Урок русского языка в 7 классе специальной (коррекционной школы-интерната 8 вида. Сочинение-описание по картине А. Пластова «Первый снег»

Урок развития связной речи в коррекционой школе для детей с ОВЗ ,  VIII вида. Содержание  урока направлено на развитие активного словаря учащихся, развитие устной речи, процессов мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. Задания дифференцированы по уровням обучения учащихся. Сочинение по картине – одно из эффективных средств развития речи и творческих возможностей ученика.             Большое значение имеет предварительная работа. Подготовка к сочинению происходит в течение 2-3 уроков. Поско...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе.

Методическая тема: «Разноуровневый подход в работе над сочинением один из способов развития творческих способностей учащихся».

Тема урока: Сочинение-описание по картине А. Пластова «Первый снег»

Цель: Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведения живописи;

  • формирование умения составлять художественное описание.

  • формирование умения выделять микротемы в описании.

Воспитательные:

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроение при помощи слова;

  • учить отбирать нужные для описания слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие связной устной речи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи, через описание природы на основе произведения живописи.

  • коррекция и развитие связной письменной речи при работе над сочинением.

Оборудование: репродукция с картины А. Пластова «Первый снег», дневниковые записи, учебный словарь, словарь эпиграфов, словарь настроений, словарь синонимов. Презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». (Слайд 1)

  1. Актуализация знаний.

* Что вам известно об авторе этой картины? (Слайд 2)

* Беседа по содержанию картины «Первый снег». (Слайд 3)

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы думаете, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

Назовите основные микротемы картины. (Слайд 4)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

- Что изобразил художник на переднем плане? (деревенский дом, деревянное крыльцо, девочку и мальчика, палисадник, берёзу в палисаднике, ворону)

Почему дети выбежали на крыльцо своего дома? (Слайд 5)

- Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Что выражают их лица? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. Их лица выражают восторг, удивление, радость, счастье, восхищение, интерес.) (Слайд 6).

-Кого ещё мы видим на переднем плане? (Ворону)

-Почему она не улетела в тёплые края?

-Что можно сказать о вороне? Какая она? ( Удивлённая, важная, встревоженная)

-Что ещё видим на переднем плане? Опишите берёзу: старая; могучая; с белым стволом; ветки у березы гибкие, длинные, раскидистые; пушистая и красивая; покрылась, как белой шубкой, снегом.

-Что художник изобразил на заднем плане? (Деревенскую улицу, белые крыши домов. По дороге бежит лошадь запряженная в сани. В санях стоит человек.)

-Какое небо мы видим на картине? (Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрытое тучами.)

-Что можно сказать о земле? (Укуталась снежным одеялом, лишь у забора осталась небольшая проталина.) ( Слайд 7).

-Опишите снег. ( Белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе. Снежинки похожи на звёздочки; лёгкие как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева.) (Слайд 8).

- Обратите внимание на фон картины. Какой он? (В картине преобладают теплые и светло-коричневые тона.)

-Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

-Радуетесь ли вы первому снегу? Почему?

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления).

4. Коллективное составление плана.

1.Вступление.

а) Первый день зимы. («На картине А.А.Пластова я вижу…». Художник А.А. Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы.)

2. Описание картины.

а) Передний план: дети, палисадник, берёза, ворона.

б) Задний план: улица, лошадь, дома.

в) Описание неба, земли, снега.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

5. Подбор эпиграфа. ( Словарь эпиграфов)

6. Динамическая пауза. Физкультминутка.

7. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)

8. Написание сочинения учащимися.

1 уровень -

Лобанова. Ю. - написание сочинения от имени берёзы.

Корнеенко.О. - написание сочинения от лица девочки.

Ичетовкин. А. - написание сочинения от лица мальчика.

Парамонова. К. - написание сочинения от лица вороны.

2 уровень - Перевозчикова. М., Горшкова. С., Колянников. Д., Зубарев.С. - написание сочинения от своего имени, как человека, любующегося картиной (по развёрнутому плану).

3 уровень - Вахрушева. А., Калинина. А. - вставить в текст (сочинение) подходящие по смыслу слова. (Приложение 1)

4 уровень - Бутаков. Ж., Логинов. Ж. - вставить в текст (сочинение) подходящие по смыслу слова. (Предлагаются слова, нужно выбрать соответствующие). (Приложение 2).

9. Итог урока. Рефлексия.

-Чему учились на уроке.














© 2010-2022