- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 10 класса
Рабочая программа по литературе для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатова Н.Г. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
02.16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 116 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
________________________
Протокол №
«__» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________
(Гаврилова Т.Е.)
«__» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
___________ Т.В.Еремеева
Приказ №____
от «__» августа 2015 г.
Рабочая программа
учебного курса
среднего общего образования
по литературе
Класс - 10 А
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Шатова Н.Г..
2015-2016учебный год
г. Уфа
Оглавление:
1.Пояснительная записка. 3
2.Общая характеристика учебного предмета. 4
3.Описание места учебного предмета в учебном плане. 5
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета. 5
5.Содержание учебного предмета. 7
6.Календарно-тематическое планирование. 7
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса. 12
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих документов:
-
Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №116
-
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированном в Минюсте России 03.03.2011г. №19993
-
Федеральной примерной программы основного общего образования по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров
-
Выразительное чтение
-
Различные виды пересказа
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю (105 часов в год).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
. использование для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
. умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
. умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
. умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся основной школы состоят в следующим:
1)в познавательной сфере:
. понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
. владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
. приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
. формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
. собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
. понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
. восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
.умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты и литературные общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
. понимание русского слова в эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
5.Содержание учебного предмета.
Раздел1. Введение (1ч )
Раздел 2. Из литературы 1 половины 19 в. (11+2 р.р.ч )
А.С. Пушкин (4ч.)
М.Ю.Лермонтов (4 ч.)
Н.В.Гоголь (3+2 р.р.)
Раздел 3. Литература 2 половины 19 в.(79+12 р.р.)
А.Н.Островский (6+2р.р.)
И.А. Гончаров (5+1 р.р.)
И.С.Тургенев (7+2 р.р.)
Н.Г.Чернышевский (3ч)
Н.А. Некрасов (7+2 р.р)
Ф.И.Тютчев (3ч.)
А.А.Фет (3+2 р.р )
Н.С.Лесков (3+1 р.р.ч.)
М.Е.Салтыков - Щедрин (5+1 р.р.ч)
А.К.Толстой (2+1 р.р. ч)
Ф.М.Достоевский ( 6+2 р.р.ч.)
Л.Н.Толстой(15+2р.р.)
А.П. Чехов (4+1 р.р.ч )
6.Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по литературе
10А класс
№ урока
Тема урока.
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
Раздел 1. Введение
1
«Прекрасное начало» (К истории русской литературы Х1Х века)
1
Раздел 2. Из литературы 1 половины 19 в.
А.С.Пушкин
2
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Художественные открытия Пушкина.
1
3
"Вечные" темы в творчестве А.С. Пушкина
1
4
Особенности пушкинского лирического героя
1
5
Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме.
1
М.Ю.Лермонтов
6
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
1
7
Мотив гордого одиночества в лирике поэта.
1
8
Философские мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
1
9
«Демон» как романтическая поэма
1
Н.В.Гоголь
10
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя. Идеи в повести «Невский проспект»
1
11
Повесть Н.В.Гоголя «Нос». Ирония, гротеск, фантасмагория как основные приемы создания сатирического образа повести
1
12
Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры
1
13-15
Классное сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIXв. Анализ и редактирование работ.
3
Раздел 3. Литература 2 половины 19 в.
16
Литература и журналистика 50-80 годов второй половины XIX века
1
А.Н.Островский
17
А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Островский как создатель русского национального театра.
1
18
Драма «Гроза» как семейно-бытовая коллизия. Идейно - художественное своеобразие произведения
1
19
"Жестокие нравы" "темного царства".
Сочинение-миниатюра.
1
20
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
1
21
Смысл названия и символика пьесы. Драма «Гроза» в оценке критики современников.
1
22
Сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза". Анализ и редактирование работ
1
И.А. Гончаров
23
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов»
1
24
Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов.
1
25
Тема любви в романе.
1
26
Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).Критики о романе.
1
27
Классное сочинение с домашней подготовкой по роману И. А. Гончарова "Обломов".
1
И.С.Тургенев
28
Анализ работ.
И. С. Тургенев-мастер романа. Жизнь и творчество.
1
29
Роман «Отцы и дети» Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
1
30
"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия
1
31
Базаров и его «спутники»
1
32
"Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство)
1
33
Поэтика романа, своеобразие его жанра. Полемика вокруг романа «Отцы и дети»
1
34-35
Классное сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Анализ и редактирование работ.
2
Н.Г.Чернышевский
36
Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?»
1
37
«Новые» люди и теория «разумного эгоизма» в романе
1
38
Рахметов как главный герой романа
1
Н.А.Некрасов
39
Н.А.Некрасов. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.
1
40
Тема народа в лирике Н.А.Некрасова
1
41
Поэма «Кому на Руси жить хорошо», жанровое своеобразие, фольклорная основа.
1
42
Народ в споре о счастье
1
43
Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского".
1
44
Народ и Гриша Добросклонов
1
45
Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье.
1
46
Зачётная работа по творчеству Н.А.Некрасова.
1
Н.С.Лесков
47
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
1
48
Повесть «Очарованный странник».Иван Флягин-русский праведник.
1
49
Смысл названия повести
1
Ф.И.Тютчев
50
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева.
1
51
Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой"
1
А.А.Фет
52
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие лирики Фета
1
53
Самостоятельная работа «Анализ поэтического текста»
Ф.М.Достоевский
54
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание . Замысел романа и его воплощение
1
55-56
Образы "униженных и оскорбленных"
1
57
Теория Раскольникова и ее развенчание
1
58
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора
1
59
"Преступление и наказание" как философский роман.
1
60
Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
1
61-62
Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Анализ работ
2
Л.Н.Толстой
63-64
Л. Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр
2
65
Светское общество в романе
1
66
Поместное дворянство в романе
1
67-68
Изображение войны 1805-1807 гг.
2
69-70
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
2
71-72
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.
2
73-74
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе
2
75-76
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
Картины партизанской войны
2
77
"Мысль народная" в романе
1
78
Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни
1
79-80
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого
2
81
«Мысль семейная» в романе
1
82
Роль эпилога в романе
1
83
Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
1
84-85
Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
2
М.Е.Салтыков - Щедрин
86
Анализ работ. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). Сказки Салтыкова -Щедрина - синтез его творчества
1
87
«История одного города» как сатирическое произведение
1
88
Тема народа и власти
1
89
Смысл финала "Истории одного города"
1
90
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
1
91
Письменная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
1
А.П. Чехов
92-93
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов
2
94-95
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.
2
96-97
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
Новаторство Чехова-драматурга
2
98-99
Классное сочинение по творчеству А.П.Чехова
2
100
Анализ работ
1
101-102
Обобщение тем.
2
103-105
Резерв
3
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. - М.: ТИД «Русское слово - РС».
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. - М.: Просвещение.
3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. - М: ООО, Издательство «Эксмо».
4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. - Волгоград: ООО «Экстремум».
Для учителя:
1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально - регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».
2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. - М.: «ВАКО».
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 - 11 кл. - М.: Дрофа.
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября».
Интернет- ресурсы:
1.Виртуальный музей литературных героев// Режим доступа: likt590.ru/project/museum
2.Государственная Третьяковская галерея// Режим доступа: tretyakov.ru
3.Музей им. Пушкина// Режим доступа: museum.ru/gmii/
4.Портал «Музеи России»// Режим доступа: museum.ru
5.Филологический портал// Режим доступа: Philology.ru philology.ru
6.Универсальная энциклопедия «Википедия»// Режим доступа: wikipedia.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): методические пособия для учителя, словари, справочная литература, УМК;
Компьютерные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);
Мультимедийные образовательные ресурсы .