондентов - 150 человек ( в основном студенты первого курса, изучающие литературу). По отзывам первокурсников, работы (ремейки) вызывают интерес и желание познакомиться с книгой. Студенты часто задавали вопрос: «А есть ли такая книга в нашей библиотеке?» При этом девушкам больше нравились ремейки на стихотворения, а юношам, ремейки на романы и повести… Отсюда следует вывод, что наша работа не бесполезна, и она может привлечь внимание студентов к русской классической литературе.

Несмотря ни на что хорошая книга в любом своём проявлении, не должна уходить из нашей жизни, а к хорошей книге относится, прежде всего, русская классическая литература. Она является образцом для нашей устной и письменной речи, трансляцией жизненного опыта предыдущих поколений, национальной гордостью каждого русского человека. Пушкин, Толстой, Достоевский и Горький, Чехов и Булгаков - это огромные художники, великие писатели мира, и вместе с тем они действительно русские писатели, отражавшие свою эпоху и черты русского народа»

При создании ремейков шла активная работа по формированию ключевых компетенций у учащихся. Это ценностно-смысловая компетенция, связанная с ценностными представлениями учащихся, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и

предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в культурно - досуговой сфере. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, вооружает способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Социально - трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Учащийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.



Используемая литература



  • Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»Вита Нова • Санкт-Петербург. 2003г.

  • Марина Цветаева, Издательство: ЭллисЛак : 1997

  • Анна Ахматова. «ПетербургАнны Ахматовой» Издательство: Журнал "Нева", 2002 г.

  • Достоевский Федор. «Преступление и наказание», Издательский дом: «Художественная литература». Год издания: 1970.

  • Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. П. А. Николаева, М. В. Строганова

  • xliby.ru/literaturovedenie/HYPERLINK "xliby.ru/literaturovedenie/мировая"мировая художественная литература 20 век «Век 20 век необычный».

  • russkay-literatura.ru/literaturnaya-borba/369-mirovoe-znachenie-

  • programy.com.ua/ru/graphics/компьютерные программы / работа с изображениями и фото.

Для создания работ учащимися были использованы программы:

1.Киностудия MovieMaker (простейшая программа, встроенная в Windows 7)
2. MovaviVideoEditor 9(профессиональная программа, с большим количеством функций) 3. Power Point 2010 Portable. Foxit PDF Editor Portable / Редактирование PDF файлов. 4. SolveigMultimedia( программа средней сложности)
5. FormatFactory( стандартный видеоконвертер) 6. SonyVegasPro(полупрофессиональная программа)

ПРИЛОЖЕНИЕ


  • Ремейк на стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью»

  • Ремейк на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

© 2010-2022