Урок русского языка Деловое письмо - 6 класс

Данный урок   выбран  не случайно, т.к. проблемы правовой грамотности, неумения оформлять деловые бумаги  очень актуальны в наше время. На уроке используются следующие виды работ – редактирование деловых документов, работа со словарями, составление заявлений. На уроке используется наглядный материал, технические средства обучения. Весь материал изготавливался и отбирался в соответствии с темой и целями урока. На уроке используются компьютерные технологии для повышения  качества образования учащи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока «Деловые документы: заявление, автобиография»

Цели урока:

Образовательные:

- Знать виды деловых бумаг.

- Формировать умения оформлять заявления и автобиографию , редактировать тексты в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

- Расширять знания учащихся о нормах современного этикета.

Коррекционно- развивающие:

-Корригировать внимание путем выполнения упражнений по редактированию текстов.

- Корригировать и развивать связную устную и письменную речь.

Воспитательные:

Приобщать учащихся к чтению и изучению специальной справочной литературы;

-Воспитывать умения работать в команде.

- Работать по развитию эстетического вкуса;

- Формировать у школьников чувства гражданственности, любви к родному краю.

Методы обучения: словесные, репродуктивные, продуктивные.

Оборудование:

компьютер, проектор; карточки- задания,

образцы оформления деловых бумаг на каждом столе.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие гостей и учащихся.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы с вами проживаем на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» А это значит, что скоро на Прибайкальской земле начнут функционировать множество спорткомплексов, гостиниц, ресторанов, кафе. Наш район будет расти и развиваться. Вырастет количество рабочих мест. Будут востребованы специалисты различных областей знаний.

Многие из вас, ребята, после окончания училищ или ссузов придут работать на предприятия нашего района. Но чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно. Необходимо пройти собеседование, понравиться работодателю. Ведь 21 век - это век деловых людей и деловых отношений. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. А теперь давайте посмотрим сценку, которую подготовили ребята:

СЦЕНКА. ( видео): За столом сидит работодатель, что-то пишет, разговаривает по телефону, дает объявление в газету о наборе специалистов. К работодателю подходят 2 девушки . Вульгарно одетые, жуют жвачку, в ушах- наушники. «Здрасьте, это вам требуются специалисты? Так это мы». Работодатель: «Здравствуйте. Что ж, очень рад. Давайте посмотрим ваши дипломы, автобиографии». Посетители замешкались, не совсем корректно ведут себя. Работодатель, просмотрев документы, прощается с молодыми людьми и обещает сообщить о своем решении по телефону. Он недоволен.

Учитель: Давайте теперь все вместе обсудим, какие ошибки допустили ребята в этой сценке».

( Ученики поднимают руки и перечисляют недостатки, которые заметили в сценке).

Учитель: «Все правильно, ребята. Во-первых, молодые люди пренебрегли этикетом в одежде. 1.Одежда не должна раздражать собеседника, отвлекать от серьезной беседы, тем более при устройстве на работу. Не рекомендуется надевать много украшений. Обилие косметики, развязные манеры могут негативно отразиться на результатах встречи. Вспомним народную мудрость: «Встречают по одежке - провожают по уму». Как же были правы великие классики. (Читаю высказывания А.П.Чехова).

2.Приветствие-часть официальной встречи. . В русском языке основное приветствие: «Здравствуйте!» (т.е. пожелание здоровья) Варианты: «Добрый день!», «Доброе утро!» и т.п. Далее необходимо представиться. Например: «Меня зовут Савельева Наталья Борисовна. Я бы хотела работать у вас. Вот мое заявление и автобиография».

3. Документы. Какие документы попросила директор девушек. Девушки даже понятия не имеют, что такое автобиография.

Итак, какие деловые документы вы знаете? Слайд 2

Мы с вами уже изучили некоторые виды деловых бумаг. Соотнесите фрагмент текста делового письма с его названием. СЛАЙД

Чтобы правильно оформлять деловые бумаги , нужно помнить об общих требованиях к деловому письму . СЛАЙД 3

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Выпишите только те слова и выражения, которые можно использовать в деловой речи. ( один человек - у доски)

Слайд 4 Проверка - Слайд 5

3.Изучение нового материала

А) Сегодня на уроке мы будем учиться составлять заявление и автобиографию. Они потребуются вам при поступлении в учебное заведение или на работу и не только. Поэтому важно уметь составлять такие бумаги, но при этом не забывать о требованиях к деловому письму.

Б)Словарная работа - Работа со словарями . Слайд -8

Итак, прежде чем писать заявление, познакомимся с его составными частями. Слайд 7-8-9

Г) Внимательно рассмотрите образец заявления. По такой же схеме пишутся докладная, заявка и другие деловые бумаги. Слайд 10

Д) В этом году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в 8 класс. Послушайте его. СЛАЙД 11

Дорогому товарищу директору

ГКОУ «Турунтаевская СКОШИ

VIII вида» _______________..

от низко кланяющегося Вам

Петрова Н.И

.

заявление.

Убедительно прошу принять меня в ГКОУ «Турунтаевская СКОШИ VIII вида» с 1 сентября сего года в 9 класс в вверенную вам школу, т.к. очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о вас хорошего и о вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, что тружусь я хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Петров.

-Что вызывает смех в этом заявлении? ( неуместная лексика)

Всем понятно, что такого заявления быть не должно.

Закрепление материала

А вот такие заявления встречаются очень часто. ( раздаются заявления, составленные неправильно, например, нет даты или подписи, или не указан адрес, или нет ФИО ученика и т.д.)

Внимательно прочитайте заявления ( будете работать по 2 человека), если найдёте ошибки, подчеркните их и исправьте.

Итак, время пошло.

Проверка. Назвать ошибку и правильный вариант.

ФИЗМИНУТКА. ( упражнения для глаз) Слайд 15

Самостоятельная работа . Составление заявления.

Ну а теперь, научившись исправлять чужие ошибки, вы не должны сделать их сами.

Задание. Напишите заявление на имя директора нашей школы Суменкова Ф.Л. о просьбе разрешить вам уехать домой на несколько дней.

Проверка. Один записывает на доске, а в это время зачитываются 1-2 заявления.

Обучение написанию автобиографии.

Перед вами ещё одна схема написания деловой бумаги. Запишите её в тетрадь

Слайд 16

Обратите внимание на то, что автобиография начинается сразу с заголовка.

Пример написания автобиографии:

Автобиография

Я, Смирнов Сергей Александрович, родился 3 июня 1985 года в Москве. Мой отец, Смирнов Александр Петрович, работает водителем автобуса. Мать, Смирнова Тамара Ивановна, работает санитаркой в детской городской больнице.

В 1992 году я поступил в школу № 571 и окончил ее в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра.

Мой адрес: г.Москва, ул. Очаковская, д.17, кв. 3.

10 августа 2002 г. С. Смирнов

Итог урока.

Назвать составляющие части заявления, автобиографии.

Рефлексия.

Домашнее задание- написать автобиографию, используя схему.

Итог: Спасибо, ребята. Теперь вы несомненно, пройдете собеседование, понравитесь работодателю и устоитесь на работу. Надеюсь, сведения, полученные сегодня, обязательно пригодятся вам в недалеком будущем. Если у вас возникли вопросы, то не стесняйтесь, задавайте.

Используемые ресурсы:

nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/delovye-dokumenty-zayavlenie-avtobiografiya-urok-russkogo-yazyka-9-klas







© 2010-2022